Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 11:44, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Переход к рыночной экономике обусловил многообразие организационно-правовых форм субъектов предпринимательской деятельности. Большое распространение получила такая организационно-правовая форма юридических лиц, как общество с ограниченной ответственностью. Основные положения, регламентирующие создание и деятельность обществ с ограниченной ответственностью, установлены Гражданским кодексом Российской Федерации. Именно с принятием части первой Гражданского кодекса правовое положение данного вида юридических лиц по российскому праву в целом стало соответствовать их статусу, сложившемуся в странах континентальной системы права.
Введение………………………………………………………..…………...
Глава I. Общество с ограниченной ответственностью как субъект гражданского права………………………………………………………...
§1. Понятие и особенности правосубъектности общества с ограниченной ответственностью…………………………………………..
§2. Источники правового регулирования создания деятельности общества с ограниченной ответственностью……………………………..
2.1. Источники правового регулирования создания общества с ограниченной ответственностью…………………………………………..
2.2. Образование деятельности общества с ограниченной ответственностью………………………………………………………......
Глава II. Порядок участия общества с ограниченной ответственностью в гражданском правоотношении………………………………………......
§1. Учредители общества с ограниченной ответственностью…………..
§2. Порядок формирования уставного капитала (закон о минимальном капитале)...…………………………………………………………………..
§3. Учредительные документы, государственная регистрация (закон об Обществе с ограниченной ответственностью, закон о регистрации юридических лиц)…………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………...
Определяя правовое положение обществ с ограниченной ответственностью, необходимо отметить особенности правового положения некоторых обществ с ограниченной ответственностью. К ним относятся общества с ограниченной ответственностью в сферах банковской, страховой и инвестиционной деятельности, а также в области производства сельскохозяйственной продукции. Такие общества в значительной мере «выведены» из сферы правового регулирования Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Особенности их правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации определяются иными федеральными законами.
§2. Источники правового регулирования создания деятельности общества с ограниченной ответственностью
2.1. Источники правового регулирования общества с ограниченной ответственностью
Важнейшей составляющей эффективного функционирования и развития рыночной экономики, в условиях нестабильности нового тысячелетия, является современное и развитое законодательство о хозяйствующих субъектах. Применительно к обществам с ограниченной ответственностью можно выделить ряд нормативно правовых актов влияющие в той или иной степени на порядок деятельности данной категории юридических лиц.
Основновополагающим источником правового регулирования деятельности обществах с ограниченной ответственностью, является Конституция РФ. Этот факт обусловлен содержанием статьи 8 из содержания которой вытекает, что в Российской Федерации гарантируются: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, в такой ситуации признаются и защищаются равным образом все формы собственности, включая частную, государственную, муниципальную.
По мимо конституции общие положения об обществах с ограниченной ответственностью как участниках гражданских правоотношений сформулированы в Гражданском кодексе РФ. При этом в ГК РФ указывается, что правовое положение общества с ограниченной ответственностью, порядок его создания, реорганизации и ликвидации, и права и обязанности его участников определяются также и Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью.
Следует отметить, что особенности правового положения обществ могут регулироваться и другими федеральными законами, а также подзаконными правовыми актами, по большей частью эти законодательные акты регулируют отдельные стороны их деятельности, в том числе устанавливающие особенности создания отдельных обществ с ограниченной ответственностью с учетом специфики их деятельности. К числу подобных нормативно правовых актов относятся:
Трудовой кодекс Российской Федерации;
Налоговый кодекс Российской Федерации;
ФЗ "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации";
ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества";
ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
ФЗ "О защите конкуренции";
ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года";
ФЗ "Об особых экономических зонах в российской федерации";
ФЗ "Об иностранных инвестициях в российской федерации";
ФЗ "О языках народов российской федерации";
ФЗ "О бухгалтерском учете";
ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства";
ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
ФЗ "О частной детективной и охранной деятельности в российской федерации ";
ФЗ "О банках и банковской деятельности"
ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
Кроме того, правоотношения по поводу создания и государственной регистрации обществ с ограниченной ответственностью могут определяться Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ.
