Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 22:59, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно и объективно раскрыть сущность исследуемой темы.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- определить место и роль Президента Республики Беларусь в системе государственных органов;
- рассмотреть полномочия Президента Республики Беларусь;
- проанализировать основные этапы подготовки и проведения выборов Президента Республики Беларусь, основания и порядок досрочного прекращения полномочий.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………....…
3
МЕСТО И РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ……………...……….…
5
ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ......
9
Взаимоотношения Президента Республики Беларусь и законодательной власти …………………………………..…………...
9
Взаимоотношения Президент Республики Беларусь и исполнительной власти………………………………………….................
11
Взаимоотношения Президент Республики Беларусь и судебной власти ……………………………………………………………………….
13
Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере внутренней и внешней политики ………………...……………………….
15
Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере обеспечения обороны страны и ее безопасности ………………………
17
Полномочия Президента Республики Беларусь в нормотворческой сфере……………..………………………………………………………….
19
ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В ДОЛЖНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ……………………..………
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………....… |
3 |
|
5 |
|
9 |
|
9 |
|
11 |
|
13 |
|
15 |
|
17 |
|
19 |
|
23 |
ВЕДЕНИЕ
Республика Беларусь является унитарным, демократическим, социальным, правовым государством. Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и граждан выступает Президент.
Институт президентства в Республике Беларусь был введен в 1994 году одновременно с принятием новой Конституции, согласно которой Президент Республики Беларусь являлся главой государства и исполнительной власти.
Президент Республики Беларусь занимает особое место в государственном механизме и в системе разделения властей. В организационном отношении Президент самостоятелен – он избирается народом. Он не включен ни в одну из ветвей власти и не несет перед ними политической ответственности.
Президент оказывает существенное влияние на формирование и деятельность всех государственных структур. Он вправе отменять постановления и распоряжения Правительства, противоречащие Конституции республики, определять структуру Правительства и устанавливать порядок его взаимодействия с республиканскими органами государственного управления. С целью повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти, Президентом Беларуси создана «исполнительная вертикаль».
Президент Республики Беларусь имеет достаточно широкие полномочия, которые по существу касаются всех направлений организации и осуществления государственной власти. Это - реализация исполнительной власти, участие в законодательном процессе, формирование судебной системы, организация и формирование госаппарата.
Президент Республики Беларусь олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Президент, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а также декреты, имеющие силу законов, и обеспечивает их исполнение.
Таким образом, всё вышеперечисленное обуславливает важность и актуальность выбранной темы для написания курсовой работы.
Объектом исследования в курсовой работе являются нормативные правовые акты, которые отражают и регулируют конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь.
Предметом исследования курсовой работы является конституционно-правовой статус Президента Республики Беларусь.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно и объективно раскрыть сущность исследуемой темы.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- определить место и
роль Президента Республики
- рассмотреть полномочия
Президента Республики
- проанализировать основные этапы подготовки и проведения выборов Президента Республики Беларусь, основания и порядок досрочного прекращения полномочий.
При написании работы и для раскрытия темы курсовой работы использовались следующие методы: описательный (для общей характеристики института главы государства), структурно-аналитический (для изучения отдельных компонентов, определяющих правовой статус этого института), а также анализа нормативных правовых актов.
В основу работы положены, во-первых, Конституция Республики Беларусь и другие нормативные правовые акты Республики Беларусь; во-вторых, учебники и учебные пособия. В данной работе использованы труды Г.А. Василевича, В.А. Кодавбовича, О.В. Сидоренко, Т.С. Масловской и др.
ГЛАВА 1
МЕСТО И РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
Институт президентства является относительно новым институтом конституционного права, конституционной и политической практики Республики Беларусь. Введение этого института было вызвано как внешними, так и внутренними причинами, условиями переходного периода, необходимостью, с одной стороны, укрепить систему государственной власти, а с другой - ускорить темпы экономических реформ. Вместе с тем институт президентства за время, прошедшее с момента его введения, претерпел определенную эволюцию.
