Полномочия президента Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно и объективно раскрыть сущность исследуемой темы.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- определить место и роль Президента Республики Беларусь в системе государственных органов;
- рассмотреть полномочия Президента Республики Беларусь;
- проанализировать основные этапы подготовки и проведения выборов Президента Республики Беларусь, основания и порядок досрочного прекращения полномочий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………....…
3
МЕСТО И РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ……………...……….…

5
ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ......
9
Взаимоотношения Президента Республики Беларусь и законодательной власти …………………………………..…………...

9
Взаимоотношения Президент Республики Беларусь и исполнительной власти………………………………………….................

11
Взаимоотношения Президент Республики Беларусь и судебной власти ……………………………………………………………………….

13
Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере внутренней и внешней политики ………………...……………………….
15
Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере обеспечения обороны страны и ее безопасности ………………………
17
Полномочия Президента Республики Беларусь в нормотворческой сфере……………..………………………………………………………….

19
ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В ДОЛЖНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ……………………..………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА .doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

 

2.6 Полномочия  Президента Республики Беларусь  в нормотворческой сфере

 

Президент Республики Беларусь как реальный Глава государства обладает достаточно широкими полномочиями в нормотворческой сфере.

Новая редакция Конституции не содержит прямого указания на то, что Глава государства одновременно является и главой исполнительной власти. Президент как бы возвышается над всеми иными властными структурами, в этом заключается его потенциал как субъекта нормотворчества.

Президент обладает правом законодательной инициативы, вправе инициировать также внесение изменений в Конституцию, проведение референдума, он может объявить рассмотрение законопроекта срочным, потребовать проведение голосования по законопроекту в целом, он дает согласие на внесение в Палату представителей законопроекта, влекущего увеличение государственных расходов либо снижение государственных доходов, он заключает международные договоры. Все эти действия Президента самым непосредственным образом влияют на нормотворческую сферу.

Конституцией Республики Беларусь предусмотрены следующие виды правовых актов Президента - декреты, указы, распоряжения. [9, стр. 616; 13, стр. 245]

Декрет Президента Республики Беларусь - нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений. [2, ст.ст. 85, 101, 137; 18, ст. 2]

В Конституции и Законе «О Президенте Республики Беларусь» установлены случаи, когда Глава государства вправе издавать декреты.

Согласно ст. 101 Конституции Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента, ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра. Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Необходимо уяснить цель подписания Премьер-министром временных декретов, предложенных Президенту. Это сделано для того, чтобы подчеркнуть ответственность Правительства. В то же время здесь нельзя говорить о совместных полномочиях, так как Президент может и самостоятельно издавать временный декрет.

Таким образом, декреты Президента могут быть двух видов - декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные декреты, издаваемые Главой государства в силу особой необходимости. [3, ст.ст. 28, 30; 19, стр. 150-151; 9, стр. 619; 13, стр.246]

В соответствии с ч.3 ст. 137 Конституции в случае расхождение декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда,  когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом. [19, стр.151]

Ранее акты, имеющие силу закона, могли издаваться только Верховным Советом, который по Конституции от 15 марта 1994 года являлся высшим представительным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Беларусь, однако сейчас Президент Беларуси в случаях, предусмотренных Конституцией, может издавать акты, имеющие силу закона.

Предоставление полномочия издания декретов вполне объяснимо. Оно позволяет действовать оперативно, когда Парламент по каким-то причинам не может столь же быстро реагировать на ситуацию.

В нашей стране пока еще не было принято законов, где бы прямо делегировались те или иные права Президенту по изданию декретов. [9, стр.618]

Указ Президента Республики Беларусь - нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы. [18, ст. 2]

Указы Президента могут носить и ненормативный характер (о награждении, о назначении на должность, о принятии в гражданство, о предоставлении политического убежища, о присвоении воинских и специальных званий, классных чинов, о помиловании). В таком случае это правоприменительные акты индивидуального характера. [19, стр.151; 8, стр. 78]

Разновидностью указа является директива Президента - указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение. [19, стр.151; 18, ст. 2]

Распоряжением Президента является правовой акт ненормативного характера, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь. Распоряжение – правовой акт, рассчитанный на осуществление конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий, например о создании какой-либо комиссии. [13, стр.79; 18, ст. 3]

Декреты, указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории Республики Беларусь. Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений. [13, стр. 80; 2, ст. 85; 3, ст. 33]

Принятые Президентом правовые акты публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом. Порядок официального опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь утвержден Декретом Президента Республики Беларусь 24 февраля 2012 г. № 3 «О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь». Официальным опубликованием правовых актов, включаемых в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, является доведение этих правовых актов до всеобщего сведения путем размещения их текстов в полном соответствии с подписанными подлинниками на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь.

