Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 11:44, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Переход к рыночной экономике обусловил многообразие организационно-правовых форм субъектов предпринимательской деятельности. Большое распространение получила такая организационно-правовая форма юридических лиц, как общество с ограниченной ответственностью. Основные положения, регламентирующие создание и деятельность обществ с ограниченной ответственностью, установлены Гражданским кодексом Российской Федерации. Именно с принятием части первой Гражданского кодекса правовое положение данного вида юридических лиц по российскому праву в целом стало соответствовать их статусу, сложившемуся в странах континентальной системы права.
Введение………………………………………………………..…………...
Глава I. Общество с ограниченной ответственностью как субъект гражданского права………………………………………………………...
§1. Понятие и особенности правосубъектности общества с ограниченной ответственностью…………………………………………..
§2. Источники правового регулирования создания деятельности общества с ограниченной ответственностью……………………………..
2.1. Источники правового регулирования создания общества с ограниченной ответственностью…………………………………………..
2.2. Образование деятельности общества с ограниченной ответственностью………………………………………………………......
Глава II. Порядок участия общества с ограниченной ответственностью в гражданском правоотношении………………………………………......
§1. Учредители общества с ограниченной ответственностью…………..
§2. Порядок формирования уставного капитала (закон о минимальном капитале)...…………………………………………………………………..
§3. Учредительные документы, государственная регистрация (закон об Обществе с ограниченной ответственностью, закон о регистрации юридических лиц)…………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………...
В связи с этим целесообразно иметь в виду следующее. Субъектами предпринимательской деятельности могут быть граждане и юридические лица. Строго говоря, создание (учреждение) юридического лица или участие в нем - это не предпринимательская деятельность гражданина, а единичный волевой акт, свидетельствующий лишь о предприимчивости гражданина-учредителя. После создания и государственной регистрации юридического лица предпринимательскую деятельность осуществляет не гражданин-учредитель, а созданное им юридическое лицо от своего имени и под свою ответственность.
Несмотря на наличие множества теорий и многогранность понятия юридического лица, российские цивилисты едины в том, юридическое лицо - это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени37. Очевидно, что юридическое лицо и физическое лицо - это два разных субъекта права, каждый из которых обладает обособленным имуществом, самостоятельно участвует в гражданском обороте от своего имени и на свой риск, несет самостоятельную имущественную ответственность. Поэтому предпринимательская деятельность гражданина путем участия в учреждении юридического лица невозможна в принципе. Что же касается предпринимательской деятельности физического лица (индивидуальной предпринимательской деятельности), то она может осуществляться гражданином только непосредственно, без образования юридического лица, от своего имени, на свой риск и под свою ответственность.
Данный вывод подтверждается нормами современного законодательства. Так, в содержание правоспособности граждан ст. 18 ГК РФ включает, в частности, права: заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами. Таким образом, ГК РФ различает: а) предпринимательскую деятельность гражданина, т.е. деятельность, которую данный гражданин осуществляет непосредственно; б) создание гражданином юридического лица, т.е. имеющий самостоятельное правовое значение волевой акт, влекущий юридические последствия, но не относящийся к предпринимательской деятельности гражданина38.
Поэтому установленные законодательством запреты для отдельных категорий граждан заниматься предпринимательской деятельностью не позволяют таким лицам выступать в гражданском обороте в качестве индивидуальных предпринимателей. Что же касается участия указанных граждан в юридических лицах, то приведенные выше рассуждения и буквальное толкование понятия "предпринимательская деятельность" не дают оснований для того, чтобы приравнивать такое участие к занятию предпринимательской деятельностью.
Если законодатель, устанавливая названные запреты, имел в виду также ограничение участия отдельных категорий граждан в юридических лицах, то соответствующие нормы, с нашей точки зрения, должны быть сформулированы более определенно и недвусмысленно. Это возможно путем внесения необходимых изменений и дополнений в действующие законодательные акты - как федерального, так и регионального уровней. Примером достаточно ясной формулировки такого рода норм может служить действующее правило п. 2 ст. 21 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"39, согласно которому руководитель унитарного предприятия не вправе, в частности, быть учредителем (участником) юридического лица, заниматься предпринимательской деятельностью.
