Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:41, дипломная работа
В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Денежные расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку достигается значительная экономия на издержках обращения. Наличный оборот в предпринимательской деятельности ограничен1.
ВВЕДЕНИЕ
3
1 ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РФ
6
1.1 Понятие безналичных расчетов
6
1.2 Сущность и принципы организации безналичных расчетов
12
1.3 Мировая практика применения безналичных расчетов
16
2 ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РФ: ИХ ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
22
2.1 Правовое регулирование форм безналичных расчетов
22
2.2 Расчеты платежными поручениями
25
2.3 Расчеты аккредитивами
31
2.4 Расчеты по инкассо
38
2.5 Расчеты чеками
43
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ БЕЗНАЛИЧНОЙ СИСТЕМЫ
РАСЧЕТОВ В РФ
48
3.1 Проблемы в системе безналичных расчётов
48
3.2 Направления развития платежной системы РФ
50
3.3 Клиринг – как один из перспективных методов банковских расчетов
61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
72
От состояния этой циркуляции,
ее непрерывности зависит
Серьезное воздействие на организацию системы расчетов оказывает размер осуществления платежей. В связи с их разнообразием, неравнозначностью, «отражением» в суммах платежей определенных сфер бизнеса и соответствующих участников расчетов (мелкие суммы - свидетельство небольшого бизнеса, крупные – наоборот) стало традицией во многих странах разделять расчеты по этому признаку на системы проведения крупных (оптовых) и мелких, низкостоимостных (розничных) платежей.
Крупные платежи относительно нерегулярны, составляют небольшой объем по количеству, но преимущественный по сумме в общей величине платежей и относятся к таким важнейшим оборотам на внутренних и международных рынках, как межбанковское кредитование, операции клиринговых палат, сделки с ценными бумагами и валютой, а также особо значительные операции предприятий и частных лиц. В странах «Группы десяти»79 переводы крупных сумм составляют большую часть стоимостного объема межбанковского платежного оборота.
С 2010 года Банк России осуществляет мероприятия по совершенствованию платежной системы Российской Федерации в целях обеспечения ее эффективного и бесперебойного функционирования, способствующего устойчивому развитию банковской системы и поддержанию макроэкономической стабильности.
Банк России продолжит работу по участию в совершенствовании законодательства, устанавливающего организационные и правовые основы платежной системы Российской Федерации, а также по формированию в нормативной базе Банка России основных положений, определяющих функционирование платежных систем.
С целью создания условий для развития платежной системы Российской Федерации, повышения эффективности обработки платежей на всех этапах перевода денежных средств и сближения с международными стандартами Банк России продолжит работу по модернизации платежных инструментов и совершенствованию правил осуществления платежей и переводов, денежных средств в Российской Федерации с учетом международного опыта и российской банковской практики.80
Основные мероприятия по совершенствованию платежной системы Банка России будут связаны с комплексным преобразованием существующей платежной системы в направлении централизации ее архитектуры, предусматривающей, прежде всего централизованное управление платежной системой и осуществление расчетов в рамках единого регламента, создание комплексной нормативной базы, что будет способствовать повышению прозрачности функционирования платежной системы, сокращению текущих издержек и снижению рисков, влияющих на функционирование всей банковской системы.
В целях реализации участниками финансовых рынков расчетов на условиях "поставка против платежа" денежными средствами, размещенными на счетах в Банке России, будет создаваться, и внедряться интерфейс системы банковских электронных срочных платежей (БЭСП) и системы расчетов на рынке государственных ценных бумаг.
При переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации будет реализован механизм передачи через Банк России кредитными организациями Федеральному казначейству в электронном виде информации из платежных документов физических лиц.
В платежной системе Банка
России продолжится внедрение
С целью ускорения осуществления
безналичных расчетов через Банк
России будет организован электронный
документооборот между его
Банком России будет продолжена работа по развитию розничных платежных услуг банковского сектора и повышению финансовой грамотности населения в Российской Федерации в сфере розничных платежных услуг.
В ближайшем будущем с помощью абонентских счетов пользователей сотовой связи станет возможна оплата не только непосредственно услуг связи, но и других услуг, причем без использования дополнительных банковских счетов. Центральный банк России уже готов вынести эту проблему на обсуждение Правительства РФ.
В настоящее время разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации»81, который внесет изменения в нормы об осуществлении безналичных расчетов.
Предложено
к утверждению правило, по которому
все виды безналичных расчетов означают
перевод средств (с открытием
или без открытия банковских счетов).
Будут изменены как положения
о порядке осуществления
Проект ГК РФ содержит новую статью, определяющую правила осуществления перевода денежных средств (ст. 861.1 ГК РФ в редакции Проекта). В связи с этим необходимо отметить, что в настоящее время перевод денежных средств урегулирован Федеральным законом "О национальной платежной системе"83, который устанавливает правила осуществления переводов как денежных средств, так и электронных денежных средств.
