Организация безналичных расчетов в РФ: проблемы правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 13:41, дипломная работа

Описание работы

В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Денежные расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку достигается значительная экономия на издержках обращения. Наличный оборот в предпринимательской деятельности ограничен1.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1 ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РФ
6
1.1 Понятие безналичных расчетов
6
1.2 Сущность и принципы организации безналичных расчетов
12
1.3 Мировая практика применения безналичных расчетов
16
2 ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РФ: ИХ ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
22
2.1 Правовое регулирование форм безналичных расчетов
22
2.2 Расчеты платежными поручениями
25
2.3 Расчеты аккредитивами
31
2.4 Расчеты по инкассо
38
2.5 Расчеты чеками
43
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ БЕЗНАЛИЧНОЙ СИСТЕМЫ
РАСЧЕТОВ В РФ
48
3.1 Проблемы в системе безналичных расчётов
48
3.2 Направления развития платежной системы РФ
50
3.3 Клиринг – как один из перспективных методов банковских расчетов
61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
72

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМММ1.docx

— 178.36 Кб (Скачать файл)

Предложено  считать аккредитив открытым с момента  получения бенефициаром соответствующего уведомления банка-эмитента, если иное не предусмотрено законом, банковскими  правилами или договором (п. 3 ст. 867 ГК РФ в редакции Проекта).

Внесены поправки в отношении срока проверки документов исполняющим банком и банком-эмитентом. Согласно Положению о безналичных  расчетах он не должен превышать семи рабочих дней, а Проект уменьшает  этот период до пяти рабочих дней (п. 5 ст. 871 ГК РФ в редакции Проекта).

Что касается правил закрытия аккредитива, то в случае принятия рассматриваемых изменений  в ГК РФ его можно будет закрыть:

- по истечении  срока, за исключением случая, когда документы по аккредитиву  были представлены в пределах  срока аккредитива;

- по заявлению  получателя средств об отказе  от использования аккредитива  до истечения срока его действия (предложено отменить правило  абз. 3 п. 6.6 Положения о безналичных расчетах, по которому условиями аккредитива может быть предусмотрено получение согласия плательщика и (или) банка-эмитента на отказ от использования аккредитива получателем средств, а отказ от использования подтвержденного аккредитива возможен с согласия подтверждающего банка);

- по заявлению  приказодателя об отзыве отзывного  аккредитива.

 Проект  ГК РФ закрепляет на уровне  закона правила осуществления  переводов без открытия банковского  счета, которые в настоящее  время установлены Положением  о безналичных расчетах граждан.

Перевод без  открытия банковского счета может  быть осуществлен только физическим лицом, при этом Проект ГК РФ, в отличие  от Положения о безналичных расчетах граждан, не содержит условия о том, что перевод денежных средств без открытия банковского счета не может быть связан с предпринимательской деятельностью физического лица.

Поручение о  переводе без открытия банковского  счета, так же как и платежное  поручение, может быть передано с  использованием электронных средств платежа (п. 2 ст. 885.4 ГК РФ в редакции Проекта). Однако отозвать его после передачи банку плательщик не сможет (в отличие от платежного поручения).

Еще одна особенность  поручения о переводе без открытия банковского счета в том, что  оно может быть исполнено частично при недостаточности денежных средств, предоставленных плательщиком.

Риск убытков  при передаче поручений о переводе без открытия банковского счета  с использованием электронного средства платежа будет распределяться между  банком и плательщиком по общим правилам (п. п. 1 и 2 ст. 856.1 ГК РФ в редакции Проекта). Однако к таким случаям не будут  применяться правила о возможности уменьшения риска плательщика до 10 процентов суммы платежа.86

 

3.3 Клиринг –  как один из перспективных  методов банковских расчетов

 

Клиринг (англ. clearing) представляет собой систему регулярных безналичных расчетов, основанную на зачете взаимных требований и обязательств юридических и физических лиц за товары (услуги) и ценные бумаги.

Клиринг представляет собой, в самом общем виде, систему  безналичных расчетов за товары и  услуги, основанную на зачете взаимных требований и обязательств и использующуюся банками в целях снижения потребности в оборотных средствах и упрощения обмена платежами.

Правовые основы осуществления  клиринга устанавливает Федеральный  закон от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности"87.