К дополнительному источнику следует так же относить судебно - арбитражная практика, которая хотя формально и не являясь источником права, но комментируя и конкретизируя его отдельные положения по многим спорным вопросам возникающим в связи с несовершенством, действующего законодательства, фактически создает новые правовые нормы. Применительно к сфере деятельности, обществ с ограниченной ответственностью в Российской Федераций, сформировалась весьма обширная судебно - арбитражная практика.
Исходя из выше изложенного следует, что в настоящее время круг нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность обществ с ограниченной ответственностью, весьма обширен в его состав входят нормативно правовые акты, как созданные и ориентированные с целью осуществлять непосредственное регулирование деятельности обществ с ограниченной ответственностью так и такие которые созданы с другой целью, но которые являются правоприменительными к данной категории юридических лиц. При этом существует, третья группа, возникшая в связи с необходимостью разрешения противоречий и неясностей действующего законодательства.
2.2. Образование деятельности общества с ограниченной ответственностью
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» участниками общества могут быть граждане и юридические лица. При этом закон не предъявляет каких-либо специальных требований к этим субъектам. Поэтому для определения круга граждан, способных быть участниками общества с ограниченной ответственностью, необходимо руководствоваться положениями Главы 2 ГК РФ о дееспособности. Из анализа статей 21, 26, 28-30 можно сделать вывод, что участниками общества с ограниченной ответственностью могут быть любые граждане, обладающие полной дееспособностью. Регистрации гражданина в качестве предпринимателя без образования юридического лица для его участия в обществе не требуется (ст. 7 Закона).
Что касается участия юридических лиц, то здесь необходимо учитывать положения ст. 49 ГК РФ о правоспособности юридического лица. Однако, ни в коем случае нельзя говорить о том, что участниками общества с ограниченной ответственностью могут быть только юридические лица, обладающие общей (универсальной) правоспособностью, т.е. коммерческие юридические лица.
Юридические лица, обладающие специальной правоспособностью (в том числе и некоммерческие организации), зачастую тоже вправе заниматься предпринимательской деятельностью для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующей этим целям (ст. 117 ГК РФ), в том числе и путем участия в обществах с ограниченной ответственностью. Более того, в п. 2 ст. 118 ГК РФ прямо указано, что такие некоммерческие организации, как фонды для осуществления предпринимательской деятельности вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
Но существуют и ограничения круга субъектов, способных быть участниками общества с ограниченной ответственностью. Так, п. 2 ст. 7 Закона и п. 4 ст. 66 ГК РФ запрещают выступать в качестве участников общества с ограниченной ответственностью (как и хозяйственных товариществ и обществ вообще) государственным органам и органам местного самоуправления, к которым относятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти, создаваемые в соответствии с Конституцией РФ.
Данное правило представляется вполне логичным и объяснимым. «Ведь в гражданско-правовом смысле они являются финансируемыми собственником учреждениями с ограниченным вещным правом оперативного управления на свое имущество, исключающим возможности свободного распоряжения им (ст. 120 и 296 ГК), не говоря уже о специальном характере их правоспособности (п.1 ст. 49 ГК), обычно не предусматривающем для этих некоммерческих организаций возможности такого рода деятельности»24.
Кроме того, внесение этими лицами имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью, в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью является, по сути, приватизацией этого имущества, ведь оно поступает в частную собственность юридического лица. Приватизация же возможна лишь в формах, прямо предусмотренных законом. В то же время, допускается принятие федерального закона, разрешающего этим лицам выступать в качестве участников общества с ограниченной ответственностью. Необходимо обратить внимание и на то, что данные органы обладают определенными властными полномочиями и потому могут находиться в правоотношении в более выгодном положении по сравнению с контрагентами25.
