Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 19:11, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть понятие и сущность трудовых пенсий.
Для реализации данной цели выдвигаются следующие задачи:
а) рассмотреть роль пенсионного фонда РФ в пенсионной системе;
б) рассмотреть определение понятия трудовые пенсии;
в) изучить и проанализировать правовые основы пенсионного обеспечения;
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.
Таким образом, под потерей кормильца законодатель понимает не только смерть, но и безвестное отсутствие кормильца, удостоверенное в установленном порядке. Поскольку не оговорено иное, условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца, касающиеся семей умерших, в полной мере распространяются и на семьи безвестно отсутствующих.
Правила установления безвестного отсутствия регулируются гражданским законодательством. В соответствии со ст. 42. ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.
При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом истечения срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц – первое января следующего года.
Вступившее в силу решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для назначения и выплаты в установленном порядке трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Гражданин может быть также объявлен судом умершим. Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу соответствующего решения суда. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели. Соответственно определяется и момент возникновения права на пенсию по случаю потери кормильца.
При этом военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.
Ст. 45 ГК РФ определено также, что днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.
В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет решение об объявлении его умершим. На основании решения суда аннулируется запись о его смерти в книге регистрации актов гражданского состояния. Естественно, что прекращается и выплата пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособным членам семьи.
Со дня вступления в силу решения суда об отмене принятого решения право на пенсионное обеспечение в связи с потерей кормильца утрачивается, выплата пенсии прекращается.
а) Наличие у умершего кормильца хотя бы одного дня страхового стажа.
б) Наступление смерти кормильца не связано с совершением им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью.
Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца рассчитывается по формуле:
ТП = ПК / (Т x К) / КН + Б, (2.13.),
где
ПК – сумма расчетного пенсионного капитала умершего кормильца, учтенного по состоянию на день его смерти;
Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. При назначении пенсии в 2010 году он составляет 192 месяца;
К – отношение нормативной продолжительности страхового стажа кормильца (в месяцах) по состоянию на день его смерти к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения умершим кормильцем возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста, начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;
КН – количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанной пенсии, установленной в связи со смертью этого кормильца по состоянию на день, с которого назначается трудовая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи.
При этом учитываются все нетрудоспособные члены семьи, имеющие право на указанную пенсию, в том числе лица, являющиеся получателями иной пенсии.
Если умершему кормильцу на день смерти была установлена страховая часть трудовой пенсии по старости, либо трудовая пенсия по инвалидности, размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется из указанного размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности (без учета фиксированного базового размера).
Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца детям умершей одинокой матери определяется из увеличенного вдвое расчетного пенсионного капитала умершей матери, либо из установленного на дату ее смерти размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности.
Б – фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Ниже в таблице 2.4. приводится соотношение категории получателей пенсии и фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по инвалидности.
Таблица 2.4.
Категория получателей пенсии |
Фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца |
Круглые сироты |
2 562 рубля в месяц (на каждого ребенка) |
Другие нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца |
1 281 рубль в месяц (на каждого нетрудоспособного члена семьи) |
Граждане, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях |
Фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца увеличивается на соответствующий районный коэффициент |
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ НАЗНАЧЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Процедура назначения пенсии, предусмотренная ныне действующим в России законодательством, сложна и запутанна. Она больше напоминает бег с барьерами, который, во-первых, отнимает время, а, во-вторых, неизбежно приводит к материальным издержкам. В результате этого при назначении трудовой пенсии возникает ряд проблем, решение которых, зачастую, ложится на плечи самих граждан.
Одной из таких проблем является то, что пенсия начинает начисляться «не автоматически» с момента достижения соответствующего возраста, а после обращения гражданина в пенсионный фонд за ее назначением.
Основным законом, определяющим порядок пенсионного обеспечения граждан России по достижении пенсионного возраста, является Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В нем говорится, что пенсия человеку назначается с даты его обращения. Эта норма создает огромные проблемы для пенсионеров и мешает своевременно и в полном объеме получать выплаты.
Недостаточный уровень правовых знаний в России нередко приводит к тому, что граждане по неведению просто недополучают пенсию – т. е. не пользуются своим законным правом.
