Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 12:30, курсовая работа
Целью данной работы является исследование особенностей теории прав и свобод человека.
Для достижения этой цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Раскрыть понятие прав и свобод человека.
2. Охарактеризовать исторический аспект становления прав и свобод человека.
3. Рассмотреть реализацию прав и свобод в России.
4. Описать многообразие прав и свобод человека.
5. Рассмотреть ограничение прав и свобод сотрудников федеральной службы безопасност.
Введение 3
Глава 1. Общие вопросы структуры прав и свобод человека 5
1.1. Понятие прав и свобод человека 5
1.2. Исторический аспект становления прав и свобод человека 10
1.3. Реализация прав и свобод в России 16
Глава 2. Характеристика прав и свобод человека 22
2.1. Многообразие прав и свобод человека 22
2.2. Ограничение прав и свобод сотрудников федеральной службы безопасности 28
Заключение 32
Библиографический список 34
36
План
Введение
Глава 1. Общие вопросы структуры прав и свобод человека
1.1. Понятие прав и свобод человека
1.2. Исторический аспект становления прав и свобод человека
1.3. Реализация прав и свобод в России
Глава 2. Характеристика прав и свобод человека
2.1. Многообразие прав и свобод человека
2.2. Ограничение прав и свобод сотрудников федеральной службы безопасности
Заключение
Библиографический список
Актуальность темы исследования. Права человека являются неотъемлемой частью правовой системы любого общества, они признаются и понимаются как высшее проявление нравственно-правовых идеалов человечества, поэтому среди общечеловеческих ценностей современного мира права и свободы человека занимают одно из наиболее важных мест. Закрепленные в общепризнанных принципах и нормах международного права, а также в национальных конституциях многих стран, они все больше осознаются как фундаментальные и неотъемлемые.
Проблемы охраны прав и свобод человека актуальны не только для России, но и для других государств. На международном уровне принцип охраны прав и свобод человека является общепризнанным. В свою очередь, ориентация России на правовые международные стандарты, вступление в Совет Европы и ратификация международных конвенций по правам человека накладывает на нее обязанность, связанную с действенным обеспечением провозглашенных прав и свобод человека на своей территории. Не случайно в первой главе Конституции РФ определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека – прямая обязанность государства.
Признание прав и свобод человека означает, что любой индивид в его взаимоотношениях с государством выступает не как объект самопроизвольной государственной деятельности, а как равноправный субъект, реализующий свои конституционные права. Подобная концепция понимания прав и свобод человека должна стать неотъемлемым принципом российского общественного сознания. Сегодня такой подход уже находит свое отражение, как в нормативных правовых актах, так и в высказываниях государственных и общественных деятелей.
Перед государством стоит задача не просто провозгласить на законодательном уровне права человека, а создать эффективный правовой механизм их реализации и охраны, что, в свою очередь, и является одной из самых трудноразрешимых проблем. В юридической литературе данному вопросу уделено большое внимание. Несмотря на то, что охрана конституционных прав и свобод осуществляется различными отраслями права (конституционным, гражданским, уголовным, административным, трудовым и др.), в целом по стране наблюдается низкая эффективность в сфере обеспечения конституционных прав и свобод.
Приведенные выше доводы и масштабность затронутой темы свидетельствуют о ее явной актуальности.
В научной литературе вопросы правового положения человека, обеспечения и охраны его прав и свобод разработаны довольно тщательно. Например, широко известны работы по общетеоретическим вопросам в данной области С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, П.В. Анисимова, В.В. Лазарева, В.А. Лебедева, А.В. Малько, Н.И. Матузова, А.С. Мордовца, В.С. Нерсесянца, С.М. Петрова, Т.Н. Радько, В.Е. Чиркина, В.М. Чхиквадзе, Б.С. Эбзеева и многих других ученых.
Целью данной работы является исследование особенностей теории прав и свобод человека.
Для достижения этой цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Раскрыть понятие прав и свобод человека.
2. Охарактеризовать исторический аспект становления прав и свобод человека.
3. Рассмотреть реализацию прав и свобод в России.
4. Описать многообразие прав и свобод человека.
5. Рассмотреть ограничение прав и свобод сотрудников федеральной службы безопасност.
Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся при применении правовых норм, регламентирующих права человека.
Предмет исследования включает в себя характеристику прав и свобод человека.
Методология и методы исследования. Исследование базируется на диалектическом методе познания. В ходе исследования применялись следующие научные методы, успешно апробированные в юридической науке: сравнительно-правовой, системного анализа и синтеза, формально-юридический, правового моделирования, индукции, дедукции, использование которых позволило осуществить комплексный, многогранный анализ объекта настоящего исследования.
Теоретическую базу работы составили научные труды по общей теории права, истории государства и права, международному праву, политологии, конституционному, гражданскому праву.
Нормативная основа исследования. Нормативную основу исследования составили: международные правовые акты, Конституция РФ, кодифицированные правовые акты и иные законы РФ.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Права и свободы человека и гражданина составляют центральный институт конституционного права, который содержит нормы, определяющие взаимоотношения государства и личности, ее правовой статус.
Свобода - это необходимое условие обеспечения социальных прав человека. Понятие «свобода», идея свободы достаточно активно употребляется людьми в обыденной речи, политическом и научном лексиконе. Вместе с тем «свобода» при всей ее кажущейся простоте - явление достаточно сложное и для понимания, и тем более для практического воплощения в общественных отношениях. В истории достаточно много примеров, драматичных по своему содержанию, когда во имя утверждения свободы приносились в жертву жизни сотен тысяч, миллионов людей. В истории человечества утверждение свободы практически всегда связано с борьбой за освобождение от существующей несвободы, от гнета, эксплуатации, нищенского существования и т.п. И потому свободу большинство людей отождествляет с самим процессом высвобождения от прошлого, свободой от чего-то. То есть главное внимание уделяется именно идеологическому аспекту свободы, а не правовому.[1]
Наиболее важным является трактовка свободы как категории права, его важнейшего принципа.
Право есть форма общественных отношений независимых субъектов в рамках общей нормы. Независимость этих субъектов друг от друга в рамках правовой нормы и есть правовое выражение свободы. Правовая форма свободы обеспечивает формальное равенство и формальную свободу. Норма выступает масштабом, мерой свободы. Она отрицает, противостоит произволу и привилегиям в рамках этого правового поля.
Таким образом, говоря о понятиях «право» и «свобода», следует согласиться с выводами Л.Д. Воеводина о наличии в них сходства и различия.[2] Сходство определяется через правовую возможность. Что касается различий, то права свидетельствуют о возможности получения каких-либо социальных благ, а свободы - о возможности избежать определенных ограничений со стороны государства.
Эта позиция является более точной по сравнению с точкой зрения некоторых авторов, считающих эти понятия идентичными, указывая лишь, что термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора.
Разграничение понятий «право» и «свобода» имеет практический смысл. Если государство в своем основном законе закрепило право, значит, оно берет на себя ответственность за его обеспечение. В случае представления субъектам свободы государство берет на себя функции контроля, чтобы эту свободу индивид не мог использовать во вред другим лицам и самому государству.
Свобода индивидов и свобода их воли - понятия тождественные. В праве воля - это свободная воля, если она соответствует норме и (в этом состоит ее отличие от произвольной воли) противостоит произволу. Волевой характер права обусловлен именно тем, что право - это форма свободы людей, т.е. свобода их волеизъявления. Итак, правопорядок, дозволения, запреты, ответственность - необходимые условия свободы. Человечество, увы, не изобрело какой-либо другой формы выражения свободы и своего бытия, кроме правовой. Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы. Неправовая свобода, свобода без всеобщего масштаба, единой меры, без права - это не свобода, это идеология элитарных привилегий.
Проблемы свободы личности, ее взаимосвязи с государством затрагивались практически во всех сочинениях по государству, праву и политике со времен древности и до наших дней. Они нашли отражение в трудах Макиавелли, Аристотеля, Боссюэ, Бодена, Локка, Монтескье, Руссо и др.[3]
В древней философии (у Аристотеля и Эпикура) речь идет о свободе от политического деспотизма. В эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развитие человеческой личности.
