Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 19:11, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть понятие и сущность трудовых пенсий.
Для реализации данной цели выдвигаются следующие задачи:
а) рассмотреть роль пенсионного фонда РФ в пенсионной системе;
б) рассмотреть определение понятия трудовые пенсии;
в) изучить и проанализировать правовые основы пенсионного обеспечения;
В действующем пенсионном законодательстве не решена и такая весьма актуальная для граждан проблема, связанная с разделением пенсионной системы на страховую и государственную, как преобразование пенсионных прав лиц, проходивших военную и правоохранительную службу и уволившихся со службы до приобретения выслуги, дающей право на получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в расчетный пенсионный капитал для назначения трудовой пенсии (т. е. в случае, когда профессиональная деятельность состоит из периодов военной и (или) правоохранительной службы и работы по трудовому договору либо индивидуальной предпринимательской деятельности).
Новая пенсионная система несколько трансформирует ситуацию в отношении полов. В соответствии с действующим пенсионным законодательством, женщины выходят на пенсию на пять лет раньше мужчин: в 55 лет и 60 лет соответственно. Но поскольку в новой пенсионной системе пенсионный капитал формируется на накопительных принципах, то, имея меньшую продолжительность работы, т. е. раньше выходя на пенсию, женщины, при прочих равных условиях, не успеют накопить такой же пенсионный капитал, как и мужчины. Если при этом учесть, что по оценкам экспертов у женщин средняя заработная плата на 20 – 30% ниже, чем у мужчин, то легко предположить, как эти обстоятельства отразятся на размерах пенсионного капитала, а следовательно, и самих пенсий.
Правда, законодательство предполагает равную продолжительность жизни на пенсии для женщин и мужчин, что позволит несколько сгладить ситуацию, поскольку средняя продолжительность пребывания женщин на пенсии больше, чем у мужчин – как в силу более раннего выхода на нее, так и в силу большей продолжительности жизни. Установление дифференцированного периода дожития привело бы к еще более существенному разрыву в размерах пенсий у женщин и мужчин. Введение единого периода дожития позволит осуществлять перераспределение пенсионных ресурсов от мужчин к женщинам.
Тем не менее, более низкая заработная плата, а, следовательно, и отчисления, делающиеся с нее, а также меньший трудовой стаж, безусловно, отразятся на пенсиях, получаемых женщинами. Здесь необходимо отметить тот факт, что женщины имеют возможность увеличить свой пенсионный капитал, а, следовательно, и размеры своей пенсии, если откажутся от выхода на пенсию в 55 лет, а будут также, как и мужчины, выходить на нее в 60 лет.
Особую актуальность приобретает вопрос повышения социальной ответственности работодателя, не решаемый одними лишь мерами налогового контроля. К сожалению, сегодня каждый пятый работодатель допускает нарушения в вопросах обеспечения пенсионных прав тружеников. Это и задолженность по уплате страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии, в том числе задолженность ликвидированных предприятий-банкротов из-за этого пенсионные права их бывших работников уже не подлежат восстановлению. И миллионы рублей скопившихся в так называемых «ошибочных» платежах. Эти деньги не попадают в расчет пенсии из-за неправильного оформления платежных документов бухгалтерами организаций. Кроме того, немало страховых взносов остаются неучтенными на индивидуальных лицевых счетах из-за непредставления работодателями индивидуальных сведений. Также из-за неточных записей в трудовых книжках у работника могут возникнуть проблемы с подтверждением страхового стажа при назначении пенсии. Действующее законодательство не предусматривает возможности внесения последующими работодателями исправлений в титульный лист трудовой книжки. Исправления неточных (неверных) сведений на титульном листе возможны только по месту первичного заполнения титульного листа. В случае невозможности внесения исправлений первым работодателем или при внесении исправлений последующими работодателями работнику необходимо обратиться в суд для установления тождественности указанных сведений личности работника.
Не теряет актуальности проблема, связанная с избыточно сложным порядком поступления страховых взносов в НПФ. Как известно, взносы, уплачиваемые ежемесячно страхователями, поступают в Пенсионный фонд Российской Федерации. На основании отчетности, представляемой страхователями по итогам года, эти средства персонифицируются. После этого средства застрахованных лиц, заявивших о желании передать пенсионные накопления в НПФ, направляются в соответствующие фонды. Таким образом, средства пенсионных взносов до поступления в НПФ находятся в движении от полугода до полутора лет. За это время до 5% названных средств теряются бесследно. Кроме того, в течение указанного срока НПФ лишены возможности осуществлять свою обязанность и право на управление этими средствами. Помимо видимого ущемления прав застрахованных лиц, изъявивших свою волю на передачу пенсионных накоплений в НПФ, для самих фондов это означает еще и потерю права на наращивание ресурсной базы за счет соответствующей части инвестиционного дохода.
