Практическое применение инструментов государственной поддержки малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть процесс государственной поддержки малого предпринимательства Челябинской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие малого бизнеса и его роль в рыночной экономике;
рассмотреть основные инструменты государственной поддержки малого бизнеса;
на примере Челябинской области проанализировать процесс поддержки малого бизнеса органами государственной власти и выявить проблемные вопросы;
- разработать рекомендации по совершенствованию государственной поддержки малого бизнеса.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы поддержки малого бизнеса в РФ 5
1.1 Сущность малого предпринимательства и его роль в рыночной экономике 5
1.2 Принципы и инструменты государственной поддержки малого бизнеса в РФ 12
Глава 2. Практическое применение инструментов государственной поддержки малого бизнеса 19
2.1 Система органов государственного регулирования малого бизнеса Челябинской области 19
2.2 Современное состояние малого бизнеса в Челябинской области 23
2.3 Деятельность органов государственной власти по поддержке малого бизнеса в Челябинской области 29
Заключение 35
Список использованных источников и литературы 37

Файлы: 1 файл

488с Государственная политика малого бизнеса и ее практическая реализация в Челябинской %2.doc

— 302.00 Кб (Скачать файл)

Необходимость поддержки  субъектов малого и среднего предпринимательства  связана также с компенсацией неравных условий, в которых они  находятся по сравнению с крупными предприятиями. Развитие предпринимательства, особенно в сфере производства и инновационной деятельности, имея значительный потенциал, осуществляется лишь при условии целенаправленного содействия со стороны всех организаций, образующих инфраструктуру поддержки предпринимательства.

Представление о масштабах  деятельности малых предприятий может дать показатель оборота их деятельности. В таблице 4 представлен оборот по малым предприятиям за I полугодие 2013 года.

Таблица 4 - Оборот по малым предприятиям за I полугодие 2013 года (в действующих ценах)

Вид экономической деятельности

тыс. рублей

Сельское хозяйство, охота и  лесное хозяйство 

537 001,5

Рыболовство, рыбоводство 

32 588,9

Добыча полезных ископаемых

272 942,3

Обрабатывающие производства

8 670 357,2

Производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

533 106,4

Строительство

6 192 195,3

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов  личного пользования 

50 709 282,6

Гостиницы и рестораны 

846 268,1

Транспорт и связь 

127366923 0

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг,

9 220 194,6

в том числе:

научные исследования и разработки

637 026,0

Образование

19708 7

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 

343 649,2

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

689 573,3

Всего

79 785 791,0


 

Из таблицы 4 видно, что самые популярные сферы деятельности обладают наибольшим объемом оборотных средств, что также работает на их популярность.

Необходимо кардинально  повысить уровень внедрения инноваций через реализацию специальных инвестиционных программ; предоставление субсидий и грантов малым инновационным предприятиям на «посевной стадии», то есть  на НИОКР, сертификацию, патентование, защиту и оценку интеллектуальной собственности; развитие инфраструктуры поддержки инноваций и производства (технопарки, промышленно-внедренческие зоны, центры коллективного пользования лабораторным и иным дорогостоящим оборудованием).

Эффективная поддержка  малых инновационных предприятий, имеющих потенциал «взрывного» роста, способных к глобальной конкуренции в сфере высоких технологий, будет иметь  мультипликативный эффект для экономики всей области и способствовать её переходу от сырьевой к инновационной структуре. Следует отметить, что в Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года развитие предпринимательства определено «точкой роста» экономики Челябинской области, что обусловлено высокой значимостью малого и среднего бизнеса в решении социальных и экономических задач.

По данным статистики и налоговой службы за 2013 год количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Челябинской области увеличилось на 5,8% и составило на начало 2010 года 137,4 тыс. единиц.

Средняя численность  занятых в малом бизнесе за 2013 год по оценке увеличилась на 4% и на начало 2010 года составила 616,2 тыс. человек (37,1% от занятых в экономике области).

