Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 11:44, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Переход к рыночной экономике обусловил многообразие организационно-правовых форм субъектов предпринимательской деятельности. Большое распространение получила такая организационно-правовая форма юридических лиц, как общество с ограниченной ответственностью. Основные положения, регламентирующие создание и деятельность обществ с ограниченной ответственностью, установлены Гражданским кодексом Российской Федерации. Именно с принятием части первой Гражданского кодекса правовое положение данного вида юридических лиц по российскому праву в целом стало соответствовать их статусу, сложившемуся в странах континентальной системы права.
Введение………………………………………………………..…………...
Глава I. Общество с ограниченной ответственностью как субъект гражданского права………………………………………………………...
§1. Понятие и особенности правосубъектности общества с ограниченной ответственностью…………………………………………..
§2. Источники правового регулирования создания деятельности общества с ограниченной ответственностью……………………………..
2.1. Источники правового регулирования создания общества с ограниченной ответственностью…………………………………………..
2.2. Образование деятельности общества с ограниченной ответственностью………………………………………………………......
Глава II. Порядок участия общества с ограниченной ответственностью в гражданском правоотношении………………………………………......
§1. Учредители общества с ограниченной ответственностью…………..
§2. Порядок формирования уставного капитала (закон о минимальном капитале)...…………………………………………………………………..
§3. Учредительные документы, государственная регистрация (закон об Обществе с ограниченной ответственностью, закон о регистрации юридических лиц)…………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………...
Обозначим основные проблемы российского права хозяйственных обществ, которые возникают на пути реализации гарантирующей функции уставного капитала:
а) неоправданно низкий минимальный размер уставного капитала, установленный для ООО российским законодательством. (Данная проблематика, как уже отмечалось, тесно связана с реализацией другой функции уставного капитала - формирующей);
б) отсутствие в законодательстве ограничений в расходовании уставного капитала со стороны учредителей. "Не неприкосновенность" уставного капитала может свести к минимуму возможность реального удовлетворения требований кредиторов общества. Немецкие цивилисты, заостряя внимание на данной проблеме, подчеркивают, что поскольку управляющие обществом могут использовать его уставный капитал в интересах общества (для приобретения средств производства, выплаты заработной платы и т.д.), то в этом случае возможные кредиторы общества "останутся ни с чем"77. Законодательство не предусматривает обязанность участников производить дополнительные выплаты - это противоречило бы сущности такого общества;
в) ненадлежащее состояние правовой базы, регламентирующей порядок определения стоимости чистых активов общества с ограниченной ответственностью. Стоимость чистых активов выступает как условная величина, характеризующая состояние реального имущества общества, свободного от обязательств, и свидетельствующая о фактической способности общества исполнять свои обязательства. В контексте реализации гарантирующей функции уставного капитала чистые активы ООО необходимо принимать во внимание, поскольку их стоимость не должна быть меньше размера уставного капитала (п.3 ст.20 ФЗ РФ "Об ООО").
Согласно абз.3, п.3 ст.20 Закона об ООО порядок определения стоимости чистых активов общества должен устанавливаться федеральными законами РФ и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами, однако требуемый федеральный закон до сих пор не принят. В связи с этим следует констатировать наличие пробела в правовом регулировании данной области имущественных отношений ООО.
Для устранения существующего пробела в праве необходимо, безусловно, принятие специального федерального закона, определяющего порядок оценки стоимости чистых активов хозяйственных обществ. На наш взгляд, данный федеральный закон в целях законодательной экономии должен распространить свое действие не только на общества с ограниченной ответственностью, но и на другие хозяйственные общества (акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью).
До тех пор пока требуемый федеральный закон не будет принят, учитывая ранее сложившуюся практику, общества с ограниченной ответственностью при определении стоимости чистых активов должны руководствоваться правилами, установленными для акционерных обществ, а именно Приказом Минфина РФ и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 29.01.2003 № 10н/03-пз "Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ"78. Согласно данному Приказу под стоимостью чистых активов акционерного общества понимается величина, определяемая путем вычитания из суммы активов акционерного общества, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету;
г) отсутствие четких законодательных критериев, касающихся формы внесения так называемых неденежных вкладов участников в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью на стадии его создания. Закон определяет лишь примерный перечень видов неденежных вкладов, которые могут быть внесены в уставный капитал ООО, при этом не содержит общих критериев или признаков неденежного вклада. Это дает возможность формирования уставного капитала из неликвидного имущества или имущественных прав либо вообще "фиктивного" уставного капитала. Особенно важно иметь в виду, что "в уставный капитал должно входить реальное имущество, которое может удовлетворить претензии потенциальных кредиторов"79.
Следует отметить еще одну функцию уставного капитала - "удостоверяющую", или, как иначе ее можно обозначить, "функцию участия". Она позволяет установить степень заинтересованности каждого участника общества в деятельности общества, поскольку в зависимости от размера доли участника в уставном капитале определяется структура голосования участников при принятии решений на общем собрании участников общества, а также осуществляется распределение прибыли, полученной обществом.
По общему правилу каждый участник общества имеет на общем собрании участников общества число голосов пропорционально его доле в уставном капитале общества (абз.3 п.1 ст.32 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
Однако в результате анализа норм законодательства об ООО можно прийти к выводу, что не только размер доли в уставном капитале предопределяет степень заинтересованности участника в делах общества. Об этом свидетельствуют следующие правила, которые, на наш взгляд, несколько ослабляют значение функции "участия":
Уставом общества, по решению общего собрания участников, может быть установлен иной, нежели пропорционально доли в уставном капитале, порядок определения числа голосов участников общества (абз.5 п.1 ст.32 ФЗ РФ "Об ООО");
участники общества могут быть наделены дополнительными правами, помимо прав, предусмотренных законодательством. Дополнительные права предоставляются по решению общего собрания участников общества и напрямую не зависят от размера доли участника в уставном капитале. Более того, в случае отчуждения доли участника, наделенного дополнительными правами, к приобретателю доли эти дополнительные права не переходят (п.2 ст.8 ФЗ РФ "Об ООО").
