Практическое применение инструментов государственной поддержки малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть процесс государственной поддержки малого предпринимательства Челябинской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие малого бизнеса и его роль в рыночной экономике;
рассмотреть основные инструменты государственной поддержки малого бизнеса;
на примере Челябинской области проанализировать процесс поддержки малого бизнеса органами государственной власти и выявить проблемные вопросы;
- разработать рекомендации по совершенствованию государственной поддержки малого бизнеса.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы поддержки малого бизнеса в РФ 5
1.1 Сущность малого предпринимательства и его роль в рыночной экономике 5
1.2 Принципы и инструменты государственной поддержки малого бизнеса в РФ 12
Глава 2. Практическое применение инструментов государственной поддержки малого бизнеса 19
2.1 Система органов государственного регулирования малого бизнеса Челябинской области 19
2.2 Современное состояние малого бизнеса в Челябинской области 23
2.3 Деятельность органов государственной власти по поддержке малого бизнеса в Челябинской области 29
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 37

Файлы: 1 файл

488с Государственная политика малого бизнеса и ее практическая реализация в Челябинской %2.doc

— 302.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

Развитие малого предпринимательства  – это наименее затратный для  государства способ создания новых  рабочих мест, стимулирующий насыщение  рынка товарами и услугами, стабильная база налоговых поступлений. Поэтому  эффективная политика поддержки малого бизнеса является важным направлением повышения благосостояния населения, увеличение ВВП.

Актуальность работы обусловлена  тем, что ускоренное развитие малого и среднего предпринимательства  является принципиальным условием решения поставленных Президентом России В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию РФ задач по увеличению в ближайшие 10 лет валового внутреннего продукта в 2 раза и преодолению бедности. Поэтому политика поддержки малого бизнеса на сегодняшний день является приоритетным направлением деятельности всех органов государственной власти.

Объект исследования – органы государственной власти по поддержке малого бизнеса Челябинской области

Предмет работы – государственная политика в области поддержки малого предпринимательства.

Цель работы – рассмотреть процесс  государственной поддержки малого предпринимательства Челябинской области.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить понятие малого бизнеса и его роль в рыночной экономике;
  2. рассмотреть основные инструменты государственной поддержки малого бизнеса;
  3. на примере Челябинской области проанализировать процесс поддержки малого бизнеса органами государственной власти и выявить проблемные вопросы;
  4. - разработать рекомендации по совершенствованию государственной поддержки малого бизнеса.

При написании работы были использованы нормативно-правовые акты органов государственной  власти, регулирующие деятельность субъектов  малого предпринимательства.

Теоретические основы поддержки малого предпринимательства раскрываются при использовании учебных пособий по государственному управлению и государственному регулированию экономики, а также периодических изданий.

 

Глава 1. Теоретические основы поддержки  малого бизнеса в РФ

1.1 Сущность малого предпринимательства и его роль в рыночной экономике

 

Одним из направлений обеспечения  устойчивости экономического роста, многократно  подтвержденным мировой практикой, является развитие малого предпринимательства - наиболее мобильного, рискованного и  конкурентоспособного сегмента экономики любой страны. Малые хозяйственные структуры стали факторами экономического прогресса, социальной стабильности и политической консолидации, Малый бизнес стал феноменом XX столетия, он показал в условиях рыночной экономики свою устойчивую жизнеспособность и эффективность.

Рассматривая экономическую сущность малого предпринимательства можно выделить два ее аспекта.

Во-первых, малое предпринимательство - это особый сектор экономики, образуемый совокупностью малых товарных предприятий и выступающий в качестве специфической социально-экономической формы мелкого производства в условиях рынка. Малое предпринимательство существует объективно и развивается как некая целостность, как сектор экономики национального, регионального и местного масштабов.1

Во-вторых, малое предпринимательство  представляет собой особый тип деятельности, основанный на инициативной, инновационной, рисковой основе с целью получения  предпринимательского дохода.

Сам термин «малое предпринимательство» имеет универсальный характер. В научной, учебной литературе делались попытки дать определение понятию «малое предпринимательство». При этом некоторые авторы отождествляют «малое предпринимательство» и «малый бизнес», другие, напротив, пытаются дать разграничение этим понятиям. Анализ российского законодательства позволяет прийти к выводу, что более правильно определение «малое предпринимательство», а термин «малый бизнес» позаимствован из зарубежной лексики и есть не что иное, как синоним «малого предпринимательства».

Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»2 от 14 августа 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как «коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности • 100 человек, в строительстве - 100 человек, на транспорте - 100 человек, в сельском хозяйстве - 60 человек, в научно-технической сфере - 60 человек, в оптовой торговле - 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек».

В экономически развитых странах существуют иные подходы к определению субъектов малого предпринимательства.

Администрация по делам малого бизнеса  США относит к субъектам данного  сектора экономики те предприятия, которые находятся в независимом  владении и управлении, не занимают господствующего положения в отрасли, и нанимают не более 500 человек'.

