Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 16:42, курсовая работа
Цель исследования состоит в определении современных экономических аспектов в сфере обеспечения международной экономической безопасности.
Эта цель достигается решением следующих задач:
- осуществить анализ изменений в международном праве, влияющих на интеграционные экономические процессы в XXI веке;
- дать характеристику интегративные экономическим процессам на постсоветском пространстве в настоящее время;
- рассмотреть основные черты единого экономического пространства.
Введение…..…………………………………………………….…………..……..3
Глава 1. Изменения в международном праве, влияющие на интеграционные экономические процессы в XXI веке…………………………………………….6
1.1. Экономические вызовы и угрозы современного мира…………………….6
1.2. Изменения в международном праве, касающиеся решения задач международного экономического сотрудничества……………………………14
1.3. Унификация права - основа экономической интеграции………………...16
Глава 2. Интегративные экономические процессы на постсоветском пространстве в настоящее время………………………………………..………18
2.1. Основное содержание интегративных процессов на постсоветском пространстве……………………………………………………………………..18
2.2. Особенности развития интегративных процессов на постсоветском пространстве……………………………………………………………………..28
Глава 3. Основные черты Единого экономического пространства…………..32
3.1. Цели формирования Единого экономического пространства……………32
3.2. Процесс формирования Единого экономического пространства………..33
3.3. Предпосылки построения в рамках Единого экономического пространства интегрированного финансового рынка…………………………37
Заключение………………………………………………………………….……40
Гармонизация права в Евросоюзе на примере гармонизации правового регулирования финансовых рынков имеет несколько слоев: материально-правовой, операционный и процедурный.
В материально-правовом слое гармонизации формулируются нормы, запрещающие конкретные действия как проявление злоупотребления правом.
В операционном слое гармонизации основная роль отводится мониторингу практики национальных регуляторов рынка в части осуществления контроля за совершением подозрительных сделок на рынке ценных бумаг.
В процедурном слое гармонизации создаются нормы, касающиеся порядка проведения консультаций органами, наделенными контролирующими функциями, по различным вопросам, касающимся обычной практики, действующей на рынке, следование которой обеспечивает безопасное ведение дел предпринимателем.18
Таким образом, исследуя тенденции универсализма и регионализма, развивающиеся в настоящее время, можно признать, что при создании интеграционных механизмов региональных объединений государства-участники применяют общепризнанные принципы и нормы международного права, пользуются инструментарием, содержащимся в универсальных конвенциях.
Глава 2. Интегративные экономические процессы на постсоветском пространстве в настоящее время
2.1. Основное содержание
интегративных процессов на
Интегративные процессы на постсоветском пространстве связаны с созданием Содружества Независимых Государств (СНГ) Минским соглашением от 8 декабря 1991 г.19 Основной правовой базой в рамках СНГ служат многосторонние и двусторонние договоры в различных сферах сотрудничества. С этой отправной точки началась эволюция интеграции, которая привела к появлению нескольких межгосударственных объединений.
В соответствии с Уставом СНГ от 22 января 1993 г. в межгосударственных отношениях стран СНГ действует принцип верховенства международного права. Целями СНГ являются сотрудничество в политической, экономической, экологической, военной, гуманитарной и культурной областях, содействие экономическому и социальному развитию государств-членов в рамках общего экономического пространства.20 Уже в 1993 г. государства - члены СНГ подписали Соглашение о создании Экономического союза, которое, в частности, предполагает свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, осуществление согласованной политики в таких сферах, как денежно-кредитные отношения, цены и налогообложение, валютное регулирование, таможенные пошлины. Более того, в 1994 г. был подписан Договор о создании зоны свободной торговли, а в 1995 г. было заключено Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. Что касается Экономического союза, то 21 октября 1994 г. государства - члены СНГ подписали Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета (МЭК) Экономического союза.
Этому постоянно действующему органу было вменено в обязанность содействовать формированию экономического союза путем создания механизмов платежного союза, зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, валютного (денежного) союза и решение ряда других задач, в том числе разработки совместных программ в рамках многосторонней договоренности по развитию промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики. Однако происходившее во всех странах СНГ обновление экономического законодательства привело его к серьезной дезинтеграции. Выходом из сложившейся ситуации, казалось, станет заключение международных договоров между государствами - участниками СНГ в целях устранения возникших противоречий.