Исключением из указанного правила является предусмотренная законом возможность участвовать в хозяйственных обществах для государственных органов, осуществляющих приватизацию государственных и муниципальных предприятий: Министерство по управлению государственным имуществом РФ, комитеты по управлению имуществом в субъектах Федерации и муниципальных образованиях, фонды имущества.
Государственные органы и органы местного самоуправления могут участвовать в обществах с ограниченной ответственностью не напрямую, а опосредованно. Для этого перечисленные органы могут создать государственные или муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, которые входят в состав учредителей общества с ограниченной ответственностью. Данное действие является допустимым, поскольку закон не устанавливает прямого запрета на участие государственных и муниципальных унитарных предприятий в обществах с ограниченной ответственностью. Имущество, принадлежащее таким предприятиям на праве хозяйственного ведения, может быть внесено в качестве вклада в уставный капитал с согласия собственника (п. 2 ст. 295 ГК РФ).
Другое ограничение касается финансируемых собственниками учреждений. Они могут быть участниками общества с ограниченной ответственностью лишь с разрешения собственника, если иное не предусмотрено законом (п. 4 ст. 66 ГК РФ). Некоторым видам учреждений право на участие в хозяйственных обществах прямо предоставлено специальными законами. Такое право предоставлено, в частности, образовательным учреждениям в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 года «Об образовании»26.
В отношении граждан ограничения могут вводиться лишь федеральным законом, который может запретить либо ограничить участие отдельных категорий граждан в обществах с ограниченной ответственностью (п.1 ст. 7 Закона). Как правило, это касается граждан, занимающих определенные государственные должности (судьи, работники прокуратуры, государственные служащие и т.д.). Так, например, согласно Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»27 и Федеральному закону от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»28 государственные и муниципальные служащие не вправе заниматься лично или через доверенных лиц предпринимательской деятельностью, а также состоять членами органов управления коммерческой организации, если иное не установлено законом или если в соответствии с законом ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.
Еще одно ограничение состоит в том, что общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (п.2 ст. 88 ГК РФ, абз. 3 п. 2 ст. 7 Закона). Очевидно, данное правило направлено на ограничение взаимного участия одних обществ в других. Однако его необходимость вызывает некоторые сомнения, поскольку каждое такое общество является юридическим лицом, обладающим обособленным имуществом, и самостоятельно отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Следовательно, каждое из этих обществ, несмотря на взаимное участие, является самостоятельным субъектом права.
Поскольку законодателем установлен подобный запрет, считаем необходимым дополнить его соответствующей санкцией за нарушение. С этой целью пункт 2 статьи 88 Гражданского кодекса и абзац 3 пункта 2 статьи 7 «Акционерное общество и товарищество с ограниченной ответственностью» Федерального Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» предлагаем изложить в следующей редакции: «Общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Если в обществе, состоящем из нескольких участников, все доли в уставном капитале приобретены одним участником - хозяйственным обществом, состоящим из одного лица, такой участник обязан в течение года со дня объединения долей уступить часть из них другим лицам. При нарушении этого правила, по истечении одного года со дня объединения долей, кредиторы общества вправе в судебном порядке требовать принудительной продажи части долей либо ликвидации общества».
Что касается количества участников общества с ограниченной ответственностью, то здесь закон четко определяет, что число участников общества не должно превышать пятидесяти. В противном случае оно в течение года подлежит преобразованию в открытое акционерное общество или производственный кооператив.
Общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. Также общество, созданное несколькими лицами, может впоследствии стать обществом с одним участником (абз. 2 п.2 ст. 7 Закона). «Применительно к обществу с ограниченной ответственностью надо сказать, что это нормальная и единственная форма организации компании одного лица»29.
Учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор, заключенный между учредителями, и утвержденный ими устав общества. Таким образом, общества с ограниченной ответственностью относятся к договорно-уставным юридическим лицам, которые действуют на основании двух учредительных документов. Исключение установлено лишь для обществ, учрежденных одним лицом.