Полномочия президента Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно и объективно раскрыть сущность исследуемой темы.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- определить место и роль Президента Республики Беларусь в системе государственных органов;
- рассмотреть полномочия Президента Республики Беларусь;
- проанализировать основные этапы подготовки и проведения выборов Президента Республики Беларусь, основания и порядок досрочного прекращения полномочий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………....…
3
МЕСТО И РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ……………...……….…

5
ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ......
9
Взаимоотношения Президента Республики Беларусь и законодательной власти …………………………………..…………...

9
Взаимоотношения Президент Республики Беларусь и исполнительной власти………………………………………….................

11
Взаимоотношения Президент Республики Беларусь и судебной власти ……………………………………………………………………….

13
Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере внутренней и внешней политики ………………...……………………….
15
Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере обеспечения обороны страны и ее безопасности ………………………
17
Полномочия Президента Республики Беларусь в нормотворческой сфере……………..………………………………………………………….

19
ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В ДОЛЖНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ……………………..………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА .doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Президент Республики Беларусь обеспечивает политическую и экономическую стабильность (ч. 2 ст. 79 Конституции Республики Беларусь), что является важной стороной указанной функции. Он вправе принимать в рамках Конституции Республики Беларусь любые меры, направленные на обеспечение стабильности государства и общества. Это приобретает особую актуальность в период экономического кризиса. Главным образом данная функция обеспечивается посредством нормотворческой деятельности, направленной на создание условий для реализации конституционных норм.

Президент Республики Беларусь гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики. Эта функция Главы государства реализуется в основном посредством посланий к народу, ежегодных посланий к Парламенту Республики Беларусь.

3. Конституцией Республики Беларусь на Президента Республики Беларусь возлагается задача обеспечивать преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществлять посредничество между органами государственной власти (ч. 2 ст. 79).[3] Это означает, что Глава государства осуществляет их согласованное взаимодействие и разрешает разногласия между ними в целях обеспечения единства государственной власти.

По мнению Г.А.Василевича, «особенность статуса Президента Республики Беларусь состоит в том, что он выступает, с одной стороны, в качестве арбитра, с другой - может сам активно руководить правительством, подчиненными ему органами» [6, с. 193]. Над Президентом Республики Беларусь есть единственный высший арбитр - народ, который является источником государственной власти и носителем суверенитета (ч. 1 ст. 3 Конституции Республики Беларусь).[3]

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что в настоящее время в Республике Беларусь Президент формально-юридически не входит ни в одну из классических ветвей власти (законодательную, исполнительную, судебную), равноудален от них и, являясь координирующим центром, обеспечивает их баланс и согласованное функционирование. Институт президентства в Республике Беларусь выступает в виде властного института, не образующего самостоятельную ветвь власти, что подтверждается его особой ролью. Глава государства является ключевым, системообразующим элементом государственного механизма, играет первостепенную роль в функционировании и развитии конституционного строя. Президент Республики Беларусь является высшим представительным органом государственной власти с особым статусом.

Статусные характеристики, анализ основных функций Президента Республики Беларусь, закрепленных в ст. 79 Конституции Республики Беларусь, исходя из принципа разделения властей, не дают полного представления о месте Президента Республики Беларусь в системе государственных органов. Это можно оценить при анализе конституционно-правовых отношений, которые складываются между Президентом Республики Беларусь и органами законодательной, исполнительной и судебной власти [7].

 

ГЛАВА 2

ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ

БЕЛАРУСЬ

 

Полномочия Президент Республики Беларусь закреплены  преимущественно в ст. 84 Конституции. Однако и в иных ее статьях, Законе Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» и других нормативных актах содержаться нормы, посвященные правам и обязанностям Президента. По специфике предметов компетенции и взаимоотношений с другими органами государственной власти полномочия Президента можно классифицировать на несколько групп.  [8, стр. 72; 9, стр. 588]

 

2.1. Взаимоотношения  Президента Республики Беларусь  и законодательной власти

 

Пунктом 2 статьи 84 Конституции Президенту дано право назначать очередные и внеочередные выборы в Палату представителей и Совет Республики, а также местные представительные органы.

Конституция разграничила полномочия Президента и Парламента в решении вопросов о проведении выборов. Если это касается коллегиальных представительных органов, то решение о назначении выборов принимает Президент, а если Главы государства, то – Палата представителей (пункт 3 ст.97). Такой подход в большей мере позволяет исключить ситуацию, когда бы нарушались сроки проведения выборов, что, к сожалению, уже имело место в нашей современной истории при проведении выборов в Парламент в 1995 году. [8, стр. 72; 9, стр. 589; 2, ст.ст.  84, 97]

Пункт 3 ст. 84 Конституции устанавливает, что Президент Республики Беларусь имеет право досрочно прекратить полномочия палат Парламента. Полномочия палат Парламента могут быть прекращены досрочно лишь в случае и порядке, предусмотренном Конституцией.  Во-первых, при отказе в доверии Правительству. Так, Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии Правительству по представленной программе или по конкретному поводу. Если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе в десятидневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов.

При отклонении отставки Правительство продолжает осуществлять свои полномочия.

Во-вторых, в случае вотума недоверия Правительству. Вотум недоверия Правительству может быть выражен по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей. Частным случаем выражения вотума недоверия Правительству является повторное отклонение Палатой представителей программы деятельности Правительства. При выражении вотума недоверия Правительство должно заявить Президенту об отставке.

В-третьих, при двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. Решение Палаты представителей о согласии на назначение Премьер-министра должно быть принято не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра. В случае, если Палата представителей дважды отказывает в даче согласия на назначение Премьер-министра, Президент вправе назначить исполняющим обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

В-четвертых, на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции. Рассмотрение Конституционным Судом вопроса о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь осуществляется по предложению Президента.

