Основные черты Единого экономического пространства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в определении современных экономических аспектов в сфере обеспечения международной экономической безопасности.
Эта цель достигается решением следующих задач:
- осуществить анализ изменений в международном праве, влияющих на интеграционные экономические процессы в XXI веке;
- дать характеристику интегративные экономическим процессам на постсоветском пространстве в настоящее время;
- рассмотреть основные черты единого экономического пространства.

Содержание работы

Введение…..…………………………………………………….…………..……..3

Глава 1. Изменения в международном праве, влияющие на интеграционные экономические процессы в XXI веке…………………………………………….6
1.1. Экономические вызовы и угрозы современного мира…………………….6
1.2. Изменения в международном праве, касающиеся решения задач международного экономического сотрудничества……………………………14
1.3. Унификация права - основа экономической интеграции………………...16

Глава 2. Интегративные экономические процессы на постсоветском пространстве в настоящее время………………………………………..………18
2.1. Основное содержание интегративных процессов на постсоветском пространстве……………………………………………………………………..18
2.2. Особенности развития интегративных процессов на постсоветском пространстве……………………………………………………………………..28

Глава 3. Основные черты Единого экономического пространства…………..32
3.1. Цели формирования Единого экономического пространства……………32
3.2. Процесс формирования Единого экономического пространства………..33
3.3. Предпосылки построения в рамках Единого экономического пространства интегрированного финансового рынка…………………………37

Заключение………………………………………………………………….……40

Файлы: 1 файл

Экономические аспекты международной безопасности в 21 веке.docx

— 97.11 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение…..…………………………………………………….…………..……..3

 

Глава 1. Изменения в международном праве, влияющие на интеграционные экономические процессы в XXI веке…………………………………………….6

1.1. Экономические вызовы  и угрозы современного мира…………………….6

1.2. Изменения в международном  праве, касающиеся решения задач  международного экономического  сотрудничества……………………………14

1.3. Унификация права - основа  экономической интеграции………………...16

 

Глава 2. Интегративные экономические процессы на постсоветском пространстве в настоящее время………………………………………..………18

2.1. Основное содержание  интегративных процессов на постсоветском  пространстве……………………………………………………………………..18

2.2. Особенности развития  интегративных процессов на постсоветском  пространстве……………………………………………………………………..28

 

Глава 3. Основные черты Единого экономического пространства…………..32

3.1. Цели формирования  Единого экономического пространства……………32

3.2. Процесс формирования  Единого экономического пространства………..33

3.3. Предпосылки построения  в рамках Единого экономического  пространства интегрированного  финансового рынка…………………………37

 

Заключение………………………………………………………………….……40

 

 

 

 

 

Введение

Сегодня в мире нет практически ни одного государства, которое не было бы в той или иной форме включено в процесс сотрудничества и взаимодействия в рамках глобального пространства, не участвовало бы в тех или иных интеграционных процессах. Российская Федерация в этом отношении не является исключением. Наша страна активно участвует в работе международных организаций всемирного и регионального масштаба, сотрудничает с Европейским союзом и Всемирной торговой организацией, с иными международными организациями и межгосударственными интеграционными объединениями. В отличие от Советского Союза, который отгораживался от окружающего мира «железным занавесом», Россия позиционирует себя как неотъемлемую часть глобализирующегося мира.

Обеспечение экономической безопасности является важным направлением деятельности государства. Она включает в себя множество государственно-правовых аспектов, что свидетельствует о постоянной актуальности исследуемой проблемы.

На современном этапе исторического развития обеспечение экономической безопасности страны стало стратегически значимой для развития России задачей. Это связано как с внутренними, так и внешними факторами. Возрастающий разрыв между передовыми государствами и Россией толкает нас в страны третьего мира. Страна продолжает жить в условиях прогрессирующего экономического отставания от развитых стран. Наметившийся в последние годы экономический рост лишь в небольшой степени связан с обновлением экономического механизма. Во многом он является результатом благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Между тем России жизненно важна экономическая система, которая конкурентоспособна, эффективна, социально справедлива, которая обеспечивает стабильное политическое развитие. Устойчивая экономика – это главная гарантия демократического общества и основа основ сильного и уважаемого в мире государства.

На международной арене нормой в международном сообществе является жесткая конкуренция за рынки, за инвестиции, за политическое и экономическое влияние. Сегодня страны мира конкурируют друг с другом по всем параметрам экономики и политики: по величине налоговой нагрузки, по уровню безопасности страны и ее граждан, по гарантиям защиты права собственности. Они соревнуются в привлекательности делового климата, в развитии экономических свобод, в качестве государственных институтов и эффективности судебно-правовой системы. Конкуренция приобрела действительно глобальный характер. В период распада СССР многие ниши на мировом рынке нам пришлось уступить. И они тут же были захвачены другими. Их никто так просто возвращать не хочет и не отдаст, о чем свидетельствует ситуация на рынках нефти, стали, авиационных перевозок и других товаров и услуг.