Как известно, расчеты по платежам могут производиться либо на валовой, либо на чистой основе. В первом случае расчеты по каждой сделке осуществляются отдельно, во втором – банки, участвующие в производстве платежей, дают возможность требованиям и обязательствам накопиться на протяжении определенного периода времени – лага клиринга. В конце данного периода производятся расчеты только по взаимно зачтенным обязательствам. Такой взаимозачет сумм кредиторской и дебиторской задолженности может иметь место между двумя сторонами (двусторонний взаимозачет) и между тремя и более сторонами (многосторонний взаимозачет). Когда два банка имеют большие объемы общих платежей, клиринг и урегулирование межбанковских расчетов часто осуществляется на основе двустороннего соглашения: банки договариваются о взаимозачете посланных и полученных платежных поручений (расчете чистой суммы) и об осуществлении в определенное время взаимных расчетов по чистой стоимости платежей. Этот процесс носит название двустороннего взаимозачета.88

Сущность зачета взаимных требований заключается в том, что  равновеликие суммы взаимных требований кредиторов и обязательств должников  друг к другу погашаются, а платежи  осуществляются лишь на разницу. Зачет  может быть организован, когда несколько предприятий связаны между собой как встречной, так и последовательной передачей продукции или оказанием услуг. Зачеты взаимной задолженности могут проводиться между двумя хозяйствующими субъектами, групповые и межотраслевые. По времени проведения они бывают разовые (единовременные) и постоянные. Последние обеспечивают экономичное и своевременное осуществление платежа. Подавляющий объем зачетов происходит с участием банка, но возможна их организация между предприятиями, минуя банки. В этом случае в банк представляется поручение или чек на незачтенную сумму. Клиринговые операции широко распространены в хозяйственной деятельности. Существует так называемый «локальный» клиринг: взаиморасчеты между конкретными организациями (субъектами хозяйствования) через собственные схемы зачета на основе тех или иных платежных инструментов и институтов. Для его осуществления обычно используются квазиденежные инструменты, например разнообразные формы векселей. Другой разновидностью клиринга является межфилиальный (внутрибанковский) клиринг – взаимозачет между филиалами и отделениями крупного банка. И наконец, межбанковский клиринг, право на осуществление которого предоставляется специальной лицензией, выдаваемой Банком России небанковской кредитной организации (НКО)89 – Расчетной НКО. В самом общем виде систему финансовых расчетов Российской Федерации можно подразделить на логические составляющие:

1) система валовых расчетов Банка России, в которую входят внутрирегиональные и межрегиональные платежи, а также платежи с применением авизо;

2) система нетто-расчетов через клиринговые и расчетные палаты;

3) система внутрибанковских расчетов.

В соответствии со стратегией развития платежной системы в  России валовая система расчетов в режиме реального времени является базовой составляющей платежной системы Российской Федерации и Банка России. Основной ее целью является оперативное зачисление на счета кредитных организаций поступивших денежных средств и предоставление им возможности немедленного их использования. Платежи в рамках системы валовых расчетов в режиме реального времени осуществляются непрерывно в течение операционного дня (продолжительность операционного дня во всех регионах будет одинакова). Платежи проводятся в пределах остатка, имеющегося на момент проведения расчета на счете участника расчетов, открытом в специализированном расчетном подразделении Банка России. Каждый платеж проводится индивидуально и время его исполнения не зависит от местонахождения участников системы.

Все платежи между участниками  системы валовых расчетов в режиме реального времени осуществляются в электронной форме и проводятся по счету немедленно после их поступления, то есть становятся безотзывными и окончательными.

Риски, возникающие в процессе клиринга, можно разделить на:

  1. риск ликвидности, то есть неспособность одного или нескольких участников расчетов выполнить свои обязательства при покрытии дебетовой позиции.
  2. кредитный риск, при котором окончательный расчет по клирингу не осуществится из-за неплатежеспособности какого–либо участника расчетов. Этот риск возникает при отсутствии синхронизации по осуществлению расчетных операций плательщиков и получателей, например зачисление средств получателю до окончательного подтверждения прихода от плательщика. В этом случае у получателя возникает кредитный риск.

3)системный риск, при котором риски ликвидности, возникшие у одних участников расчетов, могут привести к появлению аналогичных рисков у других участников, планирующих свои платежи в расчете на поступления средств от первых.

4) технический и информационный риски, возникающие при ненадежности автоматизированных систем передачи и обработки данных, а также при попытке преднамеренного вредительства.

Клиринг может осуществляться двумя способами (по двум моделям) –  без предварительного депонирования  средств участников расчетов в клиринговом  учреждении и с предварительным депонированием средств.

В первом случае каждому  участнику открывается счет, называемый транзитным счетом-позицией, записи по которому не отражают реального движения ресурсов, а несут счетный характер. Все документы, поступающие от участника на его счет-позицию, после идентификации владельца отражаются на этом счете. Документы от участников поступают по каналам связи в компьютерную систему клирингового центра всю первую половину дня. Первичные документы регистрируются и отражаются по дебету счета плательщика и кредиту счета получателя. После окончания приема документов рассчитывается сальдо счета каждого из участников взаимозачета. По результатам этого расчета составляется оборотно-сальдовая ведомость и передается местному учреждению ЦБ. Ведомость содержит обороты по счетам каждого участника и значение сальдо его позиции. Центральный банк списывает дебетовые сальдо со счетов банков участников и зачисляет их на корреспондентский счет клирингового учреждения. Со своего корреспондентского счета клиринговое учреждение осуществляет платежи банкам, имеющим положительный результат зачета (кредитовое сальдо).

Чем больше платежей поступает  на имя участника, тем меньше денежных средств может реально находиться на его счете в НКО. Нередки  ситуации, когда денежные средства в клиринговой организации оборачиваются  по три-четыре раза в день.

Следует отметить, что помимо финансовой составляющей (уменьшение платы за платежи) клиринговые взаимозачеты имеют и чисто экономические выгоды - снижение уровня оборотных средств организаций и банков, участвующих в хозяйственной деятельности и увеличение скорости обращения денежной массы (что является относительно не инфляционным источником развития экономики в целом. Все это обусловливает широкое распространение этой формы расчетов во всем мире и в нашей стране).

Окончательный расчет по клирингу осуществляется в день проведения расчетов. В течение дня Расчетная НКО проводит несколько клиринговых сеансов. По итогам сеанса определяются чистые позиции каждого участника расчетов (так называемый предварительный клиринг) и необходимость урегулирования чистых дебетовых позиций участников расчетов. Урегулирование дебетовых позиций производится в соответствии с «Соглашением о клиринге». В случае, если урегулирование не требуется, Расчетная НКО осуществляет проводки по счетам участников расчетов, что является окончательным расчетом по клирингу.

Регламент работы Расчетной  НКО определяется соображениями  максимальной надежности и ликвидности системы. С ростом количества сеансов клиринга, проводимых в Расчетной НКО, растет устойчивость системы перед системными рисками. В течение сеанса клиринга участник имеет возможность отозвать любое платежное поручение. После окончания сеанса платеж становится безотзывным.

 Объединенный фонд поддержания ликвидности (ОФПЛ) формируется за счет средств участников расчетов. Сама Расчетная НКО доли в ОФПЛ не имеет. Порядок создания и использования ОФПЛ определяется положением «О порядке формирования и использования объединенного фонда поддержания ликвидности», а также договорными отношениями с участниками расчетов.

Благодаря выработке нормативной  базы электронного документооборота и  четырем сеансам обработки платежей в платежной системе ЦБ РФ появляется возможность создания клиринговой системы, в которой полностью отсутствуют все риски, кроме технического и информационного. В рассматриваемой схеме с четырьмя клиринговыми сеансами полностью отсутствует кредитный риск, поскольку списание денежных средств с клирингового счета участника производится только после завершения сеанса, а возможность провести платеж клиринговыми деньгами через другую платежную систему (например, через платежную систему ЦБ РФ) появляется только после окончательного расчета по клирингу. Сеансовая обработка платежей участников расчетов при наличии сеансовой обработки платежей в ЦБ РФ (и иных Расчетных НКО, с которыми проводятся межрегиональные платежи) также дает возможность полностью избежать системного риска во всех клиринговых сеансах, кроме окончательного. Это достигается за счет возможности подкреплять счет участника расчетов как минимум четыре раза в день, если дополнительными соглашениями с участниками не предусмотрено иное.90

Таким образом, удается существенно  уменьшить вероятность появления  в окончательном клиринговом  сеансе так называемых цепочек отказов, когда невозможность покрытия чистой дебетовой позиции одним из участников приводит к появлению неурегулированных дебетовых позиций у других. Участники расчетов могут планировать свои платежи в расчете на приход в течение дня, оценить насколько оправдались их надежды, и в случае наличия неурегулированной дебетовой позиции уже на этапе предварительного клиринга провести подкрепление своего счета или самостоятельно отозвать платежи. Системный риск возникает только после проведения окончательного сеанса клиринга при наличии у участников расчетов неурегулированных дебетовых позиций или в случае, когда участники для завершения своих платежей рассчитывают на неподтвержденный приход.

В подобной ситуации возможны два варианта действий: либо самостоятельный отзыв части платежей участником расчетов, либо для завершения расчетов привлечение участником кредита любым доступным способом (от другого участника расчетов с чистой кредитовой позицией, из средств ОФПЛ, или стандартным способом через платежную систему ЦБ РФ).

Информация о работе Организация безналичных расчетов в РФ: проблемы правового регулирования