С прекращением полномочий Палаты представителей или Совета Республики по решению Президента могут быть также прекращены полномочия соответственно Совета Республики или Палаты представителей, т.е. допускается роспуск как одной, так и двух палат одновременно.

Решение о роспуске палат Парламента Президент может принять не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателями палат.

Существуют ограничения на роспуск палат: их полномочия не могут быть досрочно прекращены в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности. Не допускается роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний.

Роспуск палат, является одним из способов разрешения конфликта между властями, прежде всего между законодательной и исполнительной. Арбитром в данном случае выступает Глава государства. [8, стр. 72]

На основании пункта 14 ст. 84 Конституции Президент обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики. В послании может идти речь о положении в государстве, о задачах Парламента на ближайшее время в области принятия актов законодательства. Цель послания – направить работу Парламента на решение первостепенных проблем, возникающим перед государством и обществом. Президент имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением.

Президент обладает правом законодательной инициативы. Кроме того, законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента либо по его поручению – Правительства. Президент либо по его поручению Правительство имеют право вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. Палата представителей и Совет Республики в этом случае должны рассмотреть данный проект в течении десяти дней со дня внесения на их рассмотрение. По требованию Президента  либо, с его согласия, Правительства Палата представителей, Совет Республики на своих заседаниях принимают решения, голосуя в целом за весь внесенный Президентом или Правительством проект или его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом либо Правительством (ст. 99 Конституции).

Президент также обладает правом внесения в Палату представителей проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции (пункт 1 ст. 97 Конституции).

На основании пункта 24 ст. 84 Конституции Республики Беларусь Президент подписывает законы, имеет право в порядке, предусмотренном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей. [8, стр. 72-73;  2, ст.ст. 84, 97, 99]

 

2.2 Взаимоотношения  Президента Республики Беларусь  и  исполнительной власти 

 

Действующая редакция Конституции Республики Беларусь, в отличие от прежней редакции, закрепляет за Президентом статус Главы государства Республики Беларусь (ч. 1 ст. 79 Конституции). Прежняя конституционная модель президентства (1994 - 1996 гг.) существенным образом отличалась от нынешней модели. Определяющим различием выступало прямое закрепление в первоначальной редакции Конституции за Президентом статуса главы государства Республики Беларусь и исполнительной власти (ст. 95 Конституции).[5] После конституционного референдума 1996 года был изменен не только конституционный статус Президента Республики Беларусь, но и Правительства Республики Беларусь. Принципиальные отличия связаны с изменением роли Правительства, повышением его самостоятельности. Действующая редакция Конституции Республики Беларусь исходит из того, что Президент и Правительство - это два самостоятельных органа государственной власти, занимающих определенной место в системе государственных органов и выполняющих присущие им функции. Это разноуровневые конституционные институты, Глава государства выступает в качестве координатора деятельности органов исполнительной власти в целом и Правительства Республики Беларусь в частности.

Действующая редакция Конституции возлагает осуществление исполнительной власти на Правительство Республики Беларусь (ч. 1 ст. 106 Конституции Республики Беларусь).[2] Вместе с тем Президент Республики Беларусь наделен существенными полномочиями в сфере исполнительной власти и в широком смысле его можно отнести к числу органов, участвующих в осуществлении исполнительной власти.

Конституционные нормы, закрепляющие основы взаимоотношений Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь, можно разделить на две группы:

1) связанные с формированием  и прекращением деятельности  Правительства Республики Беларусь;

2) связанные с деятельностью  Правительства Республики Беларусь.

Президент обладает правом назначения Премьер-министра. Однако это право он реализует с согласия Палаты представителей (пункт 6 ст. 84 Конституции Республики Беларусь) путем тайного голосования с оформлением постановления.

Кандидатура на должность Премьер-министра Республики Беларусь считается одобренной, если за нее проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей.

Решение по вопросу о даче согласия на назначение Президентом Республики Беларусь Премьер-министра принимается Палатой представителей не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра.

В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

В соответствии с пунктом 7 ст. 84 Конституции Республики Беларусь Президент определяет структуру Правительства. В этих целях он может создавать министерства и ведомства, входящие в структуру Правительства. Назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительств, принимает решение об отставке Правительства или его членов. [8, стр. 73; 2, ст. 84]

Не входя в состав Правительства, Президент в соответствии с пунктом 15 ст. 84 Конституции Республики Беларусь имеет право председательствовать на его заседаниях. Важнейшей  прерогативой Президента в его отношениях с Правительством является его право отменять акты Правительства (пункт 25 ст. 84 Конституции).

К важнейшим полномочиям Президента в области исполнительной власти относится его право образовать, упразднить и реорганизовать Администрацию Президента Республики Беларусь, которая является органом государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте (пункт 5 ст. 84 Конституции).

Президент вправе непосредственно или через создаваемые им органы осуществлять контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления. Он вправе приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству. [8, стр. 73-74; 2, ст. 84]

Таким образом, в Конституции Республики Беларусь закреплены основы существующих между Президентом Республики Беларусь и Правительством Республики Беларусь отношений, которые, главным образом, связаны с формированием и прекращением деятельности Правительства Республики Беларусь и непосредственно с деятельностью Правительства Республики Беларусь. В целом действующая модель таких отношений нацелена на сотрудничество, взаимодействие. Вместе с тем, она обладает определенным потенциалом для совершенствования форм взаимодействия Главы государства с Правительством Республики Беларусь в целях повышения эффективности их деятельности.[10]

Информация о работе Полномочия президента Республики Беларусь