Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 11:44, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Переход к рыночной экономике обусловил многообразие организационно-правовых форм субъектов предпринимательской деятельности. Большое распространение получила такая организационно-правовая форма юридических лиц, как общество с ограниченной ответственностью. Основные положения, регламентирующие создание и деятельность обществ с ограниченной ответственностью, установлены Гражданским кодексом Российской Федерации. Именно с принятием части первой Гражданского кодекса правовое положение данного вида юридических лиц по российскому праву в целом стало соответствовать их статусу, сложившемуся в странах континентальной системы права.
Введение………………………………………………………..…………...
Глава I. Общество с ограниченной ответственностью как субъект гражданского права………………………………………………………...
§1. Понятие и особенности правосубъектности общества с ограниченной ответственностью…………………………………………..
§2. Источники правового регулирования создания деятельности общества с ограниченной ответственностью……………………………..
2.1. Источники правового регулирования создания общества с ограниченной ответственностью…………………………………………..
2.2. Образование деятельности общества с ограниченной ответственностью………………………………………………………......
Глава II. Порядок участия общества с ограниченной ответственностью в гражданском правоотношении………………………………………......
§1. Учредители общества с ограниченной ответственностью…………..
§2. Порядок формирования уставного капитала (закон о минимальном капитале)...…………………………………………………………………..
§3. Учредительные документы, государственная регистрация (закон об Обществе с ограниченной ответственностью, закон о регистрации юридических лиц)…………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………...
Учредительным документом такого общества является устав, учредительный же договор здесь заменяет решение учредителя о создании общества, которое, однако, учредительным документом не является. Если в процессе деятельности такого общества число его участников увеличится, то между ними должен быть заключен учредительный договор.
В то же время, многие авторы указывают на то, что предусмотренная законом необходимость двух учредительных документов общества с ограниченной ответственностью нецелесообразна, это затрудняет деятельность общества30.
Мы что существующая система двух учредительных документов общества с ограниченной ответственностью введена ошибочно и необходимо отказаться от учредительного договора в его нынешнем понимании.
Следовательно, требуется внесение соответствующих изменений в статью 89 Гражданского кодекса и статью 12 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Учредительный договор общества с ограниченной ответственностью относится к многосторонним сделкам31. По своей юридической природе он является консенсуальным, взаимным и возмездным договором организационного, имущественного и фидуциарного характера32.
Учредительный договор о создании общества с ограниченной ответственностью подлежит заключению в письменной форме.
Существенные условия учредительного договора общества с ограниченной ответственностью перечислены в статье 89 ГК РФ и в пункте 1 статьи 12 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». При отсутствии в учредительном договоре общества одного из этих условий, такой договор в соответствии со статьей 432 ГК РФ не считается заключенным, что свидетельствует о нарушении установленного порядка образования общества.
Учредительный договор выражает волю участников на создание юридического лица в форме общества с ограниченной ответственностью и содержит условия, определяющие экономическую основу общества. На основе учредительного договора, учредители общества утверждают его устав. Это означает, что между учредительным договором и уставом общества с ограниченной ответственностью существует тесная взаимосвязь.
Устав - это основной корпоративный документ общества с ограниченной ответственностью. Он регулирует отношения между участниками общества, участниками общества и обществом, между органами управления обществом, а также между обществом и третьими лицами. Являясь основным документом общества, устав содержит требования, обязательные для исполнения всеми участниками общества, а также органами управления обществом. Некоторые положения устава подлежат непосредственному применению судами при разрешении споров с участием общества с ограниченной ответственностью.
Это касается положений устава, изменяющих содержание диспозитивных норм права, либо регламентирующих отношения, не урегулированные законом или иными правовыми актами.
Требования к уставу общества с ограниченной ответственностью предусмотрены как Гражданским кодексом, так и Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». Причем, необходимо отметить, что закон не ограничивается простым перечислением сведений, которые должны быть включены в устав общества. Во многих статьях, посвященных регулированию иных вопросов деятельности общества, также содержатся и требования к уставу. Так, например, статья 33 Закона определяет компетенцию общего собрания участников общества. В пункте 1 указанной статьи говорится, что компетенция общего собрания участников общества определяется уставом общества в соответствии с Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». Следовательно, в этой статье содержится перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания участников общества, которые могут быть отражены и в уставе, иные вопросы уставом общества не могут относиться к компетенции общего собрания.
Создание общества с ограниченной ответственностью условно можно разделить на несколько стадий, представляющих собой совокупность действий учредителей и регистрирующего органа, в результате которых возникает новый субъект гражданского права - юридическое лицо.
На первом этапе формируется воля учредителей на создание юридического лица в форме общества с ограниченной ответственностью, а также состав его учредителей. Данные действия не регламентируются правом, здесь все определяется интересами учредителей, их возможностями и личными отношениями между ними. Учредители определяют наименование будущего общества, размер его уставного капитала, виды деятельности, размер доли каждого учредителя и иные вопросы.
На втором этапе учредители общества разрабатывают учредительные документы общества, в которых фиксируют достигнутые между ними договоренности, после чего учредители заключают учредительный договор и утверждают устав общества (пункт 1 статьи 11 Закона). В целях юридического закрепления отношений по созданию общества с ограниченной ответственностью созывается собрание учредителей общества, на котором и происходит подписание учредительного договора и утверждения устава. Кроме того, такое собрание учредителей принимает целый ряд других решений, необходимых как для создания общества, так и для его дальнейшей деятельности. Так, в частности, собранием учредителей избираются исполнительные органы общества. В случае внесения учредителями неденежных вкладов в уставный капитал общества, собрание учредителей также утверждает денежную оценку вносимых вкладов, причем такое решение принимается всеми учредителями единогласно.
