Практическое применение инструментов государственной поддержки малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть процесс государственной поддержки малого предпринимательства Челябинской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие малого бизнеса и его роль в рыночной экономике;
рассмотреть основные инструменты государственной поддержки малого бизнеса;
на примере Челябинской области проанализировать процесс поддержки малого бизнеса органами государственной власти и выявить проблемные вопросы;
- разработать рекомендации по совершенствованию государственной поддержки малого бизнеса.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы поддержки малого бизнеса в РФ 5
1.1 Сущность малого предпринимательства и его роль в рыночной экономике 5
1.2 Принципы и инструменты государственной поддержки малого бизнеса в РФ 12
Глава 2. Практическое применение инструментов государственной поддержки малого бизнеса 19
2.1 Система органов государственного регулирования малого бизнеса Челябинской области 19
2.2 Современное состояние малого бизнеса в Челябинской области 23
2.3 Деятельность органов государственной власти по поддержке малого бизнеса в Челябинской области 29
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 37

Файлы: 1 файл

488с Государственная политика малого бизнеса и ее практическая реализация в Челябинской %2.doc

— 302.00 Кб (Скачать файл)

Сектор малого предпринимательства  способен создавать новые рабочие  места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству.

 

Таким образом, малый бизнес выступает важной частью функционирования и социально-экономического развития территории. Он создает рабочие места, разрабатывает и внедряет новые технологии, максимально учитывает местные условия, проникает в выгодные для крупных предприятий сферы, дает значительную часть регионального и местного валового продукта. Благодаря малому управленческому персоналу простым организационным формам он обладает гибкостью к изменениям внешней среды, мобильностью управления, быстрой реакцией на требования потребителей. Но его развитие сопряжено с рядом трудностей: ограниченность ресурсов, большая зависимость от рыночной конъюнктуры, слабые кредитные возможности, подчинение целям крупных предприятий, большая длительность рабочей недели, слабая социальная защищенность работающих. Кроме того, для создания малого предприятия необходимо наличие оригинальной идеи, перспектив сбыта, профессиональной команды, возможности получения начальных инвестиций.

1.2 Принципы и инструменты государственной поддержки малого бизнеса в РФ

 

Система государственной поддержки  малого бизнеса представляет собой совокупность механизмов и инструментов государственного управления, к которым относится нормативно-правовое, административное, экономическое регулирование. Наиболее важным инструментом государства, при помощи которого оно регулирует деятельность малого предпринимательства, является издание правовых актов. Они имеются на всех трех уровнях управления: федеральном, региональном и местном. Рассмотрим более подробно каждый из них.

Вопрос о правовых основах государственного регулирования малого бизнеса не может быть раскрыт без характеристики содержания принципов осуществления государственного регулирования предпринимательства. Принципы государственного регулирования предпринимательства представляют собой основополагающие идеи, закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и функционирует механизм российской государственности в сфере предпринимательства. Эти принципы являются частью объективно существующих общих принципов управления государством, которые закрепляются в действующем законодательстве и используются в процессе управления страной7.

Принцип законности - всеобъемлющий  правовой принцип. Он распространяется на все формы правового регулирования, адресован всем субъектам права. Главное в содержании этого принципа - требование строжайшего соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установленном законом порядке. Достаточное количество качественных правовых норм, наряду с высоким уровнем их исполнения всеми субъектами правоотношений, является основой для обеспечения режима законности деятельности хозяйствующих субъектов. Принцип законности - основа функционирования как государства в целом, так и предпринимательской деятельности в частности.8

Принцип целесообразности государственного регулирования предпринимательства заключается в том, что оно должно использоваться только тогда, когда с его помощью те или иные проблемы в развитии предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия его применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного эффекта. Целью применения государственного регулирования является создание препятствий нарушениям правовых норм.

Содержание мер государственного регулирования подчинено принципу справедливости. Справедливость относится  к числу общих принципов права, является руководящим началом правового  регулирования. Справедливость государственного регулирования обеспечивается тем, что нормы права закрепляют равенство субъектов хозяйствования перед законом, и выражается в соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в их соразмерности.

Следующий принцип государственного регулирования предпринимательства - взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов. При этом основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательской деятельности юридически признается государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Государство должно обеспечивать не только безопасность каждого человека, но и давать гарантии в обеспечении безопасности предпринимательской деятельности.

Правовые нормы регулирования  и поддержки малого бизнеса на уровне Федерации содержатся в Конституции, Гражданском кодексе, федеральных законах, Постановлениях Правительства Российской Федерации, концепциях, программах и т.д. Рассмотрим систему федеральных нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми осуществляется поддержка малого бизнеса.

Так, по Конституции РФ каждый имеет  право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.9

По гражданскому законодательству предпринимательская деятельность (предпринимательство) - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Субъектами предпринимательской деятельности в РФ могут быть не ограниченные в своей дееспособности граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, а также российские и иностранные юридические лица. 10

Первым серьезным нормативным  актом по поддержке малого предпринимательства является Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»11 от 14 июня 1995 года. Данный закон определяет основы деятельности малого бизнеса и его государственной поддержки. В нем определяется понятие субъектов малого предпринимательства, направления государственной поддержки. Этим законом заложены правовые основы деятельности малого бизнеса. Кроме этого, регулирование деятельности малого бизнеса осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами о регистрации, лицензировании и проверках. Важным нормативно-правовым актом является и Программа социально-экономического развития Российской Федерации на 2006-2008 годы. В данном документе определены основные цели и задачи государственной политики в области поддержки малого бизнеса.

