Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 16:42, курсовая работа
Цель исследования состоит в определении современных экономических аспектов в сфере обеспечения международной экономической безопасности.
Эта цель достигается решением следующих задач:
- осуществить анализ изменений в международном праве, влияющих на интеграционные экономические процессы в XXI веке;
- дать характеристику интегративные экономическим процессам на постсоветском пространстве в настоящее время;
- рассмотреть основные черты единого экономического пространства.
Введение…..…………………………………………………….…………..……..3
Глава 1. Изменения в международном праве, влияющие на интеграционные экономические процессы в XXI веке…………………………………………….6
1.1. Экономические вызовы и угрозы современного мира…………………….6
1.2. Изменения в международном праве, касающиеся решения задач международного экономического сотрудничества……………………………14
1.3. Унификация права - основа экономической интеграции………………...16
Глава 2. Интегративные экономические процессы на постсоветском пространстве в настоящее время………………………………………..………18
2.1. Основное содержание интегративных процессов на постсоветском пространстве……………………………………………………………………..18
2.2. Особенности развития интегративных процессов на постсоветском пространстве……………………………………………………………………..28
Глава 3. Основные черты Единого экономического пространства…………..32
3.1. Цели формирования Единого экономического пространства……………32
3.2. Процесс формирования Единого экономического пространства………..33
3.3. Предпосылки построения в рамках Единого экономического пространства интегрированного финансового рынка…………………………37
Заключение………………………………………………………………….……40
Нарастание подобных настроений может представлять существенную угрозу национальным интересам России в силу ее двойственного положения: в настоящее время наша страна может характеризоваться как достаточно развитая по одним параметрам и развивающаяся, даже неблагополучная, по другим. Более того, территориальные масштабы Российской Федерации в сочетании с низкой средней плотностью населения и сокращением его численности, особенно в северных и восточных районах, наличие на территории Российской Федерации многих природных ресурсов, в том числе невозобновляемых, объективно делают ее предметом потенциальных вожделений, притязаний и экспансии (необязательно в военно-силовых формах последней). И потому снижение роли государства в международных отношениях для России не приемлемо.
Ответом Российской Федерации на эти угрозы является активное участие в процессах создания на просторах бывшего Советского Союза Единого экономического пространства - пространства, которое формируется государствами, имеющими общую историю, правовые традиции, а главное - общие экономические цели и интересы. При этом речь должна идти об обеспечении суверенитета государств, который служит первичным основанием для отражения интересов сообщества. Именно в нем по-прежнему в публичной и легальной формах выражены коренные интересы и воля наций и народов, заложен источник правообразования.5
Кроме отмеченных угроз, и российская экономика, и экономика новых независимых государств (бывших советских республик), составляющих Единое экономическое пространство, в ближайшие 10 - 15 лет столкнутся с целым рядом вызовов глобального и регионального масштаба.
Первый вызов - усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.
Важными факторами, определяющими его значимость, являются:
- превращение Китая и
Индии в основные локомотивы
мирового экономического роста,
появление новых мировых
- преодоление энергетических
барьеров роста, в том числе
за счет повышения
- сохранение и возможное
усиление дисбалансов в
- старение населения в
развитых странах на фоне
Второй вызов - усиление роли инноваций в социально-экономическом развитии при одновременном снижении влияния многих традиционных факторов роста и постепенный переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества - построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний.8
В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе в здравоохранении и других сферах.
Россия обладает одним из последних в мире и, безусловно, крупнейшим резервом возможностей для экстенсивного развития и запасом прочности природопользования глобального значения. Этот потенциал в принципе может сыграть (и играет до настоящего времени) с нашей страной злую шутку, закрепляя ее на моделях и технологиях хозяйствования, типичных для прошлого, но не будущего. Однако он же при условии использования оригинальных, созданных специально для России и ориентированных на стратегическую перспективу государственных подходов способен стать базой для уверенного внутреннего роста и участия Российской Федерации в глобализационных и интеграционных процессах в интересах ее собственного прогресса и развития.
Третий вызов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.9
Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности.
Кроме указанных глобальных вызовов для Российской Федерации не менее значимыми являются такие факторы, как:
- исчерпание потенциала
экспортно-сырьевой модели
- внутренние ограничения
роста, обусловленные недостаточным
развитием транспортной и
Ответом на эти вызовы и угрозы может и должно стать развитие на постсоветском пространстве интеграционных процессов, включая формирование Единого экономического пространства.
В этих условиях Стратегия национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года10 одним из приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности, одним из Стратегических национальных приоритетов Российской Федерации называет деятельность, направленную на укрепление Евразийского экономического сообщества в качестве ядра экономической интеграции, инструмента содействия реализации крупных водно-энергетических, инфраструктурных, промышленных и других совместных проектов, в первую очередь регионального значения.
Также приоритетным для России направлением внешней политики признается развитие отношений двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, развитие потенциала региональной и субрегиональной интеграции и координации на пространстве государств - участников Содружества Независимых Государств в рамках прежде всего самого Содружества Независимых Государств, а также Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сообщества, оказывающих стабилизирующее влияние на общую обстановку в регионах, граничащих с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.11
Не менее значимым направлением российской внешней политики признано наращивание взаимодействия в таких многосторонних форматах, как «Группа восьми», «Группа двадцати», РИК (Россия, Индия и Китай), БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), а также использование возможностей других неформальных международных институтов.