Ежегодно увеличивается  вклад малого бизнеса в ВРП  Челябинской области. Сегодня более  четверти валового регионального продукта приходится на предприятия малого бизнеса, если в 2010 году вклад субъектов малого предпринимательства в ВРП области составил 16,5%, то в 2013 году (оценка) – 25,9%.

Каждый шестой рубль, поступающий в доход консолидированного бюджета региона, приносят субъекты малого предпринимательства.

Несмотря на уровень  своего развития, малый бизнес области  нуждается в эффективной государственной  поддержке.

Малый бизнес области  неоднороден как по видам экономической  деятельности, так и по уровню своего развития и, следовательно, нуждается в различных механизмах финансовой поддержки, позволяющих наиболее эффективно достигать цели развития малого предпринимательства.

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным  условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке.

2.3 Деятельность органов  государственной власти по поддержке  малого бизнеса в Челябинской  области

Власти области выделили для себя пять приоритетных направлений поддержки малого бизнеса на ближайшие два года. Именно в этих направлениях и в 2013-м году вело работу Минэкономразвития области.

С целью сокращения административных барьеров, еще до вступления в силу Федерального закона, распоряжением Губернатора были приостановлены плановые проверки предпринимателей, а внеплановые проводились по согласованию с Прокуратурой (Распоряжение Губернатора области № 100-р от 18.02.2013 г. «Об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территории Челябинской области», предусматривающее приостановление проверок малого бизнеса).

 

Рис. 1. Основные антикризисные направления поддержки малого бизнеса в Челябинской области

 

Наряду с увеличением  количества ранее действующих элементов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, создан областной гарантийный фонд. И уже выданы гарантии на получение 144 млн. рублей кредитов.

Для уменьшения налоговой  нагрузки на предпринимателей приняты  областные законы: по снижению ставки налога для работающих на «упрощенке» с 15% до 10%; по введению патента для индивидуальных предпринимателей по 69 видам деятельности.

Работу Минэкономразвития  характеризуют данные об объемах  финансовой поддержки малого бизнеса  области в 2013 году (табл. 5).

 

 

 

Таблица 5 - Объемы финансирования основных направлений поддержки малого бизнеса области в 2013 году

Направления

Областной бюджет

Федеральный бюджет

Итого

Кол-во СМСП – получателей  поддержки в 2013 г., ед.

тыс. рублей

Предоставление субсидий/грантов:

- софинансирование  муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства

34 500,0  
(24 500,0 – местный бюджет)

15 000, 0

25 000,0

504

(217)

- начинающим  предпринимателям на создание собственного дела

4 700,0

17 300,0

22 000,0

98

- СМСП на уплату процентов по кредитам и лизинговых платежей

13 500,0

36 200,0

49 700,0

167

- субъектам  молодежного предпринимательства на реализацию предпринимательских проектов

2 000,0

4 000,0

6 000,0

46

ИТОГО:

54 700,0

(24 500,0 – местный бюджет)

72 500,0

102 700,0

815

(217)


 

В области государственного регулирования и поддержки российского  предпринимательства до сих пор  акцент делался на малое предпринимательство, и происходили постоянные изменения  всей конструкции государственных  органов, участвующих в выработке и осуществлении политики на федеральном уровне в отношении малого предпринимательства.

В 2013 году был создан Фонд содействия кредитованию малого предпринимательства Челябинской области (имущественный взнос – 278,4 млн. рублей). Итоги работы в этом направлении представлены в таблице 6.

 

 

 

 

Таблица 6 - Финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства в 2013 г.

Направления

Областной бюджет

Федеральный бюджет

Итого

Кол-во СМСП – получателей  поддержки в 2013 г., ед.