Необходимо отметить, что роль "удостоверяющей" функции уставного капитала проявляется значительнее в такой конструкции общества с ограниченной ответственностью, как ООО, созданное одним участником. В отличие от ООО, образованных двумя и более лицами, в обществе с единственным участником "объединение лиц" и "объединение капиталов" не происходит. Поскольку деление уставного капитала на доли отсутствует, все 100% долей уставного капитала удостоверяют имущественный интерес одного лица - единственного учредителя общества.
Резюмируя сказанное относительно функциональной составляющей категории "уставный капитал ООО", следует констатировать, что действующие в РФ правовые механизмы не в полной мере обеспечивают реализацию функций уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, что неизбежно "подрывает" их эффективность. А это, в свою очередь, негативным образом отражается на обеспеченности интересов кредиторов общества и не может не сказаться на имущественных интересах самих участников общества.
В целом следует отметить, что многие вопросы, связанные с уставным капиталом обществ с ограниченной ответственностью, получили разъяснение в практике арбитражных судов. Однако проблемы, требуют законодательного решения. Для того чтобы обеспечительная функция уставного капитала общества с ограниченной ответственностью существовала не только в теории, но и работала на практике, требуется коренной пересмотр значительного числа законодательных норм.
§3. Учредительные документы, государственная регистрация (закон об Обществе с ограниченной ответственностью, закон о регистрации юридических лиц)
Действующее российское законодательство предусматривает два случая создания общества с ограниченной ответственностью:
- создание общества осуществляется в результате возникновения нового юридического лица, не существовавшего прежде. При этом появляется новый участник гражданского оборота, не обремененный какими-либо обязательствами, существовавшими до его возникновения;
- создание общества выступает реорганизация уже существующего юридического лица. При реорганизации новое общество может создаваться в результате слияния, разделения, выделения или преобразования существовавшего юридического лица. В этом случае имеет факт правопреемства. К возникшему обществу переходят права и обязанности реорганизованных юридических лиц.
Следует отметить, что для создания общества путем учреждения требуется волеизъявление его учредителей, которые должны обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью. При наличии нескольких учредителей решение о создании общества принимается ими совместно на учредительном собрании. При учреждении общества одним лицом решение принимается единолично.
Решение об учреждении общества должно содержать:
- принятые ими решения по вопросам учреждения общества, в том числе заключения учредительного договора;
- утверждение устава общества;
- утверждение денежной оценки неденежных вкладов в уставный капитал общества;
- результат избрания (назначения) исполнительных органов общества.
Данное решение оформляется протоколом общего собрания учредителей или письменным решением единственного учредителя80.
В соответствии с п.1 ст.89 Гражданского кодекса РФ учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Договором определяются условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава (ст.52 Гражданского кодекса РФ). Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является только устав. Аналогичное правило содержится и в п.1 ст.11 Закона.
Из смысла указанных правовых норм следует, что учредительный договор и устав общества с ограниченной ответственностью определяют статус образованного юридического лица и сохраняет действие на весь период его существования. Исключение составляют случаи, когда в обществе остается единственный участник. При этом учредительный договор, являясь многосторонней сделкой гражданско-правового характера, расторгается в соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса РФ.
Учреждение общества с участием иностранных инвесторов осуществляется на условиях и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ и другими федеральными законами. Ограничения этого порядка могут быть установлены только федеральными законами и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в общем порядке, определяемым Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. При этом приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества, является прямой иностранной инвестицией81.
Федеральным законом РФ «О банках и банковской деятельности» установлены дополнительные требования к созданию и деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями. В соответствии со ст. 18 документа, размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе России устанавливается федеральным законом по предложению Правительства РФ, согласованному с Банком России.
Создание кредитных организаций с иностранными инвестициями осуществляется только с предварительного разрешения Банка России. При этом под предварительным разрешением понимается принципиальное согласие Банка России на участие конкретного нерезидента в создании кредитной организации – резидента.
Процедура создания общества завершается его государственной регистрацией, которая осуществляется в порядке, предусмотренным Федеральным законом РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ.
Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления82. Именно со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц общество считается созданным и получает статус юридического лица (п. 2 ст. 51 ГК РФ). С этого момента общество также приобретает возможность иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (общую правоспособность) ст. 49,51 ГК РФ))83.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, в течение пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
подписанное заявителем заявление о государственной регистрации;
решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа;
учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;
документ об уплате государственной пошлины84.
Заключение
Подводя итоги исследования необходимо сказать, что правоприменительная практика выявила как положительные, так и отрицательные стороны законодательства, регулирующего создание и деятельность обществ с ограниченной ответственностью в России.
Реальное осуществление права стоит в прямой зависимости от содержания правовых норм, в которых мысль законодателя должна быть выражена четко и ясно, не допуская разночтения и неоднозначного толкования. Наличие коллизий и пробелов в законодательстве создает обширные возможности для злоупотреблений со стороны участников гражданского оборота. Общество с ограниченной ответственностью является формой осуществления предпринимательской деятельности, получившей наибольшее распространение в сфере малого и среднего бизнеса, поэтому здесь нет необходимости в жестком контроле со стороны государства и в детальном правовом регулировании. В результате изучения действующего законодательства об обществах с ограниченной ответственностью и работы над исследованием мы пришли к следующим заключениям: