Полномочия президента Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно и объективно раскрыть сущность исследуемой темы.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- определить место и роль Президента Республики Беларусь в системе государственных органов;
- рассмотреть полномочия Президента Республики Беларусь;
- проанализировать основные этапы подготовки и проведения выборов Президента Республики Беларусь, основания и порядок досрочного прекращения полномочий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………....…
3
МЕСТО И РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ……………...……….…

5
ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ......
9
Взаимоотношения Президента Республики Беларусь и законодательной власти …………………………………..…………...

9
Взаимоотношения Президент Республики Беларусь и исполнительной власти………………………………………….................

11
Взаимоотношения Президент Республики Беларусь и судебной власти ……………………………………………………………………….

13
Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере внутренней и внешней политики ………………...……………………….
15
Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере обеспечения обороны страны и ее безопасности ………………………
17
Полномочия Президента Республики Беларусь в нормотворческой сфере……………..………………………………………………………….

19
ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В ДОЛЖНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ……………………..………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА .doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………....…

3

  1. МЕСТО И РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ……………...……….…

 

5

  1. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ......

9

    1. Взаимоотношения Президента Республики Беларусь и законодательной власти …………………………………..…………...

 

9

    1. Взаимоотношения Президент Республики Беларусь и исполнительной власти………………………………………….................

 

11

    1. Взаимоотношения Президент Республики Беларусь и судебной власти ……………………………………………………………………….

 

13

    1. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере внутренней и внешней политики ………………...……………………….

15

    1. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере обеспечения обороны страны и ее безопасности ………………………

17

    1. Полномочия Президента Республики Беларусь в нормотворческой сфере……………..………………………………………………………….

 

19

  1. ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В ДОЛЖНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ……………………..………

 

 

 

23


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЕДЕНИЕ

 

Республика Беларусь является унитарным, демократическим, социальным, правовым государством. Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и граждан выступает Президент.

Институт президентства в Республике Беларусь был введен в 1994 году одновременно с принятием новой Конституции, согласно которой Президент Республики Беларусь являлся главой государства и исполнительной власти.

Президент Республики Беларусь занимает особое место в государственном механизме и в системе разделения властей. В организационном отношении Президент самостоятелен – он избирается народом. Он не включен ни в одну из ветвей власти и не несет перед ними политической ответственности.

Президент оказывает существенное влияние на формирование и деятельность всех государственных структур. Он вправе отменять постановления и распоряжения Правительства, противоречащие Конституции республики, определять структуру Правительства и устанавливать порядок его взаимодействия с республиканскими органами государственного управления. С целью повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти, Президентом Беларуси создана «исполнительная вертикаль».

Президент Республики Беларусь имеет достаточно широкие полномочия, которые по существу касаются всех направлений организации и осуществления государственной власти. Это - реализация исполнительной власти, участие в законодательном процессе, формирование судебной системы, организация и формирование госаппарата.

Президент Республики Беларусь олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Президент, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а также декреты, имеющие силу законов, и обеспечивает их исполнение.

Таким образом, всё вышеперечисленное обуславливает важность и актуальность выбранной темы для написания курсовой работы.

Объектом исследования в курсовой работе являются нормативные правовые акты, которые отражают и регулируют конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь.

Предметом исследования курсовой работы является конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно и объективно раскрыть сущность исследуемой темы.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:

- определить место и  роль Президента Республики Беларусь  в системе государственных органов;

- рассмотреть полномочия  Президента Республики Беларусь;

- проанализировать основные  этапы подготовки и проведения выборов Президента Республики Беларусь, основания и порядок досрочного прекращения полномочий.

При написании работы и для раскрытия темы курсовой работы использовались следующие методы: описательный (для общей характеристики института главы государства), структурно-аналитический (для изучения отдельных компонентов, определяющих правовой статус этого института), а также анализа нормативных правовых актов.

В основу работы положены, во-первых, Конституция Республики Беларусь и другие нормативные правовые акты Республики Беларусь; во-вторых, учебники и учебные пособия. В данной работе использованы труды Г.А. Василевича, В.А. Кодавбовича, О.В. Сидоренко, Т.С. Масловской и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

МЕСТО И РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В  СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

 

Институт президентства является относительно новым институтом конституционного права, конституционной и политической практики Республики Беларусь. Введение этого института было вызвано как внешними, так и внутренними причинами, условиями переходного периода, необходимостью, с одной стороны, укрепить систему государственной власти, а с другой - ускорить темпы экономических реформ. Вместе с тем институт президентства за время, прошедшее с момента его введения, претерпел определенную эволюцию.

