Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:18, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть процесс государственной поддержки малого предпринимательства Челябинской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие малого бизнеса и его роль в рыночной экономике;
рассмотреть основные инструменты государственной поддержки малого бизнеса;
на примере Челябинской области проанализировать процесс поддержки малого бизнеса органами государственной власти и выявить проблемные вопросы;
- разработать рекомендации по совершенствованию государственной поддержки малого бизнеса.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы поддержки малого бизнеса в РФ 5
1.1 Сущность малого предпринимательства и его роль в рыночной экономике 5
1.2 Принципы и инструменты государственной поддержки малого бизнеса в РФ 12
Глава 2. Практическое применение инструментов государственной поддержки малого бизнеса 19
2.1 Система органов государственного регулирования малого бизнеса Челябинской области 19
2.2 Современное состояние малого бизнеса в Челябинской области 23
2.3 Деятельность органов государственной власти по поддержке малого бизнеса в Челябинской области 29
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 37
Содержание
Развитие малого предпринимательства – это наименее затратный для государства способ создания новых рабочих мест, стимулирующий насыщение рынка товарами и услугами, стабильная база налоговых поступлений. Поэтому эффективная политика поддержки малого бизнеса является важным направлением повышения благосостояния населения, увеличение ВВП.
Актуальность работы обусловлена тем, что ускоренное развитие малого и среднего предпринимательства является принципиальным условием решения поставленных Президентом России В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию РФ задач по увеличению в ближайшие 10 лет валового внутреннего продукта в 2 раза и преодолению бедности. Поэтому политика поддержки малого бизнеса на сегодняшний день является приоритетным направлением деятельности всех органов государственной власти.
Объект исследования – органы государственной власти по поддержке малого бизнеса Челябинской области
Предмет работы – государственная политика в области поддержки малого предпринимательства.
Цель работы – рассмотреть процесс
государственной поддержки
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
При написании работы были использованы нормативно-правовые акты органов государственной власти, регулирующие деятельность субъектов малого предпринимательства.
Теоретические основы поддержки малого предпринимательства раскрываются при использовании учебных пособий по государственному управлению и государственному регулированию экономики, а также периодических изданий.
Одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого предпринимательства - наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны. Малые хозяйственные структуры стали факторами экономического прогресса, социальной стабильности и политической консолидации, Малый бизнес стал феноменом XX столетия, он показал в условиях рыночной экономики свою устойчивую жизнеспособность и эффективность.
Рассматривая экономическую
Во-первых, малое предпринимательство - это особый сектор экономики, образуемый совокупностью малых товарных предприятий и выступающий в качестве специфической социально-экономической формы мелкого производства в условиях рынка. Малое предпринимательство существует объективно и развивается как некая целостность, как сектор экономики национального, регионального и местного масштабов.1
Во-вторых, малое предпринимательство представляет собой особый тип деятельности, основанный на инициативной, инновационной, рисковой основе с целью получения предпринимательского дохода.
Сам термин «малое предпринимательство» имеет универсальный характер. В научной, учебной литературе делались попытки дать определение понятию «малое предпринимательство». При этом некоторые авторы отождествляют «малое предпринимательство» и «малый бизнес», другие, напротив, пытаются дать разграничение этим понятиям. Анализ российского законодательства позволяет прийти к выводу, что более правильно определение «малое предпринимательство», а термин «малый бизнес» позаимствован из зарубежной лексики и есть не что иное, как синоним «малого предпринимательства».
Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»2 от 14 августа 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как «коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности • 100 человек, в строительстве - 100 человек, на транспорте - 100 человек, в сельском хозяйстве - 60 человек, в научно-технической сфере - 60 человек, в оптовой торговле - 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек».
В экономически развитых странах существуют иные подходы к определению субъектов малого предпринимательства.
Администрация по делам малого бизнеса
США относит к субъектам
При этом предприятия малого бизнеса в зависимости от численности работающих, В свою очередь, делятся на три подгруппы (табл.1): наименьшие, малые и промежуточные (соответствуют понятию «средние предприятия»)3.
Таблица 1 - Классификация предприятий в США по числу работающих
Тип предприятия |
Количество занятых, чел. |
Наименьшие |
1-25 |
Малые |
26-100 |
Промежуточные |
101-500 |
Крупные |
501-1000 |
Крупнейшие |
более 1000 |
Всеобщая конфедерация мелких и средних предпринимателей Франции считает мелкими и средними те предприятия, владелец которых имеет в собственности большую часть капитала, обеспечивает личное руководство работниками и поддерживает с ними постоянный и прямой контакт. Что касается количественных критериев, то во Франции к мелким предприятиям относят фирмы с числом занятых от 10 до 50 человек, а к средним - от 50 до 250 человек.
В Великобритании верхняя граница числа занятых составляет для мелких предприятий 24 человека, для средних - 200 человек3.
В Японии к малым принято относить предприятия, отвечающие требованиям, приведенным в таблице 2.
Таблица 2 - Критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства в Японии
Отрасль Экономики |
Уставный капитал, млн. |
Число занятых, чел. |
Промышленность |
100 |
300 |
Оптовая торговля |
30 |
100 |
Розничная торговля |
10 |
50 |
Подобная практика, когда критерий
численности занятых
Таким образом, при определении субъектов малого предпринимательства в качестве основных критериев используются количественные показатели, характеризующие размеры предприятия. При этом, наиболее распространенным из них является численность занятых. Этот показатель в отличие от других используемых количественных параметров, таких как величина уставного капитала, величина активов, выручка от реализации и других, является легко определяемым и понимаемым, инфляционно устойчивым и сопоставимым.
В большинстве случаев
- количество занятых работников до 50 человек;
- годовой оборот менее 4 миллионов ЕВРО;
- сумма баланса менее 2 миллионов ЕВРО.
К средним предприятиям в Европейском Сообществе относят те, в которых;
- количество занятых работников от 50 до 250 человек;
- годовой оборот менее 1 б миллионов ЕВРО;
- сумма баланса менее 8 миллионов ЕВРО.
Подход к малому предпринимательству, как сектору экономики, основан на единстве двух сторон общественного производства: организационно-технической и социально-экономической4. Первая представлена производительными силами, т.е. совокупностью материально-вещественных элементов производства, рабочей силы и форм организации производства, а вторая - производственными отношениями, образующими общественную форму производства. При этом формы организации производства отражают (в соответствии со сложившимися уровнями кооперирования и разделения труда) способы и систему концентрации, централизации и специализации производства. Именно формы организации производства становятся объективной основой образования предприятий различных размеров.4
Размерная структура отрасли (экономики)
по определению предполагает существование
предприятий различных размеров
Социально-экономическая
Малое предпринимательство - особый сектор экономики, образуемый совокупностью малых предприятий и потому являющийся специфической общественной формой мелкого производства в условиях рынка.
Таким образом, мелкое производство как
особый размерный уклад характеризует
организационно-техническую
Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности.5
Социальная роль. Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.
Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества6. Также следует отметить, что занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.
Информация о работе Практическое применение инструментов государственной поддержки малого бизнеса