Понятие и виды субъектов деликтных обязательств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование обязательств, вследствие причинения вреда.
В настоящей работе необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие обязательств, вследствие причинения вреда;
рассмотреть основания возникновения обязательств вследствие причинения вреда;
охарактеризовать ответственность за вред, причиненный актами органов государственной власти;
охарактеризовать ответственность работников юридического лица, органов управления и должностных лиц;
охарактеризовать ответственность несовершеннолетних и недееспособных;
охарактеризовать ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности;
охарактеризовать ответственность за вред, причиненный недостатками товаров, работ и услуг.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика обязательств вследствие причинения вреда 5
§1. Понятие обязательств вследствие причинения вреда 5
§2. Основания возникновения обязательств вследствие причинения вреда 9
Глава 2. Понятие и виды субъектов деликтных обязательств 12
§1 Ответственность за вред, причиненный актами органов государственной власти …………………………………………………………………………….12
§2. Ответственность работников юридического лица, органов управления и должностных лиц 16
§3. Ответственность несовершеннолетних и недееспособных 21
§4. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности 23
§5. Ответственность за вред, причиненный недостатками товаров, работ и услуг 28
Заключение 33
Список используемой литературы 37

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)

Обязательства вследствие причинения вреда можно подразделить на две группы: 1) обязательства, в основании возникновения которых лежит правонарушение (деликтные); 2) обязательства, в основании возникновения которых лежит факт причинения вреда, не являющийся правонарушением (квазиделиктные). Данные группы выделяются на основании такого критерия, как особенности правообразующих юридических фактов.

Для применения гражданско-правовой ответственности законодатель закрепил обязательные общие требования: вред, противоправность поведения причинителя вреда, причинная связь между поведением причинителя вреда и вредом, вина причинителя вреда.

Общим и обязательным основанием возникновения любого обязательства из причинения вреда является факт причинения вреда имуществу гражданина или юридического лица либо неимущественным благам гражданина.

 Вред представляет собой неблагоприятные последствия, возникающие в имущественной или неимущественной сфере потерпевшего. Вред может быть выражен в утрате, уничтожении или повреждении имущества, неполучении прибыли, дохода, нарушении (ограничении) личных неимущественных прав, умалении нематериальных благ, в том числе вследствие перенесенных нравственных или физических страданий.

Противоправность  действия (бездействия) как условие  возникновения деликтной ответственности  выражается в нарушении причинителем вреда и нормы права, и одновременно - субъективного права потерпевшего. Противоправное поведение может проявляться в двух формах - действия или бездействия. Бездействие должно признаваться противоправным лишь тогда, когда на причинителе лежала обязанность совершить определенное действие. Однако противоправное бездействие может стать причиной возникновения вреда и в иных случаях. Причинение вреда правомерными действиями ответственности не влечет. Такой вред подлежит возмещению лишь в предусмотренных законом случаях.

При возложении ответственности за причинение вреда  должна быть четко установлена причинная связь между неправомерным действием причинителя и вредом у потерпевшего. Не может быть ни случайной, ни вероятной причинной связи, это должна быть достоверно установленная необходимая причинная связь.   

 В гражданском праве действует презумпция вины причинителя вреда — лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине.

    Наличие вины в поведении потерпевшего влечет полное или частичное освобождение от ответственности причинителя вреда. В ГК РФ предусмотрены случаи, когда имущественный и моральный вред компенсируется независимо от наличия вины причинителя, то есть даже при ее отсутствии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Понятие и виды субъектов вследствие причинения вреда

§1 Ответственность за вред, причиненный актами органов государственной власти

 

Данный деликт является специальным ввиду как  особенностей применения к нему общих  условий деликтной ответственности, так и наличия ряда специальных  условий. Прежде всего спецификой обладает такое общее условие, как противоправность. В рассматриваемой области вплоть до 2002 г. действовало правило, согласно которому всякий акт власти, в том числе и тот, которым причинен вред, предполагался законным. Иными словами, незаконность акта власти должна была быть обоснована самим потерпевшим.

К специальным  относятся следующие условия:

а) вред должен быть причинен актом власти, т.е. властным предписанием, обязательным для исполнения всеми лицами, которым оно адресовано. Акты власти, подпадающие под действие ст. 1069 ГК РФ, носят подзаконный характер, могут быть как нормативными, так и ненормативными и не ограничены каким-либо перечнем. Основанием ответственности может быть и незаконное бездействие соответствующих органов и их должностных лиц;

б) акт власти может быть принят лишь самим государственным  органом или органом местного самоуправления либо их должностными лицами. Под последними применительно  к данному деликту понимаются только те государственные и муниципальные служащие, которые наделены полномочиями распорядительного характера по отношению к лицам, не подчиненным им по службе, т.е. представители власти в узком смысле этого понятия;

в) акт власти должен быть принят должностным лицом при исполнении служебных обязанностей.

