Практическое применение инструментов государственной поддержки малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть процесс государственной поддержки малого предпринимательства Челябинской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие малого бизнеса и его роль в рыночной экономике;
рассмотреть основные инструменты государственной поддержки малого бизнеса;
на примере Челябинской области проанализировать процесс поддержки малого бизнеса органами государственной власти и выявить проблемные вопросы;
- разработать рекомендации по совершенствованию государственной поддержки малого бизнеса.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы поддержки малого бизнеса в РФ 5
1.1 Сущность малого предпринимательства и его роль в рыночной экономике 5
1.2 Принципы и инструменты государственной поддержки малого бизнеса в РФ 12
Глава 2. Практическое применение инструментов государственной поддержки малого бизнеса 19
2.1 Система органов государственного регулирования малого бизнеса Челябинской области 19
2.2 Современное состояние малого бизнеса в Челябинской области 23
2.3 Деятельность органов государственной власти по поддержке малого бизнеса в Челябинской области 29
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 37

Файлы: 1 файл

488с Государственная политика малого бизнеса и ее практическая реализация в Челябинской %2.doc

— 302.00 Кб (Скачать файл)

Исполнительным органом, осуществляющим деятельность по поддержке малого бизнеса является Правительство Челябинской области. Ее основные функции:

1) принимает нормативные правовые  акты по вопросам развития  малого и среднего предпринимательства,  формирования и обеспечения деятельности  инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

2) создает координационные органы  в области развития малого  и среднего предпринимательства; 

3) осуществляет финансирование научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  по проблемам развития малого и среднего предпринимательства;

4) сотрудничает с международными  организациями и административно-территориальными  образованиями иностранных государств  по вопросам развития малого  и среднего предпринимательства; 

5) обеспечивает реализацию областных целевых и межмуниципальных программ;

6) осуществляет поддержку муниципальных  программ развития малого и  среднего предпринимательства; 

7) взаимодействует с некоммерческими  организациями, выражающими интересы  субъектов малого и среднего  предпринимательства;

8) осуществляет иные полномочия  в соответствии с законодательством  Российской Федерации и Челябинской  области. 

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Челябинской области по вопросам развития малого и среднего предпринимательства (далее - уполномоченный орган) – Министерство экономического развития:

1) участвует в осуществлении государственной  политики в сфере развития  малого и среднего предпринимательства; 

2) разрабатывает и реализует областные  целевые и межмуниципальные программы;

3) содействует деятельности некоммерческих  организаций, выражающих интересы  субъектов малого и среднего  предпринимательства, и структурных  подразделений указанных организаций; 

4) содействует развитию межрегионального  сотрудничества субъектов малого  и среднего предпринимательства; 

5) ведет реестр субъектов малого  и среднего предпринимательства  в Челябинской области - получателей  поддержки за счет средств  областного бюджета; 

6) осуществляет пропаганду и популяризацию предпринимательской деятельности;

7) проводит анализ финансовых, экономических,  социальных и иных показателей  развития малого и среднего  предпринимательства и эффективности  применения мер по его развитию, подготавливает прогноз развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области;

8) участвует в формировании инфраструктуры  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства и  обеспечении ее деятельности;

9) осуществляет методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований Челябинской области;

10) осуществляет иные полномочия  в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

В Челябинской области, к исполнительным органам, осуществляющим деятельность по поддержке малого бизнеса относятся Министерство экономического развития, Министерство финансов, Министерство промышленности и природных ресурсов, Министерство образования  и науки и др.

 

 

 

Перечень  федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзор на территории Челябинской области:

1. Территориальное управление Федеральной  службы по надзору в сфере  защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Челябинской области

2. Главное Управление внутренних  дел по Челябинской области 

3. Главное Управление Министерства  РФ по делам гражданской обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации  последствий стихийных бедствий по Челябинской области

4. Управление Федеральной антимонопольной  службы по Челябинской области 

5. Государственная инспекция по  труду Федеральной службы по  труду и занятости 

6. Управление Федеральной службы  по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Челябинской области

7. Управление Федеральной службы  по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской  области 

8. Государственная жилищная инспекция  Челябинской области 

9. ГУ «Федеральный лицензионный центр при Госстрое России» Челябинский филиал Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству

10. Управление Федерального агентства  кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимости) по Челябинской  области 

11. Уральское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по технологическому регулированию и метрологии (Ростехрегулирования)

12. Управление по технологическому  и экологическому надзору Федеральной  службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) по Челябинской области

13. Управление Федеральной службы  по надзору в сфере транспорта  по Челябинской области 

14. Территориальное управление  Федеральной службы по надзору  в сфере здравоохранения и  социального развития (Росздравнадзора) по Челябинской области

15. Управление Федеральной службы  по надзору в сфере связи  по Челябинской области 

16. Управление по Челябинской  области Федеральной службы по  контролю за оборотом наркотиков 

17. Управление Федеральной миграционной службы по Челябинской области

Перечень органов исполнительной власти Челябинской области, уполномоченных осуществлять государственный контроль и надзор:

1. Министерство сельского хозяйства  Челябинской области 

2. Министерство строительства,  инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области

3. Министерство по радиационной  и экологической безопасности  Челябинской области 

4. Главное управление лесами  Челябинской области 

5. Государственный комитет «Единый  тарифный орган» Челябинской  области 

6. Министерство экономического развития Челябинской области

7. Министерство образования Челябинской  области 

2.2 Современное состояние малого бизнеса в Челябинской области

 

Состояние малого бизнеса  в Челябинской области характеризуется  следующими данными. На 1 января 2008 года численность занятых в сфере малого предпринимательства составила 584,4 тысячи человек (34,4 процента от общей численности экономически активного населения Челябинской области), увеличившись по сравнению с 2010 годом на 9,2 процента. Только на малых предприятиях среднесписочная численность занятых увеличилась на 14,5 тысячи человек и составила 167,9 тысячи человек.

