Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 12:30, курсовая работа
Целью данной работы является исследование особенностей теории прав и свобод человека.
Для достижения этой цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Раскрыть понятие прав и свобод человека.
2. Охарактеризовать исторический аспект становления прав и свобод человека.
3. Рассмотреть реализацию прав и свобод в России.
4. Описать многообразие прав и свобод человека.
5. Рассмотреть ограничение прав и свобод сотрудников федеральной службы безопасност.
Введение 3
Глава 1. Общие вопросы структуры прав и свобод человека 5
1.1. Понятие прав и свобод человека 5
1.2. Исторический аспект становления прав и свобод человека 10
1.3. Реализация прав и свобод в России 16
Глава 2. Характеристика прав и свобод человека 22
2.1. Многообразие прав и свобод человека 22
2.2. Ограничение прав и свобод сотрудников федеральной службы безопасности 28
Заключение 32
Библиографический список 34
Большое непосредственное воздействие идеи Декларации прав человека и гражданина 1789 г. оказали на взгляды передовых мыслителей тех стран (Германии, России, других стран Восточной Европы), которым еще предстояли прогрессивные буржуазные преобразования.
Под заметным влиянием передовой европейской политико-правовой мысли и революционных преобразований в 18 веке в США и во Франции естественно-правовые идеи о равенстве всех людей, о неотчуждаемых правах и свободах человека постепенно получили распространение в царской России.
Одним из первых защитников таких идей в России был А.Н. Радищев. Эти идеи он использовал для критики российского самодержавия и крепостничества. С естественно-правовых позиций он развивал представления о свободе и равенстве всех людей в естественном состоянии, о договорном происхождении государства, о неотчуждаемых правах человека на свою жизнь, собственность, равный суд, свободу мысли и слова, о суверенитете народа и его праве свергнуть несправедливый строй.
Свобода личности была основной и главной проблемой всего творчества Н.А. Бердяева. Себя он называл сыном свободы и говорил: «Я основывал свое дело на свободе». Данную тему, а вместе с ней и вопросы прав и свобод личности Бердяев освещал с позиций разработанной им оригинальной философской концепции христианского персонализма.
В своем учении о свободе человека он отличает личность от индивида. «Личность, - говорит автор, - есть свобода и независимость человека в отношении к природе, к обществу, к государству, но она не только не есть эгоистическое самоутверждение, а как раз наоборот. Персонализм не означает эгоцентрической изоляции. Личность в человеке есть его независимость по отношению к материальному миру, который есть материал для работы духа. И вместе с тем личность есть универсум, она наполняется универсальным содержанием». Личность не готовая данность, а задание, идеал человека, она самосоздается.
Любое государство, если оно не имеет тоталитарных претензий, должно лишь признать свободу человеческой личности, которая изначально принадлежит человеку как духовному существу, а не дана ему какой-то внешней властью. «Эта основная истина о свободе, - отмечает Бердяев, - находила свое отражение в учении о естественном праве, о правах человека, не зависящих от государства, о свободе не только как о свободе в обществе, но и свободе от общества, безграничного в своих притязаниях. Бенжамен Констан видел в этом отличие понимания свободы в христианский период истории от понимания ее в античном греко-римском мире».
Из вышесказанного следуют следующие выводы, права человека формировались из многократно воспроизводимых актов деятельности людей, повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. В процессе человеческой деятельности, включающей множество индивидов со своими потребностями, целями, неизбежно столкновение и противоборство их интересов. Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ и условий жизни (материальных и духовных), получению которых должны содействовать общество и государство.
Объем этих благ и условий исторически всегда определялся положением индивида в классовой структуре общества, в системе материального производства. Эти блага условно могут быть названы правами человека. Такая условность определяется резкой поляризацией общества на различных этапах его развития (рабовладение, феодализм), своеобразием цивилизаций (европейская, азиатская и д.р.), которые не давали возможности правам человека обрести признак универсальности на основе принципов свободы и формального равенства, получить современное звучание.
Само зарождение идеи прав и свобод человека в 6-5 веках до н. э. в древних полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства были крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав человека между различными классовыми и сословными структурами, а то и полное их лишение (если говорить о рабах) было неизбежным для тех этапов общественного развития. Каждая новая его ступень добавляла другие качества правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. И происходило это в борьбе классов и сословий за свои права, за свободу, ее расширение и обогащение.
Процесс исторического творчества человека в значительной мере зависит от объема его прав и свобод, определяющего его социальные возможности и блага, обеспечивающие характер жизнедеятельности, систему связей, взаимодействий, отношений людей в обществе. Поэтому проблема прав человека всегда была предметом острых классовых битв, которые велись за обладанием правами, за расширение прав, фиксировавших статус человека в обществе. И каждая ступень развития общества была шагом на пути обретения и расширения свободы. История показывает, что необходимы постоянные усилия для поддержания и защиты прав и свобод человека. Каждое поколение отвечает за вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой великой ценности, как свобода и права человека.
В нашей стране долгое время в политической и правовой теории, партийных программах и лозунгах личность провозглашалась высшей социальной ценностью. Однако на деле на первое место всегда ставились интересы государственно-политической власти. Возник культ социалистического государства, в котором те кто управлял, стали независимыми от тех, кем управляли. Подчиненность управляемых стала сочетаться всевластием управляющих. Все это привело к серьезным диспропорциям в правовом положении личности. Официально человек стал рассматриваться не как самостоятельный субъект политической системы, а как объект «заботы» государства, которое предоставляет права или ограничивает их по своему усмотрению.