Потерпевшими в рассматриваемом  деликте могут быть не только граждане, но и юридические лица, ответственность  перед которыми наступает на тех  же основаниях.

В качестве общего основания ответственности выступает вина лиц, принявших незаконный акт власти. При этом вина соответствующих лиц, особенно тогда, когда незаконный акт власти принят коллективным органом, понимается достаточно широко, поскольку сама по себе незаконность акта власти едва ли не во всех случаях свидетельствует о вине тех лиц, которые приняли такой акт.

Вред возмещается в  полном объеме за счет казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или  казны муниципального образования. Лица, выступающие от имени казны, указаны в ст. 1071 ГК РФ. Непосредственный причинитель вреда, в частности должностное лицо, при наличии предусмотренных в законе оснований привлекается к ответственности в порядке регресса.

Ст. 1070 ГК РФ, как и ст. 1069 ГК РФ, посвящена ответственности за вред, причиненный актами власти. Однако в данном случае речь идет об актах особого рода, которые применяются правоохранительными органами и судами. Поскольку правила возмещения вреда, причиненного в указанной сфере, отличаются значительной спецификой, они как в ранее действовавшем законодательстве, так и сейчас урегулированы особо.

Статья 1070 ГК РФ подразделяет незаконные акты власти правоохранительных органов и суда на три группы, устанавливая для каждой из них несовпадающие условия возмещения вреда. Во-первых, это акты власти, исчерпывающий перечень которых дан в п. 1 ст. 1070 ГК РФ. Ответственность за причиненный ими вред наступает независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Во-вторых, это иные незаконные акты власти правоохранительных органов, которые не подпадают под перечень, содержащийся в п. 1 ст. 1070 ГК РФ. Причиненный ими вред возмещается по правилам ст. 1069 ГК РФ, т.е. лишь при наличии вины соответствующих должностных лиц, которая в соответствии с общим правилом презюмируется9.

В-третьих, это  незаконные акты правосудия, не вошедшие в перечень п. 1 ст. 1070 ГК РФ. В данном случае ответственность наступает, если только вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу. Конституционность этой нормы была подтверждена в целом Постановлением Конституционного Суда РФ от 25 января 2001 г. N 1-П. При этом Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что под осуществлением правосудия в п. 2 ст. 1070 ГК РФ понимается "не все судопроизводство, а лишь та его часть, которая заключается в принятии актов судебной власти по разрешению подведомственных суду дел, т.е. судебных актов, разрешающих дело по существу (п. 4)... Вследствие этого положение о вине судьи, установленной приговором суда, не может служить препятствием для возмещения вреда, причиненного действиями (или бездействием) судьи в ходе осуществления гражданского судопроизводства, в случае если он издает незаконный акт (или проявляет противоправное бездействие) по вопросам, определяющим не материально-правовое (решение спора по существу), а процессуально-правовое положение сторон. В таких случаях, в том числе в случае противоправного деяния судьи, не выраженного в судебном акте (нарушение разумных сроков судебного разбирательства, иное грубое нарушение процедуры), его вина может быть установлена не только приговором суда, но и иным судебным решением (п. 5)"10.

Непременным условием возникновения у потерпевшего права на возмещение вреда на основании ст. 1070 ГК РФ является прекращение уголовного или административного преследования по так называемым реабилитирующим основаниям (за отсутствием события преступления или административного правонарушения, за отсутствием в деянии состава преступления или административного правонарушения и т.п.). Напротив, прекращение преследования по иным основаниям (акт амнистии, истечение срока давности, недостижение возраста, с которого наступает ответственность, и др.) не является основанием для возмещения причиненного вреда.

Итак, обосновывается положение о невозможности применения категории вины к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию. Говорить о вине Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, как психическом отношении к своему противоправному поведению и результату, не представляется возможным, поскольку публично-правовое образование не обладает сознанием и волей. При привлечении Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования к ответственности за причинение вреда, по существу привлекается к ответственности каждый человек в отдельности, который в большинстве случаев невиновен в причинении вреда должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления. В данном случае нарушались бы такие признаки юридической ответственности, как: ответственность за вину, индивидуализации наказания, справедливости и законности. Таким образом, обязанность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования возместить вред, закрепленная в   ст. ст. 1069 и 1070 ГК РФ, обладает признаками мер защиты, а не мер ответственности.