При этом предприятия малого бизнеса  в зависимости от численности  работающих, В свою очередь, делятся  на три подгруппы (табл.1): наименьшие, малые и промежуточные (соответствуют понятию «средние предприятия»)3.

Таблица 1 - Классификация предприятий в США по числу работающих

Тип предприятия

Количество занятых, чел.

Наименьшие

1-25

Малые

26-100

Промежуточные

101-500

Крупные

501-1000

Крупнейшие

более 1000


 

Всеобщая конфедерация мелких и  средних предпринимателей Франции  считает мелкими и средними те предприятия, владелец которых имеет  в собственности большую часть  капитала, обеспечивает личное руководство  работниками и поддерживает с  ними постоянный и прямой контакт. Что касается количественных критериев, то во Франции к мелким предприятиям относят фирмы с числом занятых от 10 до 50 человек, а к средним - от 50 до 250 человек.

В Великобритании верхняя граница  числа занятых составляет для  мелких предприятий 24 человека, для средних - 200 человек3.

В Японии к малым принято относить предприятия, отвечающие требованиям, приведенным в таблице 2.

Таблица 2 - Критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства в Японии

Отрасль Экономики

Уставный капитал, млн.

Число занятых, чел.

Промышленность

100

300

Оптовая торговля

30

100

Розничная торговля

10

50


Подобная практика, когда критерий численности занятых варьируется  по отраслям, принята и во многих других странах. Если в оптовой и  розничной торговле, сфере услуг, финансовом и страховом бизнесе крупными считаются предприятия, на которых занято от 50 до 200 человек, то в обрабатывающей промышленности, особенно в ее новых отраслях, они средние.

Таким образом, при определении  субъектов малого предпринимательства в качестве основных критериев используются количественные показатели, характеризующие размеры предприятия. При этом, наиболее распространенным из них является численность занятых. Этот показатель в отличие от других используемых количественных параметров, таких как величина уставного капитала, величина активов, выручка от реализации и других, является легко определяемым и понимаемым, инфляционно устойчивым и сопоставимым.

В большинстве случаев количественные показатели дополняются теми или  иными качественными характеристиками. Среди них уже ранее упоминавшиеся требования независимости владения и управления, владения большей частью капитала предприятия, обеспечения личного руководства и поддержания прямого контакта с работниками. В тоже время, необходимость организации статистического наблюдения и сопоставимости субъектов малого предпринимательства в различных странах требует унификации критериев их отнесения к данному сектору экономики. В этой связи, во всех странах Европейского Сообщества с 1 января 1995 г. к малым предприятиям относятся те, в которых не превышаются следующие показатели:

- количество занятых работников  до 50 человек;

- годовой оборот менее 4 миллионов  ЕВРО;

- сумма баланса менее 2 миллионов  ЕВРО.

 

 

К средним предприятиям в Европейском Сообществе относят те, в которых;

- количество занятых работников  от 50 до 250 человек;

- годовой оборот менее 1 б  миллионов ЕВРО;

- сумма баланса менее 8 миллионов  ЕВРО.

Подход к малому предпринимательству, как сектору экономики, основан  на единстве двух сторон общественного производства: организационно-технической и социально-экономической4. Первая представлена производительными силами, т.е. совокупностью материально-вещественных элементов производства, рабочей силы и форм организации производства, а вторая - производственными отношениями, образующими общественную форму производства. При этом формы организации производства отражают (в соответствии со сложившимися уровнями кооперирования и разделения труда) способы и систему концентрации, централизации и специализации производства. Именно формы организации производства становятся объективной основой образования предприятий различных размеров.4

Размерная структура отрасли (экономики) по определению предполагает существование  предприятий различных размеров, в том числе мелких, образующих соответствующую размерную группу. Данную совокупность производственных ячеек небольшого масштаба (а именно таковыми являются мелкие предприятия) характеризует понятие «мелкое производство». Общественной формой мелкой производственной единицы в условиях рыночной экономики становится малое предприятие, ocновными чертами которого являются: обособленность (т.е. хозяйствование на свой страх и риск); специализация на каком-либо виде деятельности; реализация произведенных товаров (услуг) через куплю-продажу на рынке. Таким образом, речь идет непросто о малом, а малом товарном предприятии.

Социально-экономическая определенность малого предприятия дополняется  следующим обстоятельством: оно (малое  предприятие) может основываться на личном труде владельца и членов его семьи, использовании наемного труда в сочетании с производственно-управленческой деятельностью хозяина (его семьи).

Малое предпринимательство - особый сектор экономики, образуемый совокупностью малых предприятий и потому являющийся специфической общественной формой мелкого производства в условиях рынка.

Таким образом, мелкое производство как  особый размерный уклад характеризует  организационно-техническую сторону  производства (плоскость производительных сил), а малое предпринимательство относится к его социально-экономическому измерению и в этом конкретном смысле совпадает с понятием «малый бизнес». Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное  и равноправное сосуществование  и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности.5

Социальная роль. Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

Развитие малого предпринимательства  способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества6. Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.

Информация о работе Практическое применение инструментов государственной поддержки малого бизнеса