Полномочия президента Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно и объективно раскрыть сущность исследуемой темы.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- определить место и роль Президента Республики Беларусь в системе государственных органов;
- рассмотреть полномочия Президента Республики Беларусь;
- проанализировать основные этапы подготовки и проведения выборов Президента Республики Беларусь, основания и порядок досрочного прекращения полномочий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………....…
3
МЕСТО И РОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ……………...……….…

5
ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ......
9
Взаимоотношения Президента Республики Беларусь и законодательной власти …………………………………..…………...

9
Взаимоотношения Президент Республики Беларусь и исполнительной власти………………………………………….................

11
Взаимоотношения Президент Республики Беларусь и судебной власти ……………………………………………………………………….

13
Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере внутренней и внешней политики ………………...……………………….
15
Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере обеспечения обороны страны и ее безопасности ………………………
17
Полномочия Президента Республики Беларусь в нормотворческой сфере……………..………………………………………………………….

19
ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В ДОЛЖНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ……………………..………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА .doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

 

2.3 Взаимоотношения  Президента Республики Беларусь  и судебной власти

 

Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере взаимоотношений с судебной властью, как правило, связаны лишь с участием в формировании органов судебной власти, что служит определенным рычагом воздействия Президента на деятельность судов.

Глава белорусского государства с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь, Председателей и судей Верховного Суда Республики Беларусь, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, самостоятельно шесть судей Конституционного Суда Республики Беларусь, иных судей Республики Беларусь (п. 8, 9, 10 ст. 84 Конституции Республики Беларусь).[2]

 Следует отметить, что  в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 08.11.2001 № 645 «О порядке назначения (утверждения, освобождения, отстранения) и согласования назначения (освобождения, отстранения) Президентом Республики Беларусь на некоторые должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь» предложения по назначению на должность судей Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь вносят соответственно председатели указанных судов.

По Конституции Республики Беларусь в редакции 1994 года Президент представлял Верховному Совету Республики Беларусь кандидатуры для избрания на должности Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда  (п. 5 ст. 100), т.е. назначение на должность председателей вышеуказанных судов производилось Верховным Советом Республики Беларусь, судьи вышеназванных судов назначались Верховным Советом Республики Беларусь (п. 7 ст. 83). Президент Республики Беларусь самостоятельно назначал всех остальных судей (п. 10 ст. 100).[5]

Одним из собственных полномочий Президента Республики Беларусь является назначение в соответствии с п. 10 ст. 84 Конституции Республики Беларусь 6 из 12 судей Конституционного Суда по своему усмотрению, с учетом требований к занятию данной должности. Предложения по назначению на должность судей Конституционного Суда Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь вносит Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь. Согласно ч. 2 ст. 116 Основного Закона Республики Беларусь Конституционный Суд Республики Беларусь формируется из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. [2]

Президент Республики Беларусь не только назначает, но и освобождает от должности Председателей и судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора по основаниям, предусмотренных законом, с уведомлением Совета Республики (пункт 11 ст. 84 Конституции Республики Беларусь).

Помимо указанных полномочий Президент Республики Беларусь: определяет численный состав судей Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда; утверждает персональный состав Президиума Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда; присваивает квалификационные классы, понижает в квалификационном классе и лишает квалификационного класса судей общих и хозяйственных судов Республики Беларусь; имеет право возбуждать дисциплинарное производство в отношении всех судей; приостанавливает полномочия судьи в случаях, предусмотренных в Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (далее - КССС) (ст. 123) и др. [11]

Необходимо отметить, что взаимоотношения Президента Республики Беларусь с Конституционным Судом Республики Беларусь во многом предопределяются его статусной характеристикой - гарант Конституции Республики Беларусь. Так, Президент обладает правом на обращение в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативных актов. Конституция (ч. 4 ст. 116) содержит перечень нормативных актов, подлежащих рассмотрению в Суде по запросам, в том числе и Главы государства. В данном случае Президент Республики Беларусь действует в качестве «хранителя» Конституции Республики Беларусь и при осуществлении данного полномочия не нуждается в чьем-либо согласии. Вместе с тем, акты Президента Республики Беларусь тоже могут быть подвергнуты проверке на конституционность по инициативе соответствующих субъектов (ч. 4 ст. 116 Конституции), Конституционный Суд периодически представляет Президенту информацию о своей деятельности, в том числе посредством ежегодных Посланий о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь. Это свидетельствует о том, что в Конституции Республики Беларусь заложен механизм взаимного контроля.[12]

Взаимодействие Президента Республики Беларусь с судебной ветвью единой государственной власти весьма специфично, поскольку Глава государства не может каким-либо образом вмешиваться в ее деятельность. Следует учитывать положения КССС, согласно которым судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в порядке, установленным Конституцией Республики Беларусь и КССС (ч. 1 ст. 2); судебная власть самостоятельна, она взаимодействует с законодательной и исполнительной властями (ч. 4 ст. 2) [8]. В целом, полномочия Президента Республики Беларусь в данной сфере, как правило, связаны с формированием органов судебной власти.[12]

 

2.4 Полномочия  Президента Республики Беларусь  в сфере внутренней и внешней  политики 

 

Как глава государства Президент Республики Беларусь обладает широкими полномочиями во внешнеполитической деятельности. В соответствии с пунктом 13 ст. 84 Конституции Президент Республики Беларусь обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики. Данное обращение имеет важное значение для разъяснения проводимой Главой государства политики. Посредством таких обращений Президент может изложить те задачи и цели, к которым он стремиться либо решает в настоящее время.

