Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 19:11, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть понятие и сущность трудовых пенсий.
Для реализации данной цели выдвигаются следующие задачи:
а) рассмотреть роль пенсионного фонда РФ в пенсионной системе;
б) рассмотреть определение понятия трудовые пенсии;
в) изучить и проанализировать правовые основы пенсионного обеспечения;
Пенсия (от латинского pensio – платёж) – регулярная и, как правило, пожизненная денежная выплата нетрудоспособным гражданам со стороны государства или иных субъектов в качестве основного источника средств существования, назначаемая в установленном законом случаях: при достижении ими определенного пенсионного возраста, при установлении инвалидности, в случае смерти кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельностью.
Пенсия – прежде всего наиболее распространенный и характерный вид социального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан, она имеет денежную форму.
В ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» дано определение пенсии по государственному обеспечению. Действие положений абзаца второго данной статьи (в редакции Федерального закона от 18.07.2009 г. № 187-ФЗ), распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой, определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы, при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
В зависимости от источника финансирования пенсии подразделяются на два вида: трудовые пенсии и пенсии по государственному обеспечению. Первые из названных пенсий финансируются за счет средств страхователей (работодателей), которые перечисляют страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Финансирование же государственного пенсионного обеспечения производится только за счет средств федерального бюджета.
В ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ впервые в истории российского законодательства дано правовое определение понятия «трудовая пенсия».
Трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые они получали в период трудовой деятельности, а также компенсация дохода, который утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованного лица в связи с его смертью.
В зависимости от причин получения пенсий их делят на:
а) трудовую пенсию по старости;
б) трудовую пенсию по инвалидности;
в) трудовую пенсию по случаю потери кормильца.
С 2002 г. в России действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. В отличие от прежней системы, пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа работы, но и от размера зарплаты и пенсионных взносов.
С 1 января 2010 г. трудовая пенсия по старости состоит из двух частей – страховой и накопительной.
Деление трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено.
При этом размеры страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяются с учетом фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца соответственно.
Таким образом, с 1 января 2010 г. вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) устанавливается в твердом размере. При этом применяется порядок его дифференциации, аналогичный ранее действовавшему в отношении базовой части трудовой пенсии.
Условием назначения трудовой пенсии по старости является наличие пяти лет страхового стажа и достижение установленного законодательством пенсионного возраста. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II и III группы.
Тарифы страховых взносов для лиц 1967 г. и моложе распределяются следующим образом: 14% – на страховую часть трудовой пенсии, 6% – на накопительную часть трудовой пенсии. Для лиц 1966 г. рождения и старше уплаченные работодателями страховые взносы в размере 20% в полном объеме поступают на страховую часть трудовой пенсии. На каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде открыт индивидуальный лицевой счет, на который зачисляются взносы, уплачиваемые работодателем.
Правила те же, что и для банковских вкладов. Только эти деньги нельзя снять со счета, и вместо начисления процентов по вкладу пенсионный капитал ежегодно индексируется. К пенсионным накоплениям ежегодно добавляется инвестиционный доход, полученный от управления средствами накопительной части пенсии, управляющими компаниями. Государство гарантирует, что каждый учтенный на счете рубль уплаченных взносов и полученного инвестиционного дохода, зафиксированного на дату назначения пенсии, будет возвращен застрахованному лицу в виде пенсии.
Таким образом, размер пенсии напрямую зависит от суммы на лицевом счете, сформированной за всю трудовую деятельность.
Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. считают, что определение трудовой пенсии, данное в Законе, не в полной мере соответствует, теоретическим постулатам, которые исповедуются уже многие годы в большинстве развитых стран, как и в России. Согласно Закону пенсия – это денежная выплата в целях компенсации заработной платы или иного дохода. В действительности назначение пенсии – материальное обеспечение человека при наступлении определенных событий – страховых случаев. Ими являются наступление старости, инвалидности или смерть кормильца. Компенсация утраченного заработка при прекращении или изменении трудовой деятельности – это всего лишь способ определения размера пенсии – исчисление уровня пенсии на основе заработка. Закрепление в Законе указанного выше понятия пенсии означает не что иное, как попытку подведения теоретической базы для установления в дальнейшем ограничений в выплате пенсий работающим пенсионерам2.
1.3. Правовые основы пенсионного обеспечения в Российской Федерации
Сложившаяся в Российской Федерации пенсионная система имеет государственный и всеобщий характер, которая характеризуется крайней нестабильностью.
Основные законы, регулирующие государственное пенсионное обеспечение:
а) Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (в редакции Федерального закона от 25.11.2009 г. № 276-ФЗ).
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые регулируются федеральными законами о соответствующих конкретных видах обязательного социального страхования.
б) Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ).
Настоящий Федеральный закон устанавливает основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения, определяет круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, характеризует пенсии по государственному пенсионному обеспечению различных видов в зависимости от категории граждан, которым они назначаются, определяет условия одновременного получения двух пенсий. Также он устанавливает условия назначения пенсий различным категориям граждан, их размеры, порядок подсчета стажа, перерасчета пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, индексации, выплаты и доставки. Определяет порядок установления до 1 января 2004 г. пенсий гражданам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности. Ранее назначенные пенсии пересчитываются по новым нормам. Если размер ранее назначенной пенсии превышает размер пенсии, исчисленной по новым нормам, то продолжает выплачиваться пенсия в прежнем размере.
в) Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 г. № 378-ФЗ).
Настоящим Федеральным законом устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии. Определяются понятие, виды и структура трудовой пенсии, круг лиц, имеющих право на пенсию, и источники финансирования. Выделяются три вида трудовой пенсии: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Определяются условия назначения трудовых пенсий, порядок их перерасчета и индексации. Устанавливаются периоды работы и иные периоды, включаемые в страховой стаж, а также порядок его подтверждения. Определяются порядок и сроки назначения, перерасчета размера пенсии и ее выплаты (включая ее доставку), а также перехода с одного вида пенсии на другой.
г) Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 г. № 378-ФЗ).
Настоящий Федеральный закон устанавливаются организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ. Определяются субъекты правоотношений по обязательному пенсионному страхованию, их права и обязанности. Устанавливаются тарифы страховых взносов, уплачиваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ и дифференцируемые в зависимости от категорий страхователей. Устанавливаются порядок исчисления и сроки уплаты страховых взносов страхователями.
д) Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 г. № 378-ФЗ).
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства РФ о государственном пенсионном обеспечении (в части трудовых пенсий).
Функции по осуществлению индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования возложены на Пенсионный Фонд РФ.
Среди основополагающих принципов организации учета закреплены федеральный характер обязательного пенсионного страхования в РФ, всеобщность и обязательность уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.
Законом четко определены права, обязанности участников индивидуального (персонифицированного) учета, регламентированы вопросы ответственности.
е) Федеральный закон от 06.03.2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы российской федерации».
ж) Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ).
Настоящий Закон предусматривает возможность досрочного пенсионного обеспечения работников, высвобождаемых в предпенсионном возрасте.
з) Закон РФ от 14.07.1992 г. № 3297-1
«О закрытом административно-
Ряд законов регулирует вопросы пенсионного обеспечения граждан, подвергшихся воздействию радиации.
Наиболее важным из них является Закон РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. ФЗ от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ) регламентирующий особый порядок пенсионного обеспечения данной категории граждан с учетом степени радиационного воздействия.
Также вопросы пенсионного обеспечения регулирует Закон РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ).
Настоящий Закон устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
Специальный закон регулирует проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих и работников органов внутренних дел – Закон РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в редакции Федерального закона от 09.11.2009 г. № 253-ФЗ).