Должность Президента Республики Беларусь была учреждена Конституцией Республики Беларусь, принятой Верховным Советом 15 марта 1994 г. вопрос об учреждении данной должности ставился еще в 1991 году: Верховный Совет Республики Беларусь провел специальное голосование по вопросу об учреждении поста президента, большинство депутатов высказались за его введение. Был подготовлен проект закона о внесении соответствующих изменений в Конституцию БССР 1978 года, однако он не был поставлен на рассмотрение Верховного Совета.[1, с. 42]
Правовой статус Президента Республики Беларусь определяется Конституцией Республики Беларусь (глава 3 раздела IV «Президент Республики Беларусь») [2], а также специальными актами, регулирующими порядок избрания и деятельности Президента Республики Беларусь: Законом Республики Беларусь от 21.02.1995 № 3602-XII «О Президенте Республики Беларусь» [3], Избирательным кодексом Республики Беларусь от 11.02.2000 № 370-З.[4]
До 1996 года глава о Президенте Республики Беларусь была помещена в тексте Конституции Республики Беларусь после главы о Верховном Совете Республики Беларусь, то есть в структуре Конституции первое место отводилось Парламенту (Верховному Совету), а второе - Президенту. Действующая редакция Основного Закон исходит из ведущего положения Президента Республики Беларусь в системе государственных органов, что отражается и на очередности соответствующих глав. Глава Конституции о Президенте открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти, что является правовым доказательством того, что Президент Республики Беларусь занимает главенствующее место в иерархии государственных органов.
Конституция Республики Беларусь в редакции от 15.03.1994, закрепляя за Президентом статус Главы государства и исполнительной власти, прямо относила его к исполнительной ветви власти (ст. 95).[5]
Часть 1 статьи 79 Конституции Республики Беларусь в редакции 1996 года закрепляет основную статусную характеристику Президента Республики Беларусь - Глава государства, которая означает, что Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе органов государственной власти, непосредственно не входит ни в какую из ее ветвей, он не подчинен никакому органу государственной власти и подотчетен только народу Республики Беларусь.[36]
Статусные положения о Президенте Республики Беларусь дополняются определением его как гаранта Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.
Статус президента проявляется, прежде всего, в его конституционно установленных функциях. Статья 79 Конституции Республики Беларусь определяет функции Президента Республики Беларусь, т.е. основные направления деятельности, которые обусловливают его полномочия и касаются основ жизнедеятельности государства и общества.
1. Важнейшей и традиционной
функцией Главы государства
Часть 2 ст. 79 Конституции Республики Беларусь закрепляет: «Президент олицетворяет единство народа» [2], т.е. выражает волю народа, поскольку, являясь его представителем, при осуществлении своих полномочий Президент Республики Беларусь обязан и связан волей представляемого им народа.
Таким образом, можно сделать вывод, что представительская функция президентской деятельности имеет две стороны: Президент Республики Беларусь действует одновременно как представитель народа, олицетворяя его единство, и как представитель государства, действуя от его имени внутри страны и за ее пределами.
2. Конституция Республики Беларусь (ч. 1 ст. 79) возлагает на Президента Республики Беларусь обязанность быть гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина [3]. Это означает, что он несет персональную ответственность за работу механизмов защиты Конституции Республики Беларусь и прав человека и гражданина в процессе их реализации.
Во-первых, Президент Республики Беларусь является гарантом Конституции Республики Беларусь, т.е. должен следить за ее соблюдением всеми государственными органами. Этим обусловлены его полномочия по назначению шести членов Конституционного Суда Республики Беларусь, с согласия Совета Республики - Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь; право инициировать производство о проверке конституционности нормативных актов, а также вопрос о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь как гарант Конституции Республики Беларусь имеет право отменять акты Правительства Республики Беларусь; непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству, т.е. осуществляет нормоконтроль. Глава государства играет активную роль в охране и защите Конституции Республики Беларусь, обеспечении должного исполнения конституционных обязанностей всеми органами государства.
Во-вторых, Президент Республики Беларусь является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Глава государства реализует эту функцию, работая с обращениями граждан, в том числе решая вопросы помилования, инициируя законы, издавая декреты и указы, направленные на защиту правового положения как личности в целом, так и отдельных групп населения, нуждающихся в особой защите со стороны государства (пенсионеров, военнослужащих, многодетные семьи, и др.).
В-третьих, Президент Республики Беларусь выступает гарантом государственности. Глава государства принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности.
Информация о работе Полномочия президента Республики Беларусь