Нельзя обойти вниманием и тот факт, что решения по важнейшим вопросам регламента деятельности НПФ в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию принимаются органами государственного управления крайне медленно. Кроме того, в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и других законах отсутствуют положения, позволяющие однозначно определить размер назначаемой застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии при наступлении пенсионных оснований. Хотя в данном вопросе Пенсионный фонд Российской Федерации и НПФ оказываются в одинаковом положении, для НПФ эта проблема несколько более актуальна, так как активных граждан при принятии решения о передаче средств своих пенсионных накоплений в НПФ интересуют все аспекты формирования и выплаты будущих пенсий, и наличие такой неясности не способствует повышению доверия к фондам как страховщикам.
Наконец, нельзя не упомянуть и отмену с 01.01.2005 г. финансирования накопительной части трудовой пенсии для лиц средней возрастной категории (мужчины с 1953 по 1966 и женщины с 1957 по 1966 г. рождения) – одного из наиболее экономически активных слоев населения после трех лет формирования таких накоплений. Это решение до сих пор вызывает недоумение как у граждан, права которых были проигнорированы, так и у сотрудников НПФ, работающих на рынке обязательного пенсионного страхования. Вместе с тем, в связи с этим событием у граждан, лишенных права формировать пенсионные накопления, повысился интерес к негосударственному пенсионному обеспечению. Вообще же, именно реализация фондами обязательного пенсионного страхования привлекла внимание множества работодателей и к другому виду пенсионных услуг, оказываемых НПФ, что можно считать исключительно полезным для развития негосударственной пенсионной сферы в условиях чрезвычайно низкой информированности общества в этих вопросах.
Летом 2009 г. был принят ряд законодательных актов, которые с 1 января 2010 г. в значительной степени изменили российскую пенсионную систему. Изменения эти затрагивают не только нынешних и будущих пенсионеров, но и всех работодателей.
В первую очередь речь идет о валоризации пенсионных прав наших граждан и установлении неработающим пенсионерам социальной доплаты к пенсии до прожиточного уровня пенсионера в регионе его проживания. Эти две меры решают важнейшие социальные задачи по повышению уровня материального обеспечения пенсионеров – валоризация увеличивает пенсии более чем 35 млн. пенсионеров, а установление социальной доплаты к пенсии ликвидирует бедность среди пенсионеров, то есть больше в России нет пенсионеров, чей месячный доход ниже прожиточного минимума.
Важно отметить, что если в 2009 г. базовая и страховая части пенсии индексировались отдельно и по разным правилам, то с 1 января 2010 г. базовая часть перешла в страховую в виде фиксированного базового размера, и вся страховая часть пенсии будет индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы, но не выше роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера. Поэтому апрельское увеличение применили к размеру всей трудовой пенсии. С 1 апреля 2010 г. трудовые пенсии россиян проиндексированы на 6,3%. В результате средний размер трудовой пенсии по старости достиг 8 180 рублей.
Еще одно важное нововведение 2010 г. касается работодателей: ЕСН заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов в ПФР. Страховые взносы теперь уплачиваются с фонда оплаты труда сотрудника, не превышающего 415 000 рублей в год. По статистике, в таких пределах доход имеют 97% всего работающего населения России. Заработок свыше этой суммы страховыми взносами облагаться не будет. При этом размер предельного годового заработка, с которого уплачиваются страховые взносы, планируется ежегодно индексировать в соответствии с ростом средней заработной платы.
Таковы общие контуры внесенных изменений. Для тех, кто получал высокую заработную плату и назначенная им трудовая пенсия выше средней, подобная прибавка к базовой части трудовой пенсии не существенна. Такие пенсионеры считают, что их пенсии несправедливо низки по отношению к их предшествующей зарплате (чем выше заработная плата, тем ниже коэффициент замещения). Для тех же, кто получает низкие трудовые пенсии, очередные незначительные прибавки к трудовой пенсии (200 – 300 рублей) не разрешают проблем их бедственного материального положения.
