Порядок выезда и въезда в Российскую Федерацию»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение порядка выезда и въезда в Российскую Федерацию.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать понятие суверенитета территории и государственной границы Российской Федерации;
2. Исследовать содержание и порядок реализации конституционного права граждан на въезд, и выезд, а так же право иностранных граждан на въезд и выезд из РФ;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие суверенитета территории, государственной границы и её порядка пересечения физическими лицами
1.1. Понятие суверенитета территории и государственной границы.
1.2. Порядок пересечения государственной границы физическими лицами.
Глава 2. Содержание и порядок реализации конституционного права граждан Российской Федерации и права иностранных граждан на въезд и выезд из России.
2.1. Конституционное право граждан РФ на въезд и выезд.
2.2. Порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.
2.3. Права иностранных граждан на въезд и выезд из России.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по КПР.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

Приведенные положения  в полной мере согласуется с положениями п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека и п. 3 ст. 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в силу которых каждый человек при осуществлении своих прав и свобод может быть подвергнут только таким ограничениям, какие предусмотрены законом и необходимы в интересах обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и предотвращения преступлений, обеспечения общего благосостояния в демократическом обществе12.

2.2. Порядок  выезда из Российской Федерации  и въезда в Российскую Федерацию.

Исходя из правового характера  Российской Федерации как государства, в котором отрасли законодательства образуют систему взаимосвязанных  элементов, а также в силу конституционных принципов соразмерности, равенства и справедливости подобные меры должны быть адекватными защищаемым ценностям и действительно необходимыми с точки зрения уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства. Поэтому Федеральным Законом “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” перечислены основания когда право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено13. Это может быть произведено при наличии одного из указанных ниже оснований:

1. При допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В случае, если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, в которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют соответствующую степень секретности, то указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд из Российской Федерации может быть продлен Межведомственной комиссией, образуемой в порядке, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности десять лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями;

Во первых, это когда  гражданин при допуске к сведениям  особой важности или совершенно секретным  сведениям, отнесенным к государственной  тайне в соответствии с законом  Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации.

Относительно необходимости  заключения договора приведем также  следующий пример из судебной практики. Так, отказывая М. в удовлетворении жалобы, суд исходил из того, что М. по роду своей работы был осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, и в связи с этим его право на выезд из Российской Федерации было обоснованно временно ограничено. Довод М. о том, что на него не распространяются указанные ограничения, поскольку с ним не заключен трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, судом был отвергнут. При этом было отмечено, что осведомленность М. о сведениях, составляющих государственную тайну, подтверждается имеющимися в деле документами, признавалась самим заявителем, в том числе и в части того, что у него отбиралась подписка о неразглашении полученных по роду службы сведений. Также судом было указано, что отобрание такого обязательства по правовому значению соответствует принятому позже законодательству, предусматривающему оформление данного условия непосредственно в трудовом договоре (контракте), в связи с чем отсутствие самого контракта не указывает на то, что на заявителя не могут быть распространены предусмотренные законодательством ограничения. Незаключение с М. такого трудового договора (контракта) по истечении шести месяцев со дня вступления Закона в силу не опровергает вывода о правомерности ограничения выезда заявителя из Российской Федерации в связи с осведомленностью его о совершенно секретных сведениях, составляющих государственную тайну.14

В данном случае необходимо соблюдение условия, что срок ограничения  не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с комментируемым Законом.

Так, по одному из дел суд, установив, что В. во время прохождения  службы в Министерстве по ГО и ЧС Республики Калмыкия был допущен  к сведениям, содержащим государственную  тайну, пришел к выводу о том, что  ему обоснованно отказано в выезде из Российской Федерации15.

2. В соответствии с законодательством Российской Федерации призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, - до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы;

Такое ограничение  существует, если призыв на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу осуществлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. В данном случае имеется в виду Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе".

Указанное ограничение действует  до окончания военной службы или  альтернативной гражданской службы.

Данное положение Закона были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В своей жалобе в Конституционный Суд РФ П.А.Б. оспаривал конституционность данной нормы в той части, согласно которой гражданин, призванный на военную службу, может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации до окончания им военной службы.16 По мнению заявителя, в результате применения оспариваемого положения нарушены его права, гарантированные ст. 27 (ч. 2) Конституции РФ. Конституционный суд отметил, что сам по себе данный законодательный запрет не нарушает прав гражданина, которое гарантированы ему Конституцией РФ17.

Судебная практика исходит  из того, что граждане, в отношении которых состоялось иное решение, отличное от решения о призыве (направлении его на альтернативную гражданскую службу), не могут быть ограничены в праве выезда из Российской Федерации. Отсрочка от призыва на военную службу - это временное освобождение граждан от призыва на военную службу, осуществляемое решением призывной комиссии по основаниям и в порядке, установленным законодательством. Равным образом, временным, с точки зрения наличия к этому оснований, является и решение призывной комиссии об освобождении гражданина от призыва на военную службу. В данный период до момента прекращения действия отсрочки и освобождения от призыва гражданин не может быть ограничен в праве на выезд из РФ.18

3. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации является подозреваемым либо привлечен в качестве обвиняемого, - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда; Для признания гражданина подозреваемым или привлечения его в качестве обвиняемого определен специальный уголовно-процессуальный порядок, на который и ссылается комментируемая статья (см., например, гл. 23 УПК РФ). Необходимо отметить, что данный порядок ограничения возможен в случае вынесения решения суда по делу или вступления в законную силу приговора суда.