тыс. рублей

Фонд содействия кредитованию малого предпринимательства области

40 530,0

237 912,6

278 442,6

36

На создание и развитие бизнес-инкубатора

8 143,4

7 674,7

15 818,1

47

ИТОГО:

48 673,4

245 587,3

294 260,7

83


 

Некоммерческая организация  «Фонд содействия кредитованию малого предпринимательства Челябинской области» создана на основании постановления Правительства Челябинской области от 16.03.2013 г. № 56-П и осуществляет свою деятельность на основании Конституции и Гражданского кодекса Российской Федерации. Учредителем Фонда является Челябинская область в лице Министерства экономического развития Челябинской области.

Основной целью Фонда  является развитие системы кредитования малого предпринимательства на территории Челябинской области. Основным видом  деятельности Фонда является предоставление субъектам малого предпринимательства Челябинской области поручительств по кредитам, предоставляемым коммерческими банками.

Серьезным препятствием в становлении и развитии предпринимательской  деятельности является сложность в  получении кредитов, нежелание коммерческих банков кредитовать малый бизнес.

Именно административным препятствиям в становлении новых  предпринимательских структур необходимо уделить особое внимание, поскольку  их устранение не требует значительных затрат и полностью зависит от реальных целей государственной политики, совершенства законодательной базы регулирования предпринимательской деятельности и уровня правовой культуры.

В настоящее время  действует Областная целевая  Программа развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2013-2015 годы. Цель программы - обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области.

Задачи программы: обеспечение  занятости населения и развитие самозанятости; повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, оказание им содействия в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг) и результатов интеллектуальной деятельности на рынок; качественное изменение отраслевой структуры субъектов малого предпринимательства; развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; выравнивание условий для развития малого и среднего предпринимательства в городских округах и муниципальных районах Челябинской области; развитие форм финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; повышение прозрачности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таблица 7 - Объемы финансирования Программы развития малого бизнеса в Челябинской области

№п/п

Направление мероприятия

Объем финансирования, тыс. рублей

2013 год

2014 год

2015 год

Всего

1

Совершенствование законодательства в сфере регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства  и устранение административных барьеров в сфере развития предпринимательства

-

-

-

-

2

Содействие развитию малого и среднего предпринимательства на муниципальном  уровне

11600,0

14600,0

17600,0

43800,0

3

Финансовая поддержка субъектов  малого и среднего предпринимательства 

21800,0

24600,0

22500,0

68900,0

4

Поддержка и развитие начинающих предпринимателей, молодежного предпринимательства 

25400,0

25900,0

26400,0

77700,0

5

Развитие женского и семейного  предпринимательства 

10300,0

11000,0

11500,0

32800,0

6

Поддержка и развитие народных художественных промыслов и ремесленной деятельности

4000,0

4000,0

4000,0

12000,0

7

Совершенствование механизмов использования  областного и муниципального имущества  для развития малого и среднего предпринимательства 

200,0

-

100,0

300,0

8

Информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности

4700,0

5900,0

5900,0

16500,0

9

Подготовка, переподготовка и повышение  квалификации кадров для малого и  среднего предпринимательства 

2000,0

2000,0

2000,0

6000,0

 

 

Всего

80000,0

88000,0

90000,0

258000,0


 

Таким образом, наибольшие объемы финансирования приходятся на 2015 год, именно в это время будут реализованы самые сложные и затратные мероприятия программы.

Можно отметить, что без  активизации развития малого бизнеса невозможны: дальнейший рост крупной промышленности; подъем уровня экономической активности и диверсификации экономики, облегчение перемещения ресурсов с убыточных секторов экономики; формирование инвестиционной привлекательности регионов и территорий, внедрение инновационных технологий и развитие наукоемкого производства, повышение конкурентоспособности товаров и услуг; наполнение доходной части бюджетов всех уровней; решение проблем реальной и эффективной занятости населения, повышение уровня жизни населения и формирование среднего класса как основы социально-экономической стабильности общества.

Информация о работе Практическое применение инструментов государственной поддержки малого бизнеса