Действительно, в этих целях было заключено внушительное количество договоров, например Соглашение о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран - участниц СНГ от 15 мая 1992 г., Соглашение о взаимном признании права и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992 г., Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Однако эффективность такого рода договоров оказалась низкой: далеко не все государства - участники СНГ подписали такие договоры, а если и подписали, то не стали исполнять; некоторые государства-участники заявили оговорки к подписанным договорам, что создало трудности для их реализации, в том числе и из-за того, что эти оговорки были несовместимы с объектами и целями договоров, а это грубо противоречит международному праву.21
Кроме того, в рамках СНГ не предусмотрен механизм эффективного разрешения проблем региональной экономической интеграции, например, не разработаны способы разрешения межгосударственных споров. Подписанные в 1992 г. соглашения, касающиеся статуса Экономического суда СНГ, не дали нужного результата, так как решения Суда имеют рекомендательный характер. Принудительного исполнения решения Экономического суда, когда могли бы быть применены к государству - нарушителю взятых обязательств санкции межгосударственного органа, не существует. Компетенция указанного Суда требует совершенствования, так же как требуют корректировки решения, принимаемые в рамках СНГ, зачастую имеющие декларативный характер. Исследователи отмечают, что СНГ функционирует ниже своих возможностей22. Такое положение дел вызвало к жизни концепцию разноскоростной и разноуровневой интеграции. Собственно, на ее основе отдельные государства СНГ - Российская Федерация, Республика Белоруссия, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Таджикистан 10 октября 2000 г. создали новое экономическое объединение - Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).
ЕврАзЭС создано для эффективного продвижения процесса формирования Сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, определенных в Соглашении о Таможенном союзе 1995 г., Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарных областях 1996 г., Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве 1999 г.23 В ст. 2 Договора об учреждении ЕврАзЭС содержится важное положение, согласно которому «ранее заключенные Договаривающимися Сторонами между собой договоры, а также решения органов управления интеграцией продолжают действовать в части, не противоречащей настоящему Договору». Кроме того, Договором об учреждении ЕврАзЭС предусмотрена преемственность созданных ранее его сторонами органов управления интеграцией. В связи с этим для выполнения целей и задач данного Договора в рамках ЕврАзЭС действуют Межгосударственный совет (Межгоссовет), Интеграционный комитет, Межпарламентская ассамблея (МПА), Суд Сообщества.
Высшим органом ЕврАзЭС является Межгосударственный совет, в состав которого входят главы государств и главы правительств Договаривающихся Сторон. Он рассматривает принципиальные вопросы Сообщества. Именно Межгоссовет принимает решения о прекращении деятельности органов управления интеграцией, учрежденных Договором об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях 1996 г. и Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве 1999 г. Решения Межгоссовета способны устранить противоречия в функционировании органов, созданных указанными выше договорами, за счет их упразднения. Вместе с тем Межгосударственный совет может учреждать вспомогательные органы Сообщества. Что касается обеспечения взаимодействия органов ЕврАзЭС, то эта функция принадлежит постоянно действующему органу ЕврАзЭС - Интеграционному комитету. Ему же принадлежит право контроля за реализацией решений, принятых Межгоссоветом.
Вопросами гармонизации (сближения, унификации) национального законодательства сторон и приведения его в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС, призвана заниматься Межпарламентская ассамблея ЕврАзЭС. Важными ее полномочиями являются разработка Основ законодательства в базовых сферах правоотношений, подлежащих рассмотрению Межгоссоветом, а также принятие типовых проектов, на основе которых разрабатываются акты национального законодательства. Указанные полномочия дают определенные возможности устранения противоречий между актами, принимаемыми органами интегративных объединений в рамках СНГ, а также противоречий между актами интегративных объединений и законодательством входящих в них государств. Вместе с тем правовая система полномочий требует совершенствования.24
Во-первых, отсутствуют действенные механизмы, с помощью которых можно было бы влиять на сокращение сроков проведения внутригосударственных процедур, необходимых для введения в силу заключенных международных договоров. Так, существенно затягивается ратификация международных договоров. Отсюда вывод - должны быть установлены жесткие сроки процедуры ратификации договоров. Эти процедуры должны быть также направлены на ограничение связанных с ратификацией оговорок и заявлений, предлагаемых ведомствами.