Опыт зарубежных стран, как развитых, так и развивающихся, свидетельствует о том, что успешная защита экономической безопасности страны зависит от совершенства механизма государственно-правового регулирования экономических отношений, а также определения места и роли государства в управлении экономическим процессом.

Объектом исследования выступают международные общественные отношения, связанные с генезисом и развитием функции защиты экономической безопасности государства как формы отражения общественных отношений в сфере организации государственно-правового регулирования экономических отношений.

Предмет исследования - определение понятия и критериев экономической безопасности, анализ ее сущности и места в системе функций современного государства, а также путей укрепления экономической безопасности в современных условиях на основе анализа теоретико-правовых концепций экономической безопасности государства, международных нормативных актов.

Цель исследования состоит в определении современных экономических аспектов в сфере обеспечения международной экономической безопасности.

Эта цель достигается решением следующих задач:

- осуществить анализ изменений в международном праве, влияющих на интеграционные экономические процессы в XXI веке;

- дать характеристику  интегративные экономическим процессам на постсоветском пространстве в настоящее время;

- рассмотреть основные  черты единого экономического  пространства.

В работе были использованы следующие научные методы: системный метод, методы анализа и синтеза,  формально-юридический метод, исторический метод, социологический метод.

Структура работа определена содержанием темы. Она состоит из введения, трех глав, заключения.

Историография:

  1. Конвенция Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Заключена в г. Нью-Йорке в 1958 г.). Вестник ВАС РФ, № 8, 1993.
  2. Соглашение от 08.12.1991 «О создании Содружества Независимых Государств» вступило в силу для Российской Федерации с 12 декабря 1991 года. Ведомости СНД и ВС РФ, 19.12.1991, № 51, ст. 1798 (Постановление).
  3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 22.12.2011 «Послание Президента РФ Федеральному Собранию». Российская газета, № 290, 23.12.2011.
  4. Протокол от 16 апреля 2010 г. «О внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года» // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза: http://www.tsouz.ru. Протокол ратифицирован Федеральным законом от 2 июня 2010 г. № 113-ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 23. Ст. 2795.
  5. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 15 мая 2012 г. // Официальный сайт Таможенного союза: http://www.tsouz.ru.
  6. Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (подписан в г. Москве 26.02.1999). Бюллетень международных договоров, № 12, 2001.
  7. Договор о прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества (Подписан в г. Минске 10.10.2014). Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21.10.2014.
  8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489
  9. Конвенция Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Заключена в г. Нью-Йорке в 1958 г.). Вестник ВАС РФ, № 8, 1993.
  10. Соглашение от 08.12.1991 «О создании Содружества Независимых Государств» вступило в силу для Российской Федерации с 12 декабря 1991 года. Ведомости СНД и ВС РФ, 19.12.1991, № 51, ст. 1798 (Постановление).
  11. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 22.12.2011 «Послание Президента РФ Федеральному Собранию». Российская газета, № 290, 23.12.2011.
  12. Протокол от 16 апреля 2010 г. «О внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года» // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза: http://www.tsouz.ru. Протокол ратифицирован Федеральным законом от 2 июня 2010 г. № 113-ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 23. Ст. 2795.
  13. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 15 мая 2012 г. // Официальный сайт Таможенного союза: http://www.tsouz.ru.
  14. Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (подписан в г. Москве 26.02.1999). Бюллетень международных договоров, № 12, 2001.
  15. Договор о прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества (Подписан в г. Минске 10.10.2014). Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21.10.2014.
  16. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489
  17. Конвенция Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Заключена в г. Нью-Йорке в 1958 г.). Вестник ВАС РФ, № 8, 1993.
  18. Соглашение от 08.12.1991 «О создании Содружества Независимых Государств» вступило в силу для Российской Федерации с 12 декабря 1991 года. Ведомости СНД и ВС РФ, 19.12.1991, № 51, ст. 1798 (Постановление).
  19. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 22.12.2011 «Послание Президента РФ Федеральному Собранию». Российская газета, № 290, 23.12.2011.
  20. Протокол от 16 апреля 2010 г. «О внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года» // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза: http://www.tsouz.ru. Протокол ратифицирован Федеральным законом от 2 июня 2010 г. № 113-ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 23. Ст. 2795.
  21. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 15 мая 2012 г. // Официальный сайт Таможенного союза: http://www.tsouz.ru.
  22. Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (подписан в г. Москве 26.02.1999). Бюллетень международных договоров, № 12, 2001.
  23. Договор о прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества (Подписан в г. Минске 10.10.2014). Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21.10.2014.
  24. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489
  25. Конвенция Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Заключена в г. Нью-Йорке в 1958 г.). Вестник ВАС РФ, № 8, 1993.
  26. Соглашение от 08.12.1991 «О создании Содружества Независимых Государств» вступило в силу для Российской Федерации с 12 декабря 1991 года. Ведомости СНД и ВС РФ, 19.12.1991, № 51, ст. 1798 (Постановление).
  27. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 22.12.2011 «Послание Президента РФ Федеральному Собранию». Российская газета, № 290, 23.12.2011.
  28. Протокол от 16 апреля 2010 г. «О внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года» // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза: http://www.tsouz.ru. Протокол ратифицирован Федеральным законом от 2 июня 2010 г. № 113-ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 23. Ст. 2795.
  29. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 15 мая 2012 г. // Официальный сайт Таможенного союза: http://www.tsouz.ru.
  30. Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (подписан в г. Москве 26.02.1999). Бюллетень международных договоров, № 12, 2001.
  31. Договор о прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества (Подписан в г. Минске 10.10.2014). Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21.10.2014.