Данным Декретом Президента предусмотрена возможность обнародования (опубликования) правовых актов, включенных в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, однако такое размещение  не может быть признано официальным, в следующих официальных периодических печатных изданиях: сборнике правовых актов «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», газете «Советская Белоруссия», газете «Звязда», газете «Народная газета», газете «Рэспублiка». [3, ст. 31; 20, подпункты 1.1, 1.2, 1.3 п.1; 19, стр. 160-161]

Декреты независимо от вида подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом декрете не установлен иной срок. Указы Президента вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок. Распоряжения Президента вступают в силу в порядке, установленном Президентом.

Декреты, указы и распоряжения Президента регистрируются, им присваивается соответствующий порядковый номер. [18, ст. 65; 19, стр. 160; 3, ст. 31; 20, подпункт 1.1 п. 1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

 ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ  И ВСТУПЛЕНИЯ В ДОЛЖНОСТЬ

ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Одним из важнейших элементов конституционно-правового статуса президента является способ его избрания. В соответствии с ч. 1 ст. 81 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании [2]. Согласно прежней редакции ст. 81 Конституции, запрещалось одному и тому же лицу быть Президентом Республики Беларусь более двух сроков. Однако на республиканском референдуме 17 октября 2004 г. данная норма отменена [21, стр. 119].

Необходимо отметить, что конституционные требования, предъявляемые к кандидату в Президенты Республики Беларусь, претерпели определенные изменения: если до 1996 года на эту должность могли претендовать граждане Республики Беларусь независимо от способа приобретения гражданства (по рождению или в порядке натурализации), то с 1996 года - только граждане Республики Беларусь по рождению; если в Конституции Республики Беларусь (в редакции от 15.03.1994) было закреплено требование о проживании кандидатом в Президенты в республике не менее десяти лет (ст. 96), то есть десяти лет суммарно ко дню выборов, то в действующей редакции Конституции требование о постоянном проживании в Республике Беларусь - не менее десяти лет непосредственно перед выборами. Был сохранен лишь возрастной ценз для кандидата в Президенты Республики Беларусь - 35 лет. Вместе с тем верхний возрастной ценз для кандидата в Президенты Республики Беларусь в прежней и действующей редакциях Конституции Республики Беларусь предусмотрен не был. Таким образом, в отношении избирательных цензов произошло некоторое ужесточение конституционных требований, предъявляемым к кандидату в Президенты Республики Беларусь.

Определенному изменению подверглись способы выдвижения кандидатов в Президенты Республики Беларусь. Если до 1996 года кандидаты на должность Президента Республики Беларусь могли выдвигаться двумя способами: гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тыс. подписей избирателей и депутатами Верховного Совета Республики Беларусь (не менее 70, но депутат имел право участвовать в выдвижении только одного кандидата), то с 1996 года применяется только первый способ. Вместе с тем сохранено положение о применении мажоритарной системы абсолютного большинства голосов при избрании Президента Республики Беларусь.

Правовой основой для проведения выборов Президента Республики Беларусь является Конституция, а также (при первых выборах Президента) Закон от 29 марта 1994 г. «О выборах Президента Республики Беларусь» с последующими изменениями, в настоящее время - Избирательный кодекс Республики Беларусь и иные правовые акты. [4, ст. 2]

В соответствии со ст. 81 Конституции и ст. 56 Избирательного кодекса,  выборы Президента назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся в воскресенье не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента. Если же должность Президента оказалась вакантной, то выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.

Президент Республики Беларусь считается избранным, если за него проголосовали больше половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.

Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняли участие менее половины граждан, внесенных в списки избирателей, а также в связи с выбытием всех зарегистрированных кандидатов в Президенты Республики Беларусь.

Выборы Президента Республики Беларусь в целом по республике или по отдельным участкам для голосования, могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе выборов или при подсчете голосов нарушений, если они повлияли на итоги выборов в целом по республике.

Сообщение об итогах выборов Президента Республики Беларусь передается Центральной комиссией средствам массовой информации для обнародования и опубликования не позднее чем через три дня с момента подписания протокола об итогах выборов.

Законом предусмотрено, что, если в бюллетень было включено более двух кандидатов в Президенты Республики Беларусь и ни один из них не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок Центральной комиссией проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Избранным считается кандидат в Президенты, получивший во втором туре голосования более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Если в связи со снятием кандидатур остается один кандидат, второй тур голосования проводится по его кандидатуре. В этом случае за его избрание должны проголосовать более половины избирателей, принявших участие в голосовании.

Если на выборах Президента Республики Беларусь баллотировалось не более двух кандидатов в Президенты и ни один из них не был избран, а также в случае выбытия всех кандидатов в Президенты или признания выборов Президента несостоявшимися или недействительными либо второй тур голосования не позволил определить избранного Президента, Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов решает вопрос о назначении повторных выборов с повторным выдвижением кандидатов в Президенты. При этом она может принять решение о проведении выборов территориальными и участковыми комиссиями в новом составе [22].

Информация о работе Полномочия президента Республики Беларусь