Во-вторых, заключенные и введенные в силу в рамках ЕврАзЭС международные договоры должны без задержек имплементироваться в национальное законодательство. Для этого необходимо разработать концепцию дальнейшего развития ЕврАзЭС, в рамках которой определить порядок и условия взаимодействия правовой системы ЕврАзЭС с правовой системой государств-членов.
В-третьих, необходим механизм, на основе которого следует ввести контроль за выполнением международных договоров, а также законодательных и иных актов, принимаемых в рамках ЕврАзЭС. В связи с этим на основе договора нужно установить меру ответственности в случаях невыполнения взятых стороной международных обязательств.
В-четвертых, следует модернизировать полномочия Суда ЕврАзЭС в целях наделения его реальной судебной властью - должен быть введен механизм принудительного исполнения решений Суда, а также должны быть установлены санкции определенного органа, например Интеграционного комитета ЕврАзЭС в отношении государств - членов ЕврАзЭС, не выполняющих взятые международные обязательства. Практика временного выполнения Экономическим судом СНГ функций Суда ЕврАзЭС, которая должна осуществляться на основе Соглашения 2004 г. о выполнении Экономическим судом СНГ функций Суда ЕврАзЭС, малоэффективна хотя бы потому, что в СНГ и в ЕврАзЭС сложились различные уровни развития экономической интеграции25.
Подход к оценке интеграции как разноуровневого и разноскоростного экономического развития нашел отражение и в Соглашении о формировании Единого экономического пространства от 19 сентября 2003 г., подписанном Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Российской Федерацией и Украиной. Под Единым экономическим пространством (ЕЭП) Стороны понимают экономическое пространство, объединяющее таможенные территории сторон, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанных на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, и проводится единая внешнеторговая и согласованная в той мере и в том объеме, в каких это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика. Указанное соглашение зафиксировало положение о том, что ЕЭП формируется поэтапно.
Стороны присоединяются к международным договорам, обеспечивающим формирование и функционирование ЕЭП по мере готовности. В Договоре о Евразийской экономической комиссии, подписанном Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией 18 ноября 2011 г., содержится отсылка к Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. и Договору о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 г. Последний был ратифицирован Россией 27 октября 2008 г. Таким образом, названные договоры тесно связаны друг с другом.
Более того, в решении Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств от 19 октября 2011 г. N 97 был принят документ - Декларация о евразийской экономической интеграции, в котором президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, констатируя успешное функционирование Таможенного союза трех государств в рамках ЕврАзЭС и вступления в силу международных договоров, формирующих правовую основу ЕЭП, которое начало работать с 1 января 2012 г., подтвердили создание единой системы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли, таможенного, ветеринарного, санитарного и фитосанитарного контроля и заявили о переходе к следующему этапу интеграционного строительства ЕЭП.
На основе Договора о Евразийской экономической комиссии последняя учреждена как единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и ЕЭП. Основные задачи комиссии - обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и ЕЭП, а также выработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках данных образований. Решения Комиссии входят в договорно-правовую базу Таможенного союза и ЕЭП.
Такие решения на территориях сторон применяются непосредственно. Следует обратить внимание на то, что в Декларации о Евразийской экономической интеграции от 19 декабря 2011 г. основой функционирования ЕЭП указаны «принципы соблюдения общепризнанных норм международного права».26 Это не соответствует научной доктрине и Конституции РФ, в ст. 15 которой говорится об общепризнанных принципах и нормах международного права, являющихся вместе с международными договорами Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Наука международного права и договорная практика исходят из того, что какого-либо ряда особых принципов соблюдения общепризнанных норм не существует. В отношении общепризнанных принципов и норм международного права действует единый императивный принцип добросовестного соблюдения международных обязательств (применительно к международным договорам он именуется принципом pacta sunt servanda).
Информация о работе Основные черты Единого экономического пространства