Марксисты определили свободу как деятельность, опирающуюся на «познание необходимости», согласно которому свобода личности, коллектива, класса, общества в целом заключается не в воображаемой независимости от объективных законов, а в способности выбирать, принимать решения «со знанием дела».[4]
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона отождествляет свободу личности со свободой гражданской.
Такая трактовка основывалась, видимо, на теории естественного права, представители которой утверждали, что естественные права и свободы принадлежат человеку с момента рождения, а вступая в общество, люди обретают гражданские права. Правовая доктрина, провозгласившая права человека высшей ценностью, с течением времени претерпевала определенные изменения. Г. Гроций (1538-1645) выводит три основных принципа естественного права: воздержание от посягательства на чужую собственность, соблюдение договоров, наказание за преступления. «Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы».
На начальном этапе английской революции демократические силы выступали за религиозную свободу, свободу от принудительного набора в армию и благосостояние народа.
Существенный вклад в развитие естественно-правовой теории внес английский мыслитель XVII в. Дж. Локк, включивший в систему естественных прав личности право на жизнь, свободу и имущество.
Однако для него характерен реалистический переход к пониманию свободы. Он пишет: «Свобода людей, находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем: это свобода следовать своему собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной самовластной воли другого человека».[5]
Основной идеей относительно прав и свобод человека, которая обсуждалась в период буржуазных революций в конце XVIII в., было «равенство возможностей». Принцип правового равенства имеет универсальное значение. Если этот принцип действует, значит, в данном обществе существует правовое начало и правовой способ регуляции общественной жизни. Где этого принципа нет, там нет и права как такового.
Однако формальное равенство свободных индивидов является наиболее абстрактным определением права. «Как и личное равенство, равенство возможностей нельзя толковать дословно. Открытые перед человеком возможности должны определяться только его способностями, а не происхождением, национальной принадлежностью, цветом кожи, полом, или иными факторами».
В русской правовой науке XIX-XX вв. сложились два основных подхода к свободам и правам человека:[6]
главенствующая роль принадлежит государству и праву;
закон становится всеобщим и необходимым только в случае, если он направлен на регулирование отношений, содержащих общечеловеческие ценности.
Первый подход назывался позитивным, а второй - естественным правом. Ярким представителем позитивного права был Б.Н. Чичерин. Он писал: «Свобода не может считаться неприкосновенным правом, ибо закон всегда ее касается, ограничивая ее во имя чужой свободы и общественной пользы; судьей этих ограничений может быть только сам закон как высшее начало, а не подчиненное ему лицо. Если мы взглянем на права человека, то увидим, что нет ни одного, которого бы закон не мог ограничить или даже уничтожить».
Сторонниками естественного права были Б.А. Кистяковский, С.И. Гессен. Они рассматривали право не как переменчивое общественное установление, а как явление и закон личной жизни, считали права человека естественными, изначально присущими людям, а не предоставленными им государством.
М.М. Ковалевский, критикуя естественную и позитивную концепции прав и свобод человека, в начале XX в. писал: «Между этими двумя резко противоположными точками зрения есть место для третьей. Она состоит в признании, что право и государство вытекают из одного источника, преследуют одну задачу, отвечают одной и той же потребности - человеческой солидарности».[7] Поэтому говоря об основной задаче конституционно-правового регулирования прав и свобод человека и гражданина, можно сделать вывод: она состоит в том, чтобы их признать, предоставить гарантии соблюдения и обеспечить защиту. Наиболее известные миру конституции содержат целые разделы, в которых закреплены права и свободы личности. Они включают, как правило, индивидуальные права и свободы (право на жизнь, достоинство, личную неприкосновенность и т.д.); политические (право на объединения, участие в управлении делами государства и пр.); социально-экономические (свобода предпринимательства, свобода труда, право частной собственности и т.д.); культурные (свобода творчества, право на образование) и др. Так, Конституция США, самая старая из Конституций, действующих в настоящее время, в своем первоначальном варианте почти не содержала положения о правах и свободах граждан. Однако после внесения в нее поправок, дополнений, называющихся «Билль о правах», в Конституции получили закрепление свобода вероисповедания, свобода слова, печати, право обращения с петициями к правительству, право ношения оружия, неприкосновенность жилища и личности и др.