4. Осужден за совершение преступления, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания; Как отметил Конституционный Суд РФ, положение подпункта 4 данной статьи является частью преследующего самостоятельные цели законодательного регулирования отношений по поводу выезда из Российской Федерации - включая определение круга оснований, наличие которых требует для защиты конституционно охраняемых ценностей введения мер ограничительного характера, - и не направлено на установление каких-либо санкций, носящих дополнительный по отношению к уголовному наказанию характер19.

Такое ограничение  действует до отбытия (исполнения) наказания  или до освобождения от наказания. Ограничение  условно осужденных лиц в праве  на выезд за пределы Российской Федерации  представляет собой временную меру, преследующую цель обеспечить исполнение обвинительного приговора суда как конституционно значимого акта судебной власти.

За лицом, освобожденным  условно-досрочно, в течение всего  срока оставшейся не отбытой части  наказания сохраняется статус осужденного: за его поведением осуществляется контроль уполномоченным на то специализированным государственным органом, по представлению которого в случае нарушения осужденным общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или злостного уклонения осужденного от исполнения обязанностей, возложенных на него судом, суд может постановить об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся не отбытой части наказания. Как отметил Конституционный Суд РФ в вышеуказанном постановлении, условно-досрочное освобождение от отбывания наказания означает, что назначенное лицу наказание исполняется без изоляции от общества в ином уголовно-исполнительном режиме, что также предполагает в качестве обеспечительной меры временное ограничение такого лица в праве на выезд за пределы Российской Федерации.20

5. Уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

Такое ограничение  не является абсолютным, поскольку  действует только в течение сроков, максимальный предел которых установлен в том же Федеральном законе; более того, разрешение на выезд из Российской Федерации может быть дано и независимо от истечения этих сроков. Данное положение Закона было предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который отметил, что возможность временного ограничения права гражданина на выезд из Российской Федерации в случае уклонения от исполнения обязательств, наложенных на него судом, направлена на защиту конституционно значимых целей и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан21.

Полномочия  по временному ограничению на выезд  должника из Российской Федерации предоставлены  судебным приставам-исполнителям статьями 64 и 67 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Временные ограничения  на выезд должника из Российской Федерации  закреплены в ст. 67 указанного выше закона "Об исполнительном производстве". Так, при неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта или являющемся судебным актом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации. Судебный пристав-исполнитель вправе также вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации по заявлению взыскателя в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 30 указанного выше Закона "Об исполнительном производстве", если предъявленный взыскателем к исполнению исполнительный документ выдан на основании судебного акта или является судебным актом.

Из судебной практики наибольший интерес представляет определение Калининградского областного суда от 18 октября 2006 г. N 33-3567/2006, в котором наряду с уже устоявшейся судебной практикой имеется толкование нормы п. 5 ст. 15 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в части транзитного пересечения должником границы Калининградской области.

Судом установлено, что данная норма не содержит исключений в зависимости от расположения субъекта Российской Федерации, в котором  проживает должник, то есть выезд  гражданина из Калининградской области  в другие субъекты Российской Федерации может быть ограничен судебным приставом-исполнителем в случаях, предусмотренных законом.

Из буквального  содержания норм Закона об исполнительном производстве не следует, что применение указанного исполнительного действия допускается только при умышленном уклонении должника от исполнения требований, изложенных в исполнительном документе (принятию им мер к сокрытию этого имущества от взыскания)22.

На мой взгляд, не охватываются ограничениями, которые могут быть применены к гражданину на основании п. 5 ст. 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» требования об исполнении гражданином России своих обязанностей перед своими близкими родственниками, вытекающие из различных отраслей права, например Семейного. Не нашли отражения обязанности родителей, вытекающие из главы 12 «Права и обязанности родителей» Семейного Кодекса Российской Федерации или обязанности гражданина России, вытекающие из раздела V «Алиментные обязательства членов семьи» Семейного Кодекса, в случае если нет судебного спора или судебного решения.

6) сообщил о  себе заведомо ложные сведения  при оформлении документов для  выезда из Российской Федерации, - до решения вопроса в срок  не более одного месяца органом, оформляющим такие документы;

До принятия решения о выдаче гражданину паспорта, дипломатического паспорта, служебного паспорта МИД России территориальные  органы МИД России или загранучреждения МИД России, оформляющие паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, проводят проверку наличия обстоятельств, которые могут повлечь временное ограничение права гражданина на выезд из Российской Федерации.

В письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 31 августа 2007 г. N 0100/8935-07-32 "Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания" отмечалось, что надлежащее удостоверение личности гражданина (паспорт) является его обязанностью, а за надлежащее оформление визы, являющейся составной частью туристского продукта, отвечает туроператор.

Информация о работе Порядок выезда и въезда в Российскую Федерацию»