Многие предполагают, что когда соберутся с силами и обратятся в орган пенсионного страхования, то немедленно получат уже начисленную сумму пенсии. Но даже если гражданин обратился в Пенсионный фонд в нужный день, это совсем не значит, что его визит будет считаться обращением за пенсией, которое предусмотрено законом, и таковая будет сразу назначена. Закон считает днем обращения за трудовой пенсией не день, когда гражданин пришел с заявлением, а день, когда пенсионный фонд примет эту бумагу и все необходимые документы. На это прямо указывает п. 2 ст. 19 Федерального закона от «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Это означает, что сотрудники пенсионного фонда могут на совершенно законных основаниях отказать гражданину, сославшись на отсутствие необходимого перечня прилагаемых к заявлению бумаг, несоблюдения нужной формы, отсутствия каких-то реквизитов и т. д. Более того, перечень необходимых документов законом не определен, и его применение в каждом конкретном случае оставлено на усмотрение должностного лица пенсионного фонда.
С юридической точки зрения это означает, что бремя доказывания права на пенсию лежит на гражданине, достигшем пенсионного возраста. Именно он должен за свой счет и собственными силами собирать документы, подтверждающие его право на получение пенсии, тратить время и здоровье, нести все транспортные, оформительские и нотариальные издержки.
В результате граждане России, достигшие пенсионного возраста, вынуждены за свой счет ездить в места прежнего проживания для сбора необходимых документов, искать предприятия, где они когда-то работали, военные части, где когда-то служили. Пока гражданин собирает документы – пенсия за все это время не назначается и не выплачивается.
Другая проблема, возникающая при назначении трудовых пенсий – это проблема определения размеров трудовых пенсий по старости при их назначении лицам, работавшим на должностях гражданского персонала российских воинских формирований, дислоцированных за пределами Российской Федерации.
При определении права на трудовую пенсию в соответствии со ст. 2 Закона о трудовых пенсиях обязательно учитывается страховой стаж, т. е. суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которой уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. В таком случае факт уплаты страховых взносов на застрахованное лицо приобретает весьма важное значение.
Для реализации указанного механизма застрахованное лицо, которым является гражданин Российской Федерации, а также иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, обязан встать на персонифицированный учет в Пенсионном фонде Российской Федерации. Подтверждением постановки на данный учет является выдача застрахованному лицу страхового свидетельства с индивидуальным номером, который в соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» является страховым номером индивидуального лицевого счета застрахованного лица для перечисления работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
При этом, как следует из п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном страховании, лица, работающие за пределами Российской Федерации, относятся к категории застрахованных лиц только в случае уплаты страховых взносов в соответствии со ст. 29 указанного Закона, т. е. путем добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Очевидно, что предъявлять к иностранному работодателю, находящемуся за пределами Российской Федерации, требования об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за работающих у него российских граждан просто нелепо, да и невозможно. Вот почему в таком случае вся забота о размере своей будущей пенсии целиком и полностью ложится на плечи самого лица – гражданина Российской Федерации, работающего за границей.
Однако возникает закономерный вопрос о том, должен ли применяться механизм по добровольному вступлению в отношения по обязательному пенсионному страхованию и в том случае, если работодателем является российская организация, например воинская часть, дислоцированная по условиям межгосударственного соглашения в иностранном государстве? Должны ли в таком случае лица гражданского персонала этой воинской части, являющиеся гражданами Российской Федерации, добровольно из собственных средств производить указанные выше выплаты за себя в Пенсионный фонд Российской Федерации? Ведь если на данную воинскую часть распространяется юрисдикция Российской Федерации, то должностные лица этой воинской части просто обязаны соблюдать нормы российского законодательства, в том числе и пенсионного. Таким образом, если следовать здравой логике, бремя уплаты вышеуказанных страховых взносов за работающих в этой воинской части граждан Российской Федерации - прямая обязанность воинской части.
Вот тут-то и возникают проблемы. Бывает так, что воинская часть, находящаяся за пределами Российской Федерации, не обладает статусом юридического лица, осуществляя свою деятельность как подразделение соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Одним из выходов из данной сложной ситуации могло бы стать установление для таких воинских частей в международном соглашении об их статусе специальной обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за работающих в этих частях лиц гражданского персонала. Однако, к сожалению, по непонятным причинам практика не идет по этому пути, а в ряде действующих подобных соглашений такой обязанности не предусмотрено, и они не затрагивают вопросы формирования расчетного пенсионного капитала и пенсионных накоплений лиц, работающих за пределами Российской Федерации. Отчасти это объясняется тем, что многие из названных международных договоров были заключены задолго до того, как произошли существенные изменения в пенсионном законодательстве Российской Федерации. В настоящее время для того чтобы обеспечить достойный размер своей будущей трудовой пенсии, указанным лицам пока остается только один путь - обращаться в суд в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, с требованиями к таким воинским частям о возложении на них обязанностей по перечислению в Пенсионный фонд Российской Федерации названных страховых взносов.