Юридическое лицо, по общему правилу, может быть участником общества с ограниченной ответственностью в силу своей правоспособности (ст. 49 ГК РФ), возникающей с момента государственной регистрации соответствующего юридического лица. Однако данное правило не распространяется на хозяйственные общества, состоящие из одного лица, - они, согласно п. 6 ст. 98 ГК РФ, не вправе быть единственным участником другого хозяйственного общества, состоящего из одного лица (см. также третий абзац п. 2 ст. 7 Закона). Если же в обществе несколько участников, то хозяйственное общество, состоящее из одного лица, вправе быть его участником.
Необходимо учитывать также установленные законодательством для отдельных групп юридических лиц ограничения или запрет на участие в хозяйственных обществах.
Например, учреждения могут быть учредителями (участниками) хозяйственных обществ с разрешения собственника, в том числе с использованием для этих целей доходов учреждения от разрешенной ему деятельности (п. 4 ст. 66, п. 2 ст. 298 ГК РФ)40.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут выступать в качестве учредителей (участников) обществ с ограниченной ответственностью, за исключением кредитных организаций, учредителями (участниками) которых они не могут быть, с использованием в этих целях принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления имущества только с согласия собственника имущества (ст. 6 и 20 ФЗ от 14.11.2002 г. "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
Пункт 2 ст. 7 Закона запрещает государственным органам и органам местного самоуправления выступать учредителями общества с ограниченной ответственностью кроме случаев, когда такая возможность предусмотрена федеральными законами. Вслед за ФЗ "Об акционерных обществах", вступившим в силу с 01.01.1996 г., Закон с 01.03.1998 г. установил аналогичный запрет в отношении обществ с ограниченной ответственностью. Напомним, что в п. 4 ст. 66 ГК РФ содержится общая норма, согласно которой государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом. Ей корреспондирует специальная норма Закона.
Указанный запрет действует в отношении представительных и исполнительных органов, а также судов. Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ в постановлении Пленумов от 01.07.1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"41, дали разъяснение о том, что акты о регистрации созданных после 07.12.1994 г. хозяйственных обществ, одним из учредителей которых является государственный орган или орган местного самоуправления, должны признаваться недействительными, за исключением случаев, когда право учреждать такие общества предоставлено соответствующим органам федеральным законом или иными правовыми актами, изданными до введения в действие ГК РФ.
Недействительными признаются также сделки, связанные с приобретением после введения в действие ГК РФ государственными органами или органами местного самоуправления, не уполномоченными на то в соответствии с законом, акций акционерных обществ либо доли в уставном капитале иных хозяйственных обществ.
В случаях, когда учредителем хозяйственного общества, созданного и зарегистрированного до 08.12.1994 г., в соответствии с ранее действовавшим законодательством выступил государственный орган или орган местного самоуправления, после введения в действие ГК РФ его учредителем признаются соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Одним из случаев, когда федеральным законом предусмотрено иное, является право специализированных учреждений, осуществляющих продажу федерального имущества в процессе его приватизации, осуществлять от имени Правительства РФ функции по продаже приватизируемого федерального имущества (ст. 6 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"42). В соответствии с подп. 13 п. 10 раздела II Устава специализированного государственного учреждения при Правительстве РФ "Российский фонд федерального имущества" указанное учреждение выступает по поручению Правительства РФ учредителем (участником, акционером) хозяйственных обществ.
При решении вопроса о возможном субъектном составе учредителей того или иного общества с ограниченной ответственностью необходимо также учитывать правила, установленные специальным законодательством, регулирующим специфические сферы деятельности (банковскую, страховую и др.). Например, такие правила содержат положения ЦБР от 19.03.2003 г. N 218-П "О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц - учредителей (участников) кредитных организаций", от 19.04.2005 г. N 268-П "О порядке и критериях оценки финансового положения физических лиц - учредителей (участников) кредитной организации" и другие нормативные правовые акты.
Второй абзац п. 2 ст. 7 Закона допускает учреждение общества с ограниченной ответственностью одним лицом (гражданином или юридическим лицом), которое становится его единственным участником. Ограничение здесь установлено только одно - учредителем и участником такого общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Заметим, что зарубежное законодательство об обществах с ограниченной ответственностью, как правило, требует наличия в таком обществе не менее двух учредителей. Однако в Германии законом об обществах с ограниченной ответственностью 1980 г. допускается возможность создания подобных корпораций одним лицом. ГК РФ и Закон восприняли указанное правило.