 

§2. Ответственность работников юридического лица, органов управления и должностных лиц

Субъектами  деликтной ответственности могут  быть не только граждане, но и юридические  лица. Деликтоспособность, т.е. способность отвечать за причиненный вред, является неотъемлемым элементом правоспособности юридических лиц независимо от того, носит ли последняя общий или специальный характер. Однако для возложения обязанности по возмещению вреда на юридическое лицо необходимо, чтобы вред был причинен его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей (абз. 1 п. 1 ст. 1068 ГК РФ).

При применении указанного положения важно учитывать, что в данном случае юридическое  лицо отвечает не за действия других лиц, а за свое собственное поведение, которое только и может выражаться в действиях его работников. Поэтому  перед потерпевшими отвечает само юридическое лицо, а не конкретные физические лица, фактически причинившие вред. Последние при наличии необходимых условий могут отвечать перед самим юридическим лицом в порядке регресса11.

 При возложении  на юридическое лицо обязанности по возмещению внедоговорного вреда ключевое значение приобретают понятия "работник" и "исполнение трудовых обязанностей", которые наиболее полно раскрыты в трудовом праве.

Понятие "исполнение трудовых обязанностей" также трактуется в самом широком смысле. Под него подпадают любые действия работников, в которых выражаются материальные функции соответствующего юридического лица, т.е. действия производственного, технического, транспортного и иного характера. Как правило, действия в порядке исполнения трудовых обязанностей совершаются работниками в рабочее время и по месту работы, однако допустимы и исключения. Неисполнение трудовых обязанностей, когда работники должны были действовать, но незаконно бездействовали, также служит основанием для ответственности юридического лица за причиненный в результате этого вред потерпевшим. Таким образом, важно лишь, чтобы поведение работников было так или иначе связано с их трудовыми функциями и выражало деятельность самого юридического лица.

 Ст. 1069 ГК РФ опирается на ст. 53 Конституции РФ12 и ст. 16 ГК РФ, которые возлагают на государство ответственность за вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Указанная норма появилась в отечественном законодательстве в 1981 г. после принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г. "О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей". В настоящее время данный Указ и некоторые другие принятые в его развитие акты продолжают использоваться в части, не противоречащей ГК РФ13.

Так, Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону, удовлетворив иск В. о возмещении вреда за счет казны РФ, причиненного действиями сотрудниками милиции, выдал исполнительный лист 22 июня 2006 г. Тот же Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону, удовлетворив иск Л. о возмещении вреда за счет казны РФ, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности, выдал исполнительный лист 14 сентября 2006 г. Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону, удовлетворив иск И. о возмещении вреда за счет казны РФ, причиненного незаконными действиям сотрудников ГИБДД г. Ростова-на-Дону, выдал исполнительный лист 7 апреля 2006 г.

До сих пор  ни один из этих исполнительных листов не исполнен. Почему? Ответ очень прост. В вопросе взыскания любых денежных средств с бюджета, начиная с федерального и заканчивая муниципальным, по решениям судов наиболее остро проявляется противостояние публичных и частных интересов. В свое время В.Ф. Яковлев подчеркивал эту остроту, отмечая: "Например, в судебной практике вырисовывается проблема огромного значения, связанная с тем, что через судебные решения можно полностью разрушить государственный бюджет - как его доходную часть, так и расходную: но иски предъявляются в соответствии с законом. Как быть судам? Видимо, надо удовлетворять эти требования. Но тогда от бюджета ничего не останется. А бюджет - это тоже закон. И в бюджете нет лишних средств. Все, что будет взыскано сверх того, на самом деле будет взыскано за счет какой-то другой статьи расходов".

Даже Конституционный  суд РФ в одном из своих Определений  попытался сформировать правовую позицию, согласно которой реализация прав и  законных интересов отдельных граждан (групп граждан) не должна оказывать чрезмерно негативного влияния на обеспечение бюджетными средствами прав и интересов всех. Это особенно актуально в условиях недостаточности бюджетных средств для решения многих социальных проблем, связанных с обеспечением таких прав, как право на жизнь и достоинство личности. В упомянутом нами выше Постановлении КС РФ от 14 июля 2005 г. N 8-П Суд указывает, что вынесение судебных решений по искам к Российской Федерации порождает коллизию конституционных ценностей - своевременности и полноты исполнения судебного решения, с одной стороны, и стабильности и непрерывности в реализации государством возложенных на него функций и, следовательно, стабильности гарантированного государством конституционно-правового статуса личности, с другой. Но, по мнению Конституционного Суда РФ, данная коллизия исходя из необходимости обеспечения баланса названных конституционных ценностей и недопустимости умаления ни одной из них подлежит разрешению в том числе на основе закрепленного в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ принципа, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина (а значит, и права на судебную защиту) не должно нарушать права и свободы других лиц (абз. 3 п. 3.2 постановления).

Информация о работе Понятие и виды субъектов деликтных обязательств