Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 16:42, курсовая работа
Цель исследования состоит в определении современных экономических аспектов в сфере обеспечения международной экономической безопасности.
Эта цель достигается решением следующих задач:
- осуществить анализ изменений в международном праве, влияющих на интеграционные экономические процессы в XXI веке;
- дать характеристику интегративные экономическим процессам на постсоветском пространстве в настоящее время;
- рассмотреть основные черты единого экономического пространства.
Введение…..…………………………………………………….…………..……..3
Глава 1. Изменения в международном праве, влияющие на интеграционные экономические процессы в XXI веке…………………………………………….6
1.1. Экономические вызовы и угрозы современного мира…………………….6
1.2. Изменения в международном праве, касающиеся решения задач международного экономического сотрудничества……………………………14
1.3. Унификация права - основа экономической интеграции………………...16
Глава 2. Интегративные экономические процессы на постсоветском пространстве в настоящее время………………………………………..………18
2.1. Основное содержание интегративных процессов на постсоветском пространстве……………………………………………………………………..18
2.2. Особенности развития интегративных процессов на постсоветском пространстве……………………………………………………………………..28
Глава 3. Основные черты Единого экономического пространства…………..32
3.1. Цели формирования Единого экономического пространства……………32
3.2. Процесс формирования Единого экономического пространства………..33
3.3. Предпосылки построения в рамках Единого экономического пространства интегрированного финансового рынка…………………………37
Заключение………………………………………………………………….……40
Что касается основного содержания дальнейшей интеграции в рамках Таможенного союза и ЕЭП, то должен быть реализован потенциал этих интегративных объединений в плане совершенствования и дальнейшего развития их договорно-правовой базы в таких направлениях, как, например, формирование согласованной промышленной, транспортной, энергетической и аграрной политики. В этом аспекте должна быть усилена производственная кооперация, предполагающая создание в необходимых случаях совместных транснациональных корпораций. Кроме того, раскрытию потенциала указанных интегративных объединений послужат разработка и обеспечение экономической безопасности государств-участников, а также развитие сотрудничества в вопросах миграционной политики, обеспечение совместимости стандартов образования, развитие связей в сфере культуры, по линии парламентов, деловых сообществ. Необходимо дальнейшее развитие межрегионального и приграничного сотрудничества, наднациональных институтов.27
Наконец, эффективность реализации указанных направлений сотрудничества в рамках интегративных объединений зависит от продуманного, высококвалифицированного мониторинга правовых актов. Особенностью такого мониторинга должно быть наблюдение не только за выполнением внутренних нормативных актов государств-участников, но и за выполнением заключенных ими международных договоров в рамках интегративных объединений. Развитие инновационной социально ориентированной экономики России в значительной степени зависит от международных политических и экономических отношений. Долгосрочные цели внешнеэкономической политики России определены в Концепции внешней политики Российской Федерации, принятой 12 июля 2008 г. Целью внешнеэкономической политики является создание условий для достижения Россией лидирующих позиций в глобальной экономике, что требует эффективного участия в мировом разделении труда.28 Создание евразийского экономического пространства с интеграционным ядром - ЕврАзЭС - одно из направлений достижения этой цели.
Единое экономическое пространство - новый интеграционный этап - должно содействовать таким приоритетным направлениям реализации интересов России, как продвижение на новые глобальные рынки высокотехнологических товаров и услуг, обеспечение глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей, конкурентоспособности российских международных транспортных коридоров, включая формирование единого транспортного пространства СНГ, создание правил функционирования глобальных энергетических рынков.
Стоит задача вступления России в Организацию экономического сотрудничества и развития с учетом экономических интересов России. Отсюда вытекает, что создание и развитие ЕЭП с участием России являются частью укрепления ее позиций в мировой экономике. Это позволяет целенаправленно перенимать опыт других универсальных и региональных экономических объединений в целях его внедрения в развитие механизмов Таможенного союза, ЕврАзЭС, ЕЭП как связанных друг с другом интегративных объединений государств, входящих в СНГ. Как было подчеркнуто в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 22 декабря 2011 г.29, безусловным приоритетом на ближайшие годы является придание дополнительных импульсов интеграционным процессам и укрепление сотрудничества с ближайшими партнерами России с учетом раскрытия огромного потенциала Таможенного союза и Единого экономического пространства. Более того, стоит задача формирования нового механизма - Евразийского экономического союза, который будет открыт для государств - участников ЕврАзЭС, СНГ и для других государств и станет связующим элементом Европейского и Азиатско-Тихоокеанского регионов - востребованным партнером в мировой экономике.
В связи с этим деятельность современных интеграционных объединений, в том числе Всемирной торговой организации, будет способствовать совершенствованию механизмов функционирования интеграционных объединений на постсоветском пространстве. В первую очередь требуется совершенствование механизма расширения споров между государствами - участниками этих объединений. В рамках СНГ пока что не разработан механизм, способный эффективно разрешать межгосударственные экономические споры и решать другие спорные вопросы региональной экономической интеграции в силу отсутствия у суда обязательной юрисдикции. Это приводит к тому, что многие договоры, принимаемые в рамках СНГ, не используются. Для сравнения можно отметить, что государства - члены Европейского союза (ЕС) в случае невыполнения каким-либо членом ЕС взятых международных обязательств могут обратиться в исполнительный орган ЕС - Европейскую комиссию, которая, в свою очередь, может обратиться по этому вопросу в Европейский суд, принимающий решения, имеющие обязательную силу. В рамках ЕС также поощряется использование арбитражных правил, принятых Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), и разрешение спора на основе Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г.30
В рамках Всемирной торговой организации предусмотрен целый ряд средств разрешения международных споров: консультации, примирительные услуги в форме добрых услуг, примирения и посредничества, третейский суд, орган по апелляции, арбитраж. Спорящие стороны обладают свободой выбора этих средств.