Несмотря на то, что законодательно поддержка малого бизнеса регулируется различными нормативно-правовыми актами существует, ряд проблем, решение которых лежит на органах государственной власти.

В 2005 году появились трудности правового  характера, которые связаны с отменой ряда статей Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства Российской Федерации. В результате субъекты Российской Федерации утратили право на осуществление дополнительных, не предусмотренных федеральным законодательством мер, по поддержке малого предпринимательства за счет собственных средств.

Кроме этого сдерживает организацию системы поддержки на местах и Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»12, который не включил в вопросы местного значения развитие малого предпринимательства. Кодекс об административных правонарушениях13 узаконил права 62 организаций на осуществление контрольных мероприятий в отношении субъектов предпринимательской деятельности. В результате внесения изменений в федеральное законодательство с 1 января 2005 года субъекты Российской Федерации ограничены в участии в выработке и реализации государственной научно-технической политики.

В настоящее время вопросы налогообложения  и налогового администрирования малых и средних предприятий являются наиболее острыми в сфере бизнеса. Субъекты малого предпринимательства применяют такие налоговые режимы, как упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Во многом данные режимы налогообложения упрощают налоговое администрирование. По мнению многих предпринимателей, значительное налоговое бремя и нестабильность налогового законодательства являются основным фактором, сдерживающим развитие малого бизнеса.

Помимо выше перечисленных проблем, существуют проблемы так называемых административных барьеров. Важным направлением поддержки малого бизнеса является сокращение административного вмешательства в экономику. Деятельность хозяйствующих субъектов на рынке связана с необходимостью получения в различных органах исполнительной власти и местного самоуправления тех или иных разрешительных и согласующих документов. Во многих случаях при этом для них создаются необоснованные препятствия. Таким образом, действия и акты органов власти рассматриваются как административные барьеры.

Основной толчок для устранения административных барьеров дал Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 1998 года № 790 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства»

В 2001 году Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации была разработана программа по дебюрократизации экономики, включающая в себя принятие ряда нормативно-правовых актов:

  1. Федеральный закон № 134-ФЗ от 8 августа 2001 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора»14;
  2. Федеральный закон от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности»15;
  3. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» - упростил регистрацию юридических лиц, ввел уведомительный характер регистрации по системе «одно окно»;
  4. изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, которые отменили уголовную ответственность за ложную рекламу и введение потребителей в заблуждение;
  5. разработан проект Федерального закона «О саморегулируемых организациях».

Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 134 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора» установил принципы контроля, которыми являются презумпция добросовестности, открытость и доступность контрольного законодательства (ранее контрольные органы изначально пытались найти какое-либо нарушение и наложить штраф).

Важными принципами являются периодичность, оперативность и учет мероприятий  по контролю. В рамках этих принципов  каждый предприниматель может проверяться органами контроля и надзора не более 1 раза в два года, если это плановые проверки. При планируемой внеплановой проверке предприниматель предварительно предупреждается.

Также введен принцип невзимания денег  с предпринимателя за контрольные мероприятия. Кроме того, контрольные мероприятия проводятся при наличии приказа и состава инспекции минимум из трех человек.16 При этом контрольные мероприятия проводятся в присутствии предпринимателя или его уполномоченного лица. Таким образом, данные законодательные нормы снижают административные барьеры и дают возможность предпринимателю не приостанавливать свою деятельность и не нести, следовательно, убытки.

Таким образом, государственная поддержка  малого бизнеса является приоритетным направлением, как в Российской Федерации. Основными инструментами, которыми обладают органы государственной власти федерального и регионального уровня, являются нормативно-правовые акты, специальные органы власти, экономические инструменты регулирования, информационные.

 

Глава 2. Практическое применение инструментов государственной поддержки малого бизнеса

2.1 Система органов государственного регулирования малого бизнеса Челябинской области

 

Создание специальных органов, деятельность которых направлена на сферу малого бизнеса является важнейшим инструментом государственной поддержки малого бизнеса. На уровне Российской Федерации данные вопросы решает Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов, Налоговая служба и др.

Органом, осуществляющим нормативное  регулирование малого предпринимательства  является Законодательное Собрание области.

Законодательное Собрание Челябинской области:

1) принимает законы и иные  нормативные правовые акты по  вопросам развития малого и  среднего предпринимательства, формирования  и обеспечения деятельности инфраструктуры  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства; 

2) осуществляет контроль за исполнением областного бюджета в области развития малого и среднего предпринимательства;

3) ежегодно рассматривает информацию  о финансовых, экономических и  иных показателях развития малого  и среднего предпринимательства,  эффективности применения мер по его развитию, а также прогноз развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области;

4) взаимодействует с координационными  органами в области развития  малого и среднего предпринимательства. 

Информация о работе Практическое применение инструментов государственной поддержки малого бизнеса