Между нормами Проекта ГК РФ и Закона N 161-ФЗ есть некоторые противоречия. Закон о платежной системе определяет, что перевод денежных средств осуществляется в срок не более трех рабочих дней, начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или предоставления им наличных денежных средств при переводе без открытого банковского счета. Проект ГК РФ предлагает установить два рабочих дня, если перевод осуществляется в пределах территории субъекта РФ, и пять рабочих дней - в пределах территории РФ. При этом законом, банковскими правилами или договором может быть предусмотрен более короткий срок. Однако в Проекте ГК РФ не указано, с какого момента следует начинать отсчет указанного периода.
Проект ГК РФ не использует терминологию Закона N 161-ФЗ в части определения некоторых состояний перевода денежных средств. Так, в Законе N 161-ФЗ есть три характеристики: безотзывность, безусловность и окончательность. Безотзывность означает отсутствие возможности отозвать распоряжение о переводе. Безусловность - это выполнение всех необходимых для перевода условий одновременно либо отсутствие таковых. Окончательность - предоставление денежных средств получателю (подп. 14, 15 и 16 ст. 3 Закона N 161-ФЗ).
В Проекте ГК РФ определяется только одна характеристика перевода денежных средств - завершение. Перевод считается завершенным после зачисления денежных средств на банковский счет получателя, выдачи наличных денег получателю средств в одном и том же с плательщиком банке или в банке получателя.
Однако что касается определения момента, когда платеж считается завершенным, между текстом Проекта ГК РФ и Закона N 161-ФЗ есть некоторое несоответствие.
Понятие "завершение
платежа" по Проекту ГК РФ больше
всего соответствует такой
Если плательщика и получателя обслуживают разные операторы по переводу денежных средств, окончательность перевода наступает в момент зачисления денежных средств на банковский счет оператора (к которым в том числе относятся и банки), обслуживающего получателя средств, с учетом требований статьи 25 Закона N 161-ФЗ.
Таким образом,
если одновременно с принятием Проекта
ГК РФ не будут внесены изменения
в соответствующие положения
ст. 5 Закона N 161-ФЗ, возможны трудности
по применению новых положений при
осуществлении переводов
Проект
ГК РФ содержит поправки, которые
позволяют производить расчеты
платежными поручениями в
Из текста Гражданского кодекса РФ предлагается исключить норму, по которой банк незамедлительно по получении имеет право уточнить содержание платежного поручения, если содержание его и представляемых вместе с ним расчетных документов, а также их форма не соответствуют требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами (п. 1 и п. 2 ст. 864 ГК РФ).
В соответствии с Проектом ГК РФ, в случае несоответствия платежного поручения установленным требованиям банк обязан будет отказать в приеме такого поручения к исполнению не позднее дня, следующего за днем его получения. Такой же срок предполагается установить для отказа, если банк не удостоверится в праве плательщика распоряжаться денежными средствами.
В случае недостаточности денежных средств на счете плательщика банк должен известить клиента об этом обстоятельстве. Направив такое уведомление, он по истечении семи дней получает право отказаться от исполнения платежного поручения (абз. 2 п. 3 ст. 864 ГК РФ в редакции Проекта).
Положением о безналичных расчетах установлен иной порядок исполнения платежных поручений при недостаточности денежных средств на счете плательщика. Согласно п. 3.6 Положения о безналичных расчетах платежные поручения в этом случае помещаются в картотеку по внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок". Оплата их производится по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством. Отказ банка от исполнения платежного поручения не допускается.
Проект ГК
РФ предполагает право плательщика
отозвать платежное поручение до
завершения перевода денежных средств,
если иное не предусмотрено законом,
банковскими правилами или
Проект ГК РФ устанавливает три возможных способа исполнения платежного поручения (п. 1 ст. 865 ГК РФ в редакции Проекта).
1) Если все
операции совершаются в
2) Если счета
плательщика и счет получателя
открыты в разных банках, тогда
при наличии договора
- передать
платежное поручение банку
- зачислить денежные средства на открытый у него счет банка получателя.
3) Если между
банком плательщика и банком
получателя не заключен
Проект ГК РФ устанавливает открытый перечень действий по исполнению аккредитива, помимо осуществления платежей получателю средств, оплаты, акцептования или учета переводного векселя, выставленного бенефициаром.
Также Проектом ГК РФ предусматривается исполнение аккредитива не только по представлению бенефициаром предусмотренных аккредитивом документов, но и при выполнении дополнительно иных его условий. Пункт 4 ст. 861.1 ГК РФ в редакции Проекта устанавливает для переводов денежных средств, одним из видов которых является аккредитив, открытый перечень таких условий (например, встречное перечисление денежных средств или ценных бумаг).
Предлагается
изменение классификации
Если в договоре не указан вид аккредитива, то согласно Проекту ГК РФ он классифицируется как безотзывный (п. 3 ст. 869 ГК РФ в редакции Проекта). Действующие нормы определяют его как отзывный (ст. 868 ГК РФ85).
Еще одно новшество - возможность изменить подтвержденный аккредитив без согласия подтверждающего банка. Последний в таком случае становится обязанным на измененных условиях, если даст на это согласие, или на прежних условиях, если такое согласие не последует.
Информация о работе Организация безналичных расчетов в РФ: проблемы правового регулирования