Мировой опыт показывает эффективность решения вопросов интеграции по ряду направлений сотрудничества с помощью наделения определенных интеграционных структур наднациональными полномочиями. Этот опыт можно использовать на том или ином этапе интеграции для обеспечения функционирования структур ЕЭП. Наднациональный характер принимаемых решений не подрывает суверенитета государств-участников и в то же время поднимает уровень их ответственности за эффективное выполнение взятых международных обязательств и принимаемых решений.
2.2. Особенности
развития интегративных
Создание Таможенного союза Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан способствовало интенсификации интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Мировая практика выработала четкие международно-правовые правила создания таможенного союза, которые закреплены в Генеральном соглашении по тарифам и торговле. К основным положениям договоров о создании таможенного союза относятся:31
1) создание единой таможенной территории;
2) образование единого
внешнего таможенного тарифа, принятие
единых основных таможенных
3) введение свободного
обращения товаров: товары внутри
таможенного союза обращаются
без взимания таможенных
4) учреждение единой таможенной
службы либо организация
Формирующееся на постсоветском пространстве интеграционное объединение в полной мере соответствует этим критериям.
1 января 2012 г. на постсоветском
пространстве начался новый
Таким образом, можно отметить следующие особенности развития интегративных процессов на постсоветском пространстве32:
1) разнонаправленность процессов
регионализации постсоветского
пространства и, как следствие, множественность
межгосударственных
2) фрагментированность правового регулирования деятельности указанных организаций, которая порождает правовые коллизии между актами, формирующими правовое пространство соответствующего межгосударственного объединения, в том числе коллизии:
- между нормами права
межгосударственного
- между нормами права
различных межгосударственных
- между нормами права
межгосударственного
3) неравномерное течение
процессов трансформирования
4) значимость субъективных факторов. Так, например, сравнивая временные рамки прохождения основных этапов сближения национальных правовых систем государств - участников Таможенного союза и ЕЭП с динамикой формирования и развития иных интеграционных объединений, например Европейского союза, можно сделать вывод о довольно быстром развитии интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС. Это свидетельствует о наличии как политической воли, так и желания государств развиваться в рамках интеграционных структур. В то же время вследствие чрезвычайно сжатых сроков создания указанных интеграционных объединений их законодательная база несвободна от некоторых «болезней роста» - определенной недоработанности и недостаточной взвешенности заложенных в акты коммунитарного права мер. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что еще до вступления Таможенного кодекса Таможенного союза в силу потребовалось внесение изменений в 152 из 373 статей33.
На это же указывает и принятие Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о некоторых вопросах предоставления уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, об особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 г., который был подписан на завершающем перед вступлением в силу договоров, формирующих Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, заседании Высшего органа Таможенного союза на уровне глав государств 19 декабря 2011 г.34, и непрекращающийся процесс пересмотра положений ряда иных международно-правовых актов и принятия новых норм..
Глава 3. Основные черты Единого экономического пространства
3.1. Цели формирования
Единого экономического
Ответом Российской Федерации на международные угрозы должно стать активное участие нашей страны в международном сотрудничестве, в развитии, расширении интеграционных процессов на просторах бывшего Советского Союза. И здесь одной из первоочередных задач является создание Единого экономического пространства - пространства, на котором «функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы» и которое формируется государствами, имеющими общую историю, правовые традиции, а главное общие экономические цели и интересы. Основными целями его формирования являются35:
1) эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда;
2) создание условий стабильного
развития структурной
3) проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики;
4) развитие единых транспортных,
энергетических и
5) создание общей системы
мер государственной поддержки
развития приоритетных
В дальнейшем ЕЭП должно трансформироваться в Евразийский союз, который будет представлять собой «мощное наднациональное объединение, способное стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом»36.
Правовую базу ЕЭП на сегодняшний день составляют 17 международных договоров, затрагивающих различные сферы жизни интеграционного объединения. В соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2011 г. № 9 большая их часть вступила в силу 1 января 2012 г., но для того, чтобы эти базовые соглашения были реализованы в установленные сроки, Евразийской экономической комиссией должны быть разработаны и приняты 52 нормативных правовых акта37, а правительствами государств, участвующих в формировании ЕЭП, должны быть выполнены более 70 обязательных мероприятий в соответствии с установленными в них конкретными сроками. В полном объеме ЕЭП должно начать функционировать с 1 января 2016 г.
3.2. Процесс формирования
Единого экономического
Как известно, попытки сформировать на просторах бывшего Советского Союза Единое экономическое пространство предпринимались неоднократно. Впервые решение о необходимости формирования ЕЭП было зафиксировано Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г.38, сторонами которого являются Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан. Указанный Договор был ратифицирован всеми участниками и вступил в силу 23 декабря 1999 г. В целях его реализации Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан 26 октября 1999 г. было заключено Соглашение о правовом обеспечении формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, вступившее в силу 6 августа 2003 г.39, и некоторые иные международные правовые акты, однако реальные шаги для воплощения указанных международных правовых актов в жизнь на протяжении длительного времени не предпринимались.
Информация о работе Основные черты Единого экономического пространства