Характерной чертой малого бизнеса является активное привлечение  работников на условиях совместительства, договоров гражданско-правового характера. На условиях вторичной занятости, на малых предприятиях работают 20,7 тысячи человек. В среднем на одном предприятии малого бизнеса работают 7 человек. Наиболее крупными по числу работающих на таких предприятиях стали предприятия обрабатывающих производств (11 человек в расчете на одно предприятие), строительной отрасли и сферы образования (9 человек), предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (8 человек).

Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий в последние годы имела тенденцию к росту. По сравнению с 2010 годом заработная плата работников таких предприятий увеличилась на 76,9 процента (по полному кругу предприятий - 56,6 процента) и составила 9,1 тыс. рублей. Это говорит о тенденции ухода работодателей от "серых" схем в оплате труда.

Выше чем в целом  по кругу малых предприятий оплачивался  труд работников в сфере науки  и инноваций - 26,5 тыс. рублей, финансовой сфере - 13,4 тыс. рублей, на предприятиях, добывающих полезные ископаемые, - 11,0 тыс. рублей, на предприятиях строительства - более 10 тыс. рублей.

С каждым годом растет и вклад малого бизнеса в валовой  региональный продукт Челябинской  области. По итогам 2012 года он составил 24,2 процента, в то время как в 2010 году показатель не превышал 17,0 процента.

Оборот малых предприятий  с 2010 года увеличился на 60,6 процента (в действующих ценах) и составил в 2012 году 321,4 млрд. рублей (четвертую часть от общего оборота организаций Челябинской области). Наибольший вклад в формирование оборота организаций вносят малые предприятия в сфере торговли, обрабатывающего производства, строительства, операций с недвижимым имуществом.

С 2010 года по 2012 год доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет Челябинской области выросла с 10,0 процентов до 12,7 процента. Инвестиции в основной капитал малых предприятий в 2012 году составили 7,8 млрд. рублей, что в 2,2 раза больше, чем в 2010 году. Удельный вес малых предприятий в общем объеме инвестиций Челябинской области составил 6,4 процента, что выше уровня 2010 года (4,9 процента).

Изменилась и структура  инвестиций в основной капитал организаций. Существенный вклад в инвестиционную деятельность малых предприятий  вносят организации, занимающиеся строительством (49,0 процентов), операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (20,8 процента), промышленные предприятия (15,5 процента).

За семь лет с 2000 года объем налоговых поступлений  в консолидированный бюджет области этой сферы экономики вырос в 4 раза и составил 13,7%. Если в 2000 году в малом предпринимательстве Южного Урала был занят каждый пятый работающий, то в 2012 году – уже каждый третий. Сегодня в сфере торговли малыми предприятиями и предпринимателями, несмотря на жесткую конкуренцию со стороны общероссийских торговых сетей, осуществляется 70 процентов розничного торгового оборота Челябинской области.

Малый бизнес стал серьезным  игроком на рынке пассажирских перевозок, рынке недвижимости, в сфере туризма и отдыха, в малоэтажном строительстве. В то же время базовым сегментом малого предпринимательства остается реальное производство.

Несмотря на положительные  тенденции развития предпринимательства  в Челябинской области, наблюдаются  и негативные явления, такие как:

1) несовершенство правовых  актов органов местного самоуправления, регулирующих деятельность субъектов  малого и среднего предпринимательства; 

2) недостаток финансовых  и инвестиционных ресурсов, в  том числе собственного капитала  и оборотных средств предприятий;

3) недостаток производственных  площадей;

4) высокая стоимость  подключения хозяйствующих субъектов  к ресурсам естественных и  локальных монополий;

5) дефицит квалифицированных  кадров, недостаточный уровень профессиональной  подготовки кадров;

6) отсутствие системы  комплексного сопровождения начинающих  предпринимателей;

7) низкий уровень социальной  ответственности работодателей.

Следует особо отметить, что с 2013 года реализуется уже пятая областная целевая программа развития малого и среднего предпринимательства, рассчитанная на 2013-2011 годы, с общим объемом финансирования из средств областного бюджета более 200 млн. рублей.

Для развития малого инновационного предпринимательства и внедрения  перспективных научных разработок в промышленное производство властью области создан инновационный бизнес-инкубатор. В пользование начинающим предпринимателям будет предоставлено 29 офисных помещений с 120 рабочими местами. Из областного бюджета на его создание выделено 15 млн. рублей.

Современную ситуацию (в I полугодие 2013 года) в данной сфере отражают данные количества малых предприятий и их распределение по видам экономической деятельности (таблица 3).

Таблица 3 - Число малых предприятий и их распределение по видам экономической деятельности за I полугодие 2013 года

 Вид экономической деятельности

Единиц

Сельское хозяйство, охота и  лесное хозяйство 

107

Рыболовство, рыбоводство 

3

Добыча полезных ископаемых

27

Обрабатывающие производства

703

Производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

55

Строительство

617

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов  личного пользования 

1 382

Гостиницы и рестораны 

121

Транспорт и связь 

207

Финансовая деятельность

12

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг,

811

в том числе:

научные исследования и разработки

30

Образование

2

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 

38

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 

115

Всего

4 200


 

Как видно из таблицы 3 наиболее популярными сферами деятельности среди предпринимателей области являются оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, операции с недвижимым имуществом.

Информация о работе Практическое применение инструментов государственной поддержки малого бизнеса