Конституция, текущее законодательство не регламентирует частоту обращений Президента к народу. Определять частоту и время таких обращений исходя из складывающейся ситуации – это право Главы государства. [13, стр. 232-233; 8, стр. 75; 2, ст. 84]

Являясь Главой государства, Президент без какого-либо специального уполномочивания представляет Республику Беларусь в отношениях с другими странами и международными организациями. Это может проявляться и в праве подписывать международные договоры, заявлять о позиции страны по отношению к той или иной международной проблеме. Основное ограничение в заключении международных договоров состоит в том, чтобы они не противоречили Конституции (ст. ст. 8, 116).

Прерогативой Президента как Главы государства является назначение и отзыв дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях. Дипломатическими работниками являются сотрудники Министерства иностранных дел, дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь за границей, имеющие дипломатические ранги. [9, стр. 605-606; 8, стр. 236; 2, ст. 84].

В области кадровых вопросов Президент Республики Беларусь на основании пункта 4 ст. 84 Конституции назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. Остальных шесть членов Центризбиркома избирает Совет Республики. Таким образом, обеспечивается равное представительство как Главы государства, так и Парламента в органе, который решает вопросы проведения выборов как Президента, так и в Парламент. [13, стр. 228; 8, стр. 74; 2, ст. 84]

Президенту принадлежит право назначать на должность и освобождать от нее Председателя Комитета государственного контроля (пункт 12 ст.84 Конституции).

Комитет государственного контроля Республики Беларусь является государственным органом, образуемым Президентом Республики Беларусь и осуществляющим контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Совета Министров и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

В соответствии с Законом «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах» структура, штатная численность сотрудников органов Комитета утверждается Президентом. Председатель Комитета государственного контроля назначается на должность и освобождается от должности Президентом и подотчетен ему. Основания освобождения от должности предусмотрены Положением о Комитете государственного контроля. [13, стр. 232; 8, стр. 74-75; 2, ст. 84; 14, ст. 9]

Он же в соответствии с пунктом 16 ст. 84 Конституции Республики Беларусь  назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус. Президент также назначает представителей Президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией.

Президент в соответствии с пунктом 27 ст. 84 Конституции Республики Беларусь   формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности. [8, стр. 75; 2, ст. 84]

 

2.5  Полномочия  Президента Республики Беларусь  в сфере обеспечения обороны  страны и ее безопасности

 

По Конституции (пункт 28 ст. 84) Президент Республики Беларусь является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь. В случае военной угрозы или нападения Президент вводит на территории Республики Беларусь военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики (пункт 29 ст. 84 Конституции). [8, стр. 75-76; 13, стр. 244; 2, ст. 84]

Полная (общая) или частичная мобилизация проводится для осуществления плановых мероприятий по мобилизованному развертыванию Вооруженных Сил Республики Беларусь и перевода отраслей народного хозяйства (полная или общая мобилизация) или какой-нибудь их части (частичная мобилизация) с мирного на военное положение.

Президент имеет право отдать распоряжение о начале военных действий без объявления войны в случае: умышленного вторжения в воздушное пространство Республики Беларусь; внезапного вторжения иностранных вооруженных сил на территорию Республики Беларусь; неожиданного воздушного нападения на Республику Беларусь. В случае начала военных действий без объявления войны Президент обязан в течение трех часов сообщить об этом Парламенту. [9, стр. 615-616; 15, ст.ст. 5, 23]

В соответствии с пунктом 22 ст. 84 Конституции, в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, Президент вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики.

Вопрос об утверждении решения Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения должен быть рассмотрен в трехдневный срок с момента внесения Президентом соответствующего решения.

При утверждении Советом Республики указа Президента о введении режима чрезвычайного положения и предусмотренных им мер в силу вступают лишь те положения, которые одобрены. О принятом решении Совет Республики должен уведомить Президента и сделать сообщение через средства массовой информации.

Если постановление об утверждении указа Президента о введении чрезвычайного положения не набрало большинства голосов от полного состава Совета Республики, решение о введении чрезвычайного положения не утверждается, что оформляется постановлением Совета Республики. В этом случае указы Президента не имеют юридической силы.

Чрезвычайное положение является временной мерой, и оно может объявляться с целью скорейшей нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка.

При введении чрезвычайного положения необходимо указать мотивы такого решения, срок и границы его действия. [9, стр. 607-609; 8, стр. 237-238; 16, ст. 2; 2, ст. 84]

Согласно пункту 23 ст. 84 Конституции в случаях, предусмотренных законодательством, Президент вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок. Таким образом, в законе должны быть предусмотрены случаи, когда проведение забастовки будет отложено или она будет приостановлена, но не более чем на трехмесячный срок.

Забастовкой является полное или частичное добровольное прекращение работы (невыход на работу, невыполнение трудовых обязанностей) группой работников с целью достижения требований, которые отклонены нанимателем.

Забастовки запрещены в Вооруженных Силах, органах внутренних дел, гражданской обороны, государственной безопасности, прокуратуры, государственной власти, на предприятиях и в организациях энергетики, централизованного теплообеспечения и газообеспечения, в учреждениях неотложной и скорой медицинской помощи, а также на предприятиях, прекращение (приостановление) работы которых создает угрозу жизни и здоровью людей. [9, стр. 609; 13, стр. 238-239; 2, ст. 84]

Президент Республики Беларусь обладает конституционными полномочиями по вопросам приема в гражданство Республики Беларусь, его прекращению и предоставлению убежища, установлению государственных праздников и праздничных дней, награждению государственными наградами, присвоению классных чинов и званий, осуществлению помилования осужденных (пункты 17, 18, 19 ст. 84 Конституции Республики Беларусь).

Конституция (пункт 1 ст. 84) отнесла к компетенции Президента назначение республиканских референдумов.

Президент Республики Беларусь осуществляет и иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами. [8, стр. 76;  2, ст. 84; 17, ст. ст. 28, 30]

Информация о работе Полномочия президента Республики Беларусь