Та часть трудовой пенсии, которая считается страховой, фактически не является таковой в силу изначально заложенного дефицита собственных средств, направляемых на выплаты данной части трудовой пенсии. Поступлений взносов на страховую часть трудовых пенсий недостаточно даже на текущие выплаты. Дефицитная система не может быть страховой.
При объединении базовой части трудовой пенсии, возникает проблема переходного периода. Удастся ли уже с 2010 г. обеспечить выплаты полноценной трудовой пенсии по старости (базовая часть плюс страховая) только за счет резко возросших поступлений страховых взносов?
В страховой системе размер назначаемой пенсии должен зависеть от продолжительности жизни застрахованных лиц. Для этого необходима внутренняя статистика Пенсионного фонда, а не данные Росстата, статистика по лицам, вовлеченным и выбывающим из пенсионной системы, прежде всего в трудоспособном возрасте. Лицевые счета умерших лиц, как в трудоспособном возрасте, так и вскоре после назначения пенсии, закрываются. И важно знать, какой суммарный объем финансовых средств по страховой части трудовой пенсии отражен на таких счетах.
До конца 2010 г. планируется согласовать второй этап пенсионной реформы и незамедлительно начать его реализацию. Планируется реформировать накопительную часть пенсии и организационно-правовые формы негосударственных пенсионных фондов. Таким образом, есть намерение исправить ошибки, которые были допущены в ходе реформы 2002 г.
Среди целевых показателей второго этапа реформирования – к 2023 г. достичь коэффициента замещения на уровне не менее 70% утраченного заработка с учетом накопительного компонента в виде надстройки к государственной пенсии. Таким образом, к планируемым 40% коэффициента замещения за счет страховой части еще 30% должно прибавиться за счет накопительной. Другая цель реформы – охватить не менее 20% экономически активного населения негосударственными пенсионными программами на добровольной основе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ и изучение практики позволили сформулировать некоторые наиболее значимые выводы, предложения и рекомендации по вопросам совершенствования пенсионного обеспечения Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение – базовая и одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, непосредственно затрагивает интересы граждан страны. Важное значение оно приобрело в период радикальной экономической перестройки в России, где в настоящее время проживает свыше 37,8 млн. престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.
Пенсионная система сложилась, когда экономические отношения базировались исключительно на государственной собственности, и государство жёстко регулировало все сферы жизни общества. С помощью пенсионного обеспечения решались многие несвойственные для неё задачи. В частности, в целях привлечения работников на работы, связанные с неблагоприятными условиями труда, в районы Крайнего Севера создано было законодательство, которое предусматривало снижение установленного пенсионного возраста. Значительные преимущества были установлены для назначения пенсии за выслугу лет.
Недостатки финансовой базы пенсионного обеспечения в немалой степени объясняются отсутствием какой-либо заинтересованности граждан в перечислении страховых взносов в пенсионный фонд из-за их обезличивания и из-за того, что сумма поступавших страховых взносов не влияла на размер получаемой пенсии. Происходил процесс постоянного уменьшения дифференциации размеров пенсии.
На финансовую устойчивость пенсионной системы оказало также влияние низкого соотношения численности между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами. Число пенсионеров растёт, численность работающих снижается, что приводит к увеличению нагрузки на них по покрытию расходов на пенсионное обеспечение.
Это привело к тому, что проблемы, которые приходится решать сегодня, во многом порождены несовершенством подходов прошлых лет. Основными причинами по коренному изменению пенсионных отношений стали следующие: низкий размер пенсии, малый учёт вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства. Все эти причины обусловили необходимость реформирования системы пенсионного обеспечения РФ.
Принятие пакета новых законов в конце 2001 г. позволило решить несколько возникших на тот момент задач.
Первая задача пенсионной реформы – вывод скрытых частей зарплат из тени и увеличение за счёт этого поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.
Второй задачей пенсионной реформы было создание стимулов для работающих к полной уплате взносов со всего объёма своих доходов. Для этого была отменена система учёта пенсионных прав, поскольку она не полностью учитывала вклад каждого человека в доходы пенсионной системы. Новая пенсионная модель, во-первых, учитывает весь денежный капитал, внесённый каждым гражданином за каждый год и месяц своего трудового стажа, и, во-вторых, закрепляет их в виде обязательств государства персонально перед каждым работником. А потом после его выхода на пенсию, эти обязательства должны выполняться в полном объёме, с учётом всех повышений и индексаций, проводившихся за годы его трудовой деятельности.