Должность Президента Республики Беларусь была учреждена Конституцией Республики Беларусь, принятой Верховным Советом 15 марта 1994 г. вопрос об учреждении данной должности ставился еще в 1991 году: Верховный Совет Республики Беларусь провел специальное голосование по вопросу об учреждении поста президента, большинство депутатов высказались за его введение. Был подготовлен проект закона о внесении соответствующих изменений в Конституцию БССР 1978 года, однако он не был поставлен на рассмотрение Верховного Совета.[1, с. 42]

Правовой статус Президента Республики Беларусь определяется Конституцией Республики Беларусь (глава 3 раздела IV «Президент Республики Беларусь») [2], а также специальными актами, регулирующими порядок избрания и деятельности Президента Республики Беларусь: Законом Республики Беларусь от 21.02.1995 № 3602-XII «О Президенте Республики Беларусь» [3], Избирательным кодексом Республики Беларусь от 11.02.2000 № 370-З.[4]

До 1996 года глава о Президенте Республики Беларусь была помещена в тексте Конституции Республики Беларусь после главы о Верховном Совете Республики Беларусь, то есть в структуре Конституции первое место отводилось Парламенту (Верховному Совету), а второе - Президенту. Действующая редакция Основного Закон исходит из ведущего положения Президента Республики Беларусь в системе государственных органов, что отражается и на очередности соответствующих глав. Глава Конституции о Президенте открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти, что является правовым доказательством того, что Президент Республики Беларусь занимает главенствующее место в иерархии государственных органов.

Конституция Республики Беларусь в редакции от 15.03.1994, закрепляя за Президентом статус Главы государства и исполнительной власти, прямо относила его к исполнительной ветви власти (ст. 95).[5]

Часть 1 статьи 79 Конституции Республики Беларусь в редакции 1996 года закрепляет основную статусную характеристику Президента Республики Беларусь - Глава государства, которая означает, что Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе органов государственной власти, непосредственно не входит ни в какую из ее ветвей, он не подчинен никакому органу государственной власти и подотчетен только народу Республики Беларусь.[36]

Статусные положения о Президенте Республики Беларусь дополняются определением его как гаранта Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

Статус президента проявляется, прежде всего, в его конституционно установленных функциях. Статья 79 Конституции Республики Беларусь определяет функции Президента Республики Беларусь, т.е. основные направления деятельности, которые обусловливают его полномочия и касаются основ жизнедеятельности государства и общества.

1. Важнейшей и традиционной  функцией Главы государства является  представительская. Внутренний аспект  представительства государства  реализуется посредством осуществления  Президентом Республики Беларусь полномочий, связанных с решением вопросов предоставления гражданства, его прекращения, предоставления убежища; награждения государственными наградами, присвоения классных чинов и званий. Внешний аспект данной функции выражается в представительстве государства в лице Президента Республики Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями: Президент Республики Беларусь в качестве Главы государства ведет переговоры, подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях, принимает вверительные и отзывные грамоты аккредитованных дипломатических представителей иностранных государств [6]

Часть 2 ст. 79 Конституции Республики Беларусь закрепляет: «Президент олицетворяет единство народа» [2], т.е. выражает волю народа, поскольку, являясь его представителем, при осуществлении своих полномочий Президент Республики Беларусь обязан и связан волей представляемого им народа.

Таким образом, можно сделать вывод, что представительская функция президентской деятельности имеет две стороны: Президент Республики Беларусь действует одновременно как представитель народа, олицетворяя его единство, и как представитель государства, действуя от его имени внутри страны и за ее пределами.

2. Конституция Республики Беларусь (ч. 1 ст. 79) возлагает на Президента Республики Беларусь обязанность быть гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина [3]. Это означает, что он несет персональную ответственность за работу механизмов защиты Конституции Республики Беларусь и прав человека и гражданина в процессе их реализации.

Во-первых, Президент Республики Беларусь является гарантом Конституции Республики Беларусь, т.е. должен следить за ее соблюдением всеми государственными органами. Этим обусловлены его полномочия по назначению шести членов Конституционного Суда Республики Беларусь, с согласия Совета Республики - Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь; право инициировать производство о проверке конституционности нормативных актов, а также вопрос о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь как гарант Конституции Республики Беларусь имеет право отменять акты Правительства Республики Беларусь; непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству, т.е. осуществляет нормоконтроль. Глава государства играет активную роль в охране и защите Конституции Республики Беларусь, обеспечении должного исполнения конституционных обязанностей всеми органами государства.

Во-вторых, Президент Республики Беларусь является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Глава государства реализует эту функцию, работая с обращениями граждан, в том числе решая вопросы помилования, инициируя законы, издавая декреты и указы, направленные на защиту правового положения как личности в целом, так и отдельных групп населения, нуждающихся в особой защите со стороны государства (пенсионеров, военнослужащих, многодетные семьи, и др.).

В-третьих, Президент Республики Беларусь выступает гарантом государственности. Глава государства принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности.

Информация о работе Полномочия президента Республики Беларусь