Если общество учреждено одним лицом, то данное лицо становится и его единственным участником, что, однако, не исключает в дальнейшем возможности приема третьих лиц в состав участников общества с соблюдением установленных Законом правил об увеличении уставного капитала, изменении устава и др. В этом случае участник, учредивший общество, будет продолжать оставаться его единственным учредителем, но общество уже не будет являться хозяйственным обществом с единственным участником43.
И наоборот, общество с ограниченной ответственностью, имеющее несколько участников, может впоследствии трансформироваться в общество с одним участником. Это возможно, например, в случае выхода (ст. 26) или исключения (ст. 10) участников из общества, разделения общества с ограниченной ответственностью с передачей его прав и обязанностей вновь созданным обществам (ст. 54 Закона), каждое из которых состоит из одного лица, и в других случаях.
Как уже отмечалось, общество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
К обществам с ограниченной ответственностью с одним участником применяются правила, предусмотренные Законом. Исключение составляют случаи, когда для таких обществ Законом установлены специальные нормы (например, второй абзац п. 1 ст. 11, ст. 39) или когда применение общих норм Закона вступило бы в противоречие с самой сущностью соответствующих отношений.
В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона число участников общества не должно быть более пятидесяти.
Если число учредителей общества превысит 50, т.е. в хозяйственном обществе будут участвовать 51 и более лиц, то такое общество должно изначально создаваться в форме открытого акционерного общества, поскольку в силу п. 3 ст. 7 Закона оно не может быть создано в качестве общества с ограниченной ответственностью и в силу п. 2 ст. 10 ФЗ "Об акционерных обществах" не может создаваться в виде закрытого акционерного общества.
Если в процессе деятельности общества в результате приема в состав его участников третьих лиц, слияния обществ или других обстоятельств общее количество участников станет равно или более 51, то такое общество обязано преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив (о преобразовании общества с ограниченной ответственностью см. ст. 56 Закона). Для подготовки и проведения преобразования Закон в качестве общего правила отводит один год с того момента, когда количество участников соответствующего общества превысило 50 лиц. Этот момент определяется по дате вступления в силу решения органа общества, согласно которому число его участников превысило допускаемый Законом предел.
В случае несоблюдения требований императивных норм, установленных п. 3 ст. 7 Закона, общество с ограниченной ответственностью подлежит принудительной ликвидации в судебном порядке на основании п. 2 ст. 61 и ст. 88 ГК РФ. О ликвидации общества см. ст. 57, 58 Закона.
§2. Порядок формирования уставного капитала
(закон о минимальном капитале)
Обществу с ограниченной ответственностью, как и любой другой организации, имеющей статус юридического лица, свойствен признак имущественной обособленности. Имущество общества, сформированное за счет вкладов его участников при создании, а также приобретенное в процессе деятельности, принадлежит обществу на праве собственности.
Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 № 14-ФЗ императивно не предусматривает обязанность общества заниматься предпринимательской деятельностью, а указывает его возможность иметь любые гражданские права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, т.е. определяет общую правоспособность общества. Принцип общей правоспособности является основополагающим при определении правового статуса коммерческих юридических лиц, среди которых самой популярной организационно-правовой формой выступает именно общество с ограниченной ответственностью44.
Отечественный законодатель пошел по пути германской концепции общества с ограниченной ответственностью, согласно которой ООО - это общество, созданное для любой допустимой цели, а потому его деятельность не ограничивается только целью получения прибыли45. В любом случае общество с ограниченной ответственностью является "коммерсантом по форме" и его предпринимательская деятельность презюмируется. Основываясь на данной презумпции должны строиться правила (как законодательные, так и локальные, выраженные в положениях устава и учредительного договора ООО), связанные с созданием имущественной базы, приращением имущества общества с ограниченной ответственностью, а также разрешаться споры в области имущественных отношений общества во внесудебном и в судебном порядке. Это могут быть споры, связанные с формированием уставного капитала общества, передачей в качестве вклада в уставный капитал вещей, имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку, с увеличением либо уменьшением уставного капитала, перераспределением долей в уставном капитале, внесением участниками вкладов в имущество общества, не являющихся вкладами в уставный капитал и другие категории споров46.