 

  1. Конвенция Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Заключена в г. Нью-Йорке в 1958 г.). Вестник ВАС РФ, № 8, 1993.
  2. Соглашение от 08.12.1991 «О создании Содружества Независимых Государств» вступило в силу для Российской Федерации с 12 декабря 1991 года. Ведомости СНД и ВС РФ, 19.12.1991, № 51, ст. 1798 (Постановление).
  3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 22.12.2011 «Послание Президента РФ Федеральному Собранию». Российская газета, № 290, 23.12.2011.
  4. Протокол от 16 апреля 2010 г. «О внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года» // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза: http://www.tsouz.ru. Протокол ратифицирован Федеральным законом от 2 июня 2010 г. № 113-ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 23. Ст. 2795.
  5. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 15 мая 2012 г. // Официальный сайт Таможенного союза: http://www.tsouz.ru.
  6. Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (подписан в г. Москве 26.02.1999). Бюллетень международных договоров, № 12, 2001.
  7. Договор о прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества (Подписан в г. Минске 10.10.2014). Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21.10.2014.
  8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489

 

 

 

 

Глава 1. Изменения в международном праве, влияющие на интеграционные экономические процессы в XXI веке

 

1.1. Экономические  вызовы и угрозы современного мира

Сущность современной эпохи определяется двумя факторами: расширением и интенсификацией экономически детерминированных глобализационных процессов и переходом от биполярной к многополярной модели мировой политической системы, который сопровождается появлением новых центров силы. Их сочетание влечет целый ряд последствий, среди которых следует выделить резкую интенсификацию процессов межгосударственной интеграции на региональном уровне. Причем наиболее активно развиваются межгосударственные объединения экономической интеграции: по данным Минэкономразвития России, по состоянию на 1 января 2011 г. в мире было заключено 202 региональных торговых соглашения и 104 соглашения об экономической интеграции1.

Расширение «двуединого» процесса глобализации и регионализации современного мира, его политические и международно-правовые последствия ведут к изменению роли самого института государства как внутри страны, так и на международной арене. На протяжении, по крайней мере, двух последних веков государства обладали исключительным статусом благодаря четырем своим способностям:

- обеспечивать безопасность  своего населения и создавать  угрозу безопасности соседей;

- организовывать хозяйственную  деятельность, тем самым создавая  рабочие места;

- брать долги и давать  кредиты;

- контролировать доступ  к информации, а также устанавливать  правила производства и трансляции смыслов, т.е. культуры.

В течение последней трети XX столетия государство претерпело заметный ущерб по каждой из этих позиций. Оно не в состоянии гарантировать безопасность собственным гражданам, поскольку уязвимо для возможных атак со стороны террористических сетей. Государство все менее уверенно играет роль хозяйствующего субъекта, уступая нажиму глобального капитала и транснациональных корпораций. Слабеют позиции государства и в качестве субъекта кредитно-денежной политики, поскольку огромное количество современных государств имеет столь внушительный внешний долг, что только на выплату процентов по нему тратит львиную долю своего ВВП. В сжатом виде можно вести речь о таких негативных проявлениях глобализации и регионализации планетарного мира, как:2

- жесткое давление транснациональных  корпораций на развитие национальных  экономик, на процессы принятия  политических и экономических  решений;

- акцент на сугубо финансово-прибыльной  стороне и недооценка социальных  аспектов этих явлений;

- подавление основ национального  права и даже сокрушение отдельных  институтов и отраслей законодательства  под давлением мировых императивов;

- ослабление суверенитета  государств путем ограничения  возможностей их свободной деятельности;

- жесткие требования уставов  межгосударственных объединений  к национальным законодательствам3.

Это позволяет некоторым исследователям говорить о «размывании» государственного суверенитета и о трансформации государства в орган социально-экономического управления территорией, легитимность которого в глазах своего населения и внешнего мира должна определяться его социальной эффективностью, а не традиционными институтами международного права. Резкое снижение такой эффективности, по их мнению, может служить основанием для использования мировым сообществом (или отдельными его представителями) разного рода санкций, введения внешнего управления. Причем такие санкции могут при определенных условиях получить поддержку части населения страны - объекта таких мер 4.

Информация о работе Основные черты Единого экономического пространства