На третьем этапе происходит внесение учредителями вкладов в уставный капитал общества, т.е. формирование уставного капитала. Порядок и сроки внесения вкладов определяются учредительным договором общества, однако, согласно пункту 2 статьи 16 Закона на момент государственной регистрации общества его уставный капитал должен быть оплачен учредителями не менее чем наполовину. Срок для полного внесения вклада в уставный капитал не может превышать одного года с момента государственной регистрации общества. Внесение вкладов учредителями подтверждается соответствующим документом, вид которого определяется характером вклада. Внесение денежного вклада подтверждается справкой банка, в котором открыт временный счет для оплаты уставного капитала. Внесение иного имущества, как правило, подтверждается передаточным актом, подписанным учредителем и исполнительным органом общества. Документ об оплате учредителями уставного капитала в дальнейшем представляется регистрирующему органу для государственной регистрации юридического лица.
Четвертым этапом является государственная регистрация общества с ограниченной ответственностью. В соответствии со статьей 13 Закона государственная регистрация общества с ограниченной ответственностью осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц33.
Под государственной регистрацией юридических лиц понимается акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных предусмотренных законом сведений о юридических лицах.
Для государственной регистрации учредители общества с ограниченной ответственностью обязаны представить в регистрирующий орган учредительный договор и устав общества, документы об оплате уставного капитала и иные документы, предусмотренные законом. Требования к оформлению документов, представляемых для государственной регистрации юридического лица, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению»34.
Государственная регистрация общества с ограниченной ответственностью осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Моментом государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью является внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц, не позднее следующего рабочего дня заявителю выдается документ, подтверждающий данный факт.
Государственной регистрацией завершается процедура создания общества с ограниченной ответственностью.
Глава II. Порядок участия общества с ограниченной ответственностью в гражданском правоотношении
§1. Учредители общества с ограниченной ответственностью
Основополагающие правила об участниках общества с ограниченной ответственностью установлены в ст. 7 Закона, которая развивает нормы ст. 66 и 88 ГК РФ. Схожие правила предусмотрены и акционерным законодательством Российской Федерации (ст. 10 ФЗ "Об акционерных обществах").
Участниками общества могут быть граждане и юридические лица. При этом федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в обществах (п. 1 ст. 7 Закона).
Из смысла данной нормы следует, что в составе участников общества с ограниченной ответственностью могут быть: а) только граждане (гражданин); б) только юридические лица (юридическое лицо); в) одновременно граждане (гражданин) и юридические лица (юридическое лицо).
Право гражданина создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами основано на нормах гражданского законодательства Российской Федерации. Статья 18 ГК РФ, раскрывая содержание правоспособности граждан, предусматривает, в частности, и названное право гражданина. Но гражданин должен быть способен реализовать это право, иметь возможность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (см. ст. 21 ГК РФ). Поэтому учредителями общества могут быть только дееспособные граждане, т.е. те, которые в состоянии самостоятельно совершать юридические действия, заключать сделки и исполнять их, приобретать имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться им, заниматься предпринимательской и иной не запрещенной деятельностью, отвечать за причинение вреда другому лицу, за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств и т.п.
По общему правилу, гражданская дееспособность возникает в полном объеме по достижении 18-летнего возраста. Однако когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет.
Кроме того, объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным при определенных условиях (эмансипация) также является юридическим фактом, позволяющим такому несовершеннолетнему своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В ст. 27 ГК РФ установлено, что несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту (имеется в виду - на постоянной основе), либо с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда. После объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным он самостоятельно несет имущественную ответственность по своим обязательствам.
Таким образом, учредителями общества с ограниченной ответственностью могут быть граждане, достигшие 18 лет или вступившие в брак ранее этого возраста, а также несовершеннолетние с 16 лет с учетом правил, установленных ст. 27 ГК РФ.
Следует обратить внимание на то, что в соответствии с п. 4 ст. 66 ГК РФ законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах (кроме открытых акционерных обществ).
Чаще всего в законодательстве встречаются запреты для отдельных категорий лиц на занятие предпринимательской деятельностью. Таковы, например, правила, установленные в ФЗ от 27.07.2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации"35, ст. 17 которого запрещает гражданскому служащему осуществлять предпринимательскую деятельность (подп. 3 п. 1), приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход (подп. 4 п. 1). Статья 14 ФЗ от 02.03.2007 г. " О муниципальной службе в Российской Федерации"36 запрещает муниципальному служащему заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц (подп. 3 п. 1). Подобные запреты установлены также в отношении судей, депутатов представительных органов государственной власти и некоторых других лиц.
Если запрет на ведение предпринимательской деятельности толковать расширительно, казалось бы, он должен применяться в отношении указанных выше категорий граждан, занимающих должности или осуществляющих деятельность, несовместимые с предпринимательством. Однако имеются ли юридические основания для такого толкования норм, устанавливающих запреты для отдельных категорий граждан заниматься предпринимательской деятельностью?