Говоря об этапах развития института прав и свобод в России, нельзя отрицать, что по мере развития Советского государства наблюдалось расширение круга и объема прав людей. Так, в Конституции 1918 г. нормы о правах и обязанностях граждан не выделялись в качестве особого раздела. Они наряду с нормами иного характера получали отражение как в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа. являвшейся составной частью Конституции, так и в ее разделе «Общие положения». В этой Конституции получил особенно яркое выражение классово-идеологический подход к правам человека, который приводил к подавлению личности, не признавал элементарного права человека на свободу мысли. В последующих Конституциях СССР не предусматривалось, как это было в Конституции 1918 г., лишение прав каких-либо слоев общества по социально-классовым признакам, однако использование прав допускалось только «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя».[13]
Впервые особая глава о правах и обязанностях граждан появилась в Конституции СССР 1936 г. Однако, она являлась одной из последних глав в Конституции.
Конституция 1977 г. внесла существенные изменения в структуру закрепления прав и свобод граждан. Раздел об основах правового положения граждан был помещен после раздела об основах общественного строя и политики, т.е. в начале Конституции. Было значительно расширено конституционное закрепление прав, свобод и обязанностей граждан. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилища, пользование достижениями культуры, свобода научного творчества, право на участие в управлении государством и другие. Однако, как отмечается в литературе, в этом процессе отчетливо проявлялась следующая закономерность: расширение прав, наполнение их новым содержанием происходило в основном за счет развития таких институтов как право на труд, на отдых, социальное обеспечение и т.п. На этом фоне явно недостаточное внимание уделялось политическим правам и свободам. После провозглашения курса на «неуклонное» расширение не последовала разработка правовых механизмов их реализации. Юридический аспект проблемы постепенно был сведен к разветвленной системе запретов и ограничений, к надзору за соблюдением которых, в сущности, и сводилась деятельность правоохранительных органов.
Для обновления Конституционной доктрины Российской Федерации потребовалось переосмысление многих догм и стандартов мышления, утвердившихся в науке за прошлые десятилетия.
Во-первых, права и свободы понимались в узконормативистском ключе. Поскольку само понятие права даже в теоретическом плане строго сводилось к совокупности норм, то, следовательно, о признании естественных, прирожденных прав человека не могло быть и речи. Никаких заранее признанных величин не было и быть не могло.
Индивидуум понимался главным образом как гражданин, статус которого зависел только от государства. О современном понимании конституционных взаимоотношений личности и государства и о ст. 17 Конституции РФ уже говорилось в первом разделе работы.
Во-вторых, развитию прав и свобод серьезно препятствовало принижение роли права в целом. Идеи верховенства закона, правового государства встречали негативное отношение по той простой причине, что несли с собой ограничения, лимиты власти авторитарной системы. Ныне в ст.1 Конституции Россия признает сама себя правовым государством.
В-третьих, подход к правам и свободам человека сужался упрощенной трактовкой соотношения классовых и общечеловеческих интересов. Классовые интересы преподносились как некие нормативы эталоны, предопределяющие права и свободы человека, его поведение в обществе. В Конституции РФ 1993 г. в качестве одной из основ конституционного строя признано идеологическое многообразие. Никакая идеология не может признаваться в качестве государственной или обязательной. Признается и политическое многообразие. В соответствии с этим Конституция не увязывает права и свободы человека и гражданина с его социальным статусом, приверженностью к тем или иным политическим взглядам и идеологическим ценностям.[14]
В-четвертых, развитие прав и свобод человека серьезно сдерживалось концепциями и взглядами, исходившими из необходимости тотального огосударствления общественной жизни, тем самым обеспечивался приоритет государственных интересов. Обоснованием такого подхода являлись положения о том, что государство само всеобъемлюще выражает общественные и личные интересы. Исходными же началами действующего конституционного законодательства является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Государство теперь трактуется как представитель общества, несущим перед ним, гражданами, отдельным человеком определенные обязанности и ответственность.
В-пятых, в советском государстве сфера прав человека считалась сугубо внутригосударственным делом. Не допускалось вмешательство международных организаций в положение дел с правами человека в СССР. В Конституции 1993 г. впервые получил закрепление принцип примата норм международного права, в частности в области прав человека и гражданина. В ней закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Устанавливается, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Для обеспечения прав человека необходима единая, четко скоординированная система правовых механизмов и процедур реализации и закрепления прав и свобод человека.
Нарушение Конституции страны и федеральных законов является весьма распространенным явлением, имеющим тенденцию к расширению.
Неуважение к закону, пренебрежение к правам и законным интересам граждан стало реальным фактором жизни. Это крайне отрицательно сказывается на состоянии общества в целом, вызывает недоверие граждан к государству и должностным лицам, снижает их политическую активность, порождает гражданскую апатию.
Права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции и федеральном законодательстве, не обеспечены соответствующим механизмом защиты и не имеют прочной процессуально-правовой опоры.
Система защиты прав и свобод человека, состоящая из судебной и несудебной защиты, а также деятельности неправительственных правозащитных организаций, нуждается в значительной корректировке и