Постановка вопроса о международно-правовых аспектах реализации интересов Российской Федерации связана с активным участием Российской Федерации в международном разделении труда и с участием в международных договорах и соглашениях, лежащих в основе международного экономического сотрудничества.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года дает ключ к решению актуальных проблем в связи с созданием Единого экономического пространства. В ней дается решение проблемы, связанной с иерархией норм международного права, которая ставится юристами, и прежде всего юристами-международниками. Задача выстраивания иерархии норм исходила всегда из концепции всеобщности или универсальности международного права. Жизнь подтвердила, что не может быть ни американского, ни социалистического права, ни права Европейского союза, ни права СНГ, хотя существование последних двух в виде научной и учебной дисциплины не только возможно, но и полезно. Из этого исходит и стратегия национальной безопасности, провозгласившая одним из приоритетов внешней политики России построение международных отношений на принципах международного права. При этом основой являются универсально действующие нормы права и документы международных организаций.
Следует подчеркнуть, что Россия в силу своего геополитического, демографического, социально-экономического положения максимально заинтересована в том, чтобы возможно раньше и полнее исследовать международно-политические аспекты формирования и развития процессов глобализации и создания межгосударственных объединений экономической интеграции, спрогнозировать и оценить все вероятные последствия развития этих процессов и проанализировать альтернативные варианты собственных действий в различных внутренних и внешних условиях. Внешнеэкономическая политика, построенная на реагировании, а не на предвидении и опережении, была бы заведомо неэффективной для России.12
В этих условиях особую актуальность в международном праве приобретает оценка изменений, происходящих в условиях развития глобализационных процессов, с одной стороны, и интенсификации процессов создания региональных интеграционных объединений - с другой.
1.2. Изменения в международном праве, касающиеся решения задач международного экономического сотрудничества
Анализируя проблему совместимости универсального и регионального подхода к решению задач международного экономического сотрудничества, нельзя не отметить, что в основе регионального интеграционного развития лежат общие принципы и нормы международного права, и прежде всего международные договоры, обеспечивающие гармоничное взаимодействие национально-правовых систем, или унификационные договоры.13
Усиление взаимозависимости государств в решении как национальных, так и общечеловеческих проблем, как, например, сохранение окружающей среды, жизни на земле, заставляет по-новому взглянуть на проблему распространения регионализма в международных отношениях. Движение от объединения на уровне конфедерации государств к единому центру управления - федеративному правительству имеет свой исторический опыт, если принять во внимание опыт принятия Конституции США. Указанный опыт подсказывает, что практически невозможно заставить государство следовать единым правилам, если только не встать на путь компромисса в решении ключевых проблем: прямое налогообложение в обмен на уплату долга, единое денежное обращение в обмен на преимущества единого финансового рынка, единая внешняя политика в обмен на общую национальную безопасность. Ценность данного подхода показал план выхода из финансового кризиса, реализуемый в Евросоюзе. «Как вид конфедерации еврозона борется за то, чтобы принимать решения и вводить ограничения, проводить реформы в таких государствах, как Греция. При этом еврозоне не хватает «интегрированности», чтобы спасти валюту, но она и не готова совершить прорыв в сторону федерализма»14. В этой ситуации трудно переоценить роль таких глобальных институтов, как МВФ, Мировой Банк и ВТО.
Помимо названных институтов большую роль играет практика применения общих принципов и норм международного права международными институтами по разрешению споров. При этом два из числа указанных институтов заслуживают особого внимания в аспекте развития интеграции бывших социалистических республик. Это орган по разрешению споров ВТО и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров. Решения этих органов формируют начала обычного международного права, которое впоследствии вербализуется в нормы международных договоров и соглашений. Так было с соглашениями, действующими в рамках ВТО, так происходит с двусторонними соглашениями о защите инвестиций.15
При построении региональной правовой системы необходимо учитывать практику исполнения международных обязательств, принятых государствами в результате заключения международного договора. И в этой области сделано уже много. Об этом свидетельствует комплекс норм об ответственности государств за международные противоправные деяния, принятый Резолюцией № 56/83 Генеральной Ассамблеи ООН в 2001 году16.
1.3. Унификация права - основа экономической интеграции
Проблема унификации права в контексте экономической интеграции государств может быть решена различными способами. Традиционно унификация права осуществлялась либо с помощью норм международных договоров, содержащих готовые к применению нормы частного права, либо путем гармонизации правового регулирования, включая нормы публичного права. И в том и в другом случае нормы международных договоров должны быть инкорпорированы во внутреннее право государств, участвующих в международном договоре.
Процедура инкорпорации во внутреннее право, как правило, связывается с необходимостью ратификации международного договора, что позволяет органам государства применять международно-правовую норму в том виде, в каком она закреплена в международном договоре. Гармонизация права, поскольку касается правового регулирования отношений в целом и затрагивает нормы публичного права, рассчитана на более сложную процедуру исполнения норм международного договора, которая нередко связана с принятием государственных решений, нормативных актов.17
Экономическая интеграция государств ввела в практику систему наднационального регулирования, которая внешне выглядит как упрощенная схема регулирования экономических отношений. Согласно этой схеме функции правового регулирования, переданные наднациональным органам, позволяют управлять экономикой государства извне. Видимость простоты создается, если не принимать во внимание вопросы государственного суверенитета.
Информация о работе Основные черты Единого экономического пространства