Основания возникновения права собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 08:02, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является гражданско-правовой анализ теоретических основ и судебной практики по вопросам приобретения права собственности в отечественном гражданском праве.
Постановка указанной цели определила необходимость разрешения следующих задач:
- дать общую характеристику права собственности по законодательству РФ;
- исследовать все многообразие оснований приобретения права собственности;
- выявить проблемы правового регулирования в исследуемой области гражданского права и разработать предложения по усовершенствованию действующего законодательства;
- при анализе указанных вопросов обратиться к судебной практике.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РФ 6
1.1. Понятие и содержание права собственности по законодательству РФ 6
1.2. Проблема соотношения видов и форм права собственности. Классификации собственности на виды 12
ГЛАВА II. МНОГООБРАЗИЕ СПОСОБОВ(ОСНОВАНИЙ) ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ 19
2.1. Понятие способов(оснований) приобретения права собственности 19
2.2. Первоначальные и производные основания приобретения права собственности 21
2.3. Виды оснований приобретения права собственности, закрепленные в ГК РФ 24
ГЛАВА III. АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ 51
3.1. Проблема определения момента приобретения права собственности на выморочное имущество (коллизии судебной практики) 51
3.2. Проблема приобретения гражданами права собственности на земельные участки под вновь возводимыми многоквартирными домами 61
3.3. Проблемы приобретения собственности по давности владения в России 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 88

Файлы: 1 файл

Право собственности в гражданском праве.doc

— 388.00 Кб (Скачать файл)

Из материалов дела усматривается  и судами установлено следующее.

В соответствии с договором  залога транспортного средства от 20.04.2005 N 022000067050000570650 приобретенный по договору купли-продажи от 20.04.2005 N 0684 автомобиль марки TOYOTA HARRIER предоставлен истцу в обеспечение исполнения обязательств по кредитному договору N 02200006505000057, заключенному между истцом и Н.М.С., скончавшимся 06.06.2005.

Согласно письму Московской городской нотариальной палаты от 04.07.2008 N 07/5604 наследственное дело к имуществу умершего не заводилось, родители умершего заемщика на заложенный автомобиль не претендуют.

В соответствии с п. 1 ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют  наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.

Согласно п. 2 и п. 3 ст. 1151 ГК РФ выморочное имущество переходит  в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации. Порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.

В силу ст. 1152 ГК РФ для  приобретения наследства наследник  должен его принять, при этом для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется.

Согласно п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим  наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Судами первой и апелляционной  инстанций в соответствии с положениями  п. 3 ст. 69 АПК РФ дана правильная правовая оценка фактам, установленным в мотивировочной части вступившего в законную силу решения Кунцевского районного суда города Москвы от 16.10.2007, в соответствии с которым право собственности на выморочное имущество, в данном случае автомобиль, перешло к государству без оформления права наследования путем получения соответствующего свидетельства.

При исследовании обстоятельств  дела судами также правомерно установлено, что до настоящего времени законодателем  не выработан порядок нормативного регулирования передачи в собственность государства выморочного имущества.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствии с частью третьей Кодекса законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части третьей Кодекса.

В обоснование кассационной жалобы истец в соответствии с  письмом Федеральной налоговой  службы РФ от 10.03.2005 N 1414-15-14/277 "О выморочном имуществе" ссылается на Положение о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 N 683, и Инструкцию Минфина СССР от 19.12.1984 N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов", в соответствии с которыми обязанность по принятию мер по охране и оценке имущества, перешедшего по праву наследования к государству, возложена на налоговые органы.

Однако суды первой и  апелляционной инстанций при  вынесении оспариваемых актов правомерно исходили из положений Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", согласно которому федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

В соответствии с п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве  по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.

На основании изложенного  судами сделан правильный вывод о  том, что полномочия собственника федерального имущества в соответствии с действующим  законодательством, а также функции по принятию и управлению федеральным имуществом, в том числе выморочным, возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, в связи с чем исковые требования заявлены к ненадлежащему ответчику.

Судами также правомерно принято во внимание положение Приказа Минфина России от 09.08.2005 N 101н, в соответствии с которым инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня не наделены полномочиями собственника федерального имущества.

Приведенные Постановления  федеральных арбитражных судов  Центрального и Московского округов, прямо противоположных в резолютивной части, свидетельствуют о различном  толковании действующих нормативных актов, что требует скорейшего принятия Федерального закона о передаче в собственность государства, государственных и муниципальных образований выморочного имущества.

3.2. Проблема  приобретения гражданами права  собственности на земельные участки под вновь возводимыми многоквартирными домами

 

 

Одной из форм участия  в строительстве многоквартирных  домов является договор участия  в долевом строительстве, по которому одна сторона (застройщик) обязуется  в предусмотренный договором  срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", далее - Федеральный закон N 214-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 214-ФЗ застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства  для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в частности, только после государственной регистрации своего права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, или договора аренды, договора субаренды такого земельного участка.

Для выполнения указанного требования в соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации  от 25.10.2001 N 136-ФЗ  предварительно проводится работа по формированию земельного участка, включающая его постановку на государственный кадастровый учет.

Таким образом, после  окончания строительства и введения многоквартирного дома в эксплуатацию определены размер и границы земельного участка, осуществлена постановка его  на государственный кадастровый  учет, что в силу части 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" является основанием для возникновения права общей долевой собственности на земельный участок у собственников помещений в многоквартирном доме.

Однако на практике встречаются  случаи, когда для возникновения  права общей долевой собственности  на земельный участок у собственников  помещений в многоквартирном  доме требуется соблюдение дополнительных требований.

Так, например, 26 июля 2011 года предметом рассмотрения в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации стал спор о порядке возникновения права общей долевой собственности на земельный участок у собственников помещений в многоквартирном доме.

Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи  земельного участка от 15.03.2005 N 3126-ЗУ в процессе приватизации за обществом  с ограниченной ответственностью "Петербургская  недвижимость" (далее - Общество) 26 июля 2006 года зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 3 799,0 кв. м по адресу: Санкт-Петербург, ул. Графтио, д. 5, лит. Б (свидетельство о государственной регистрации права серии 78-АВ N 000266).

На указанном земельном  участке осуществлено строительство многоквартирного дома со встроенными нежилыми помещениями; дом введен в эксплуатацию.

В мае 2010 года Общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации  прекращения права собственности  на данный земельный участок в  связи с отказом от права.

Уведомлением от 22.06.2010 Управление Федеральной службы государственной  регистрации, кадастра и картографии  по Санкт-Петербургу (далее - Управление Росреестра) сообщило о приостановлении  государственной регистрации прекращения  права собственности, а уведомлением от 07.09.2010 - об отказе в государственной регистрации на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) по следующим причинам: согласно пункту 3 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае отказа от права собственности на земельный участок этот участок переходит в собственность Санкт-Петербурга, что противоречит положениям жилищного законодательства о возникновении у собственников помещений в доме права общей долевой собственности на земельный участок, занятый многоквартирным домом, а право общей долевой собственности возникает после государственной регистрации права собственности на все помещения в доме.

Вместе с тем Высший Арбитражный Суд Российской Федерации  отметил следующее.

Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации  заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Основания отказа в государственной  регистрации прав исчерпывающе перечислены  в статье 20 Закона о государственной  регистрации.

Согласно абзацам 4, 10 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав.

В соответствии со статьей 44 Земельного кодекса Российской Федерации  право собственности на земельный  участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок установлены статьей 53 названного Кодекса, согласно пункту 2 которой отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

Порядок государственной  регистрации прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него установлен статьей 30.2 Закона о государственной регистрации.

Отказ от права собственности  на земельный участок относится  к общим основаниям прекращения права собственности на имущество, предусмотренным статьями 235, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 236 упомянутого Кодекса отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Исходя из пункта 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в данном доме. Подходы к применению положений законодательства о правах на общее имущество многоквартирного дома, в том числе на земельные участки под многоквартирными домами, определены в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, а также в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.02.2010 N 13147/09, от 02.03.2010 N 13391/09. С учетом данных подходов право общей долевой собственности на общее имущество жилого дома возникает с момента появления в одном доме нескольких собственников помещений, в общую долевую собственность которых земельный участок переходит с момента формирования и проведения в отношении его государственного кадастрового учета. В силу пункта 2 статьи 23 Закона о государственной регистрации, согласно которому государственная регистрация права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество, отдельной регистрации доли в праве собственности на земельный участок не требуется. Как разъяснено в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, если земельный участок не сформирован и в отношении его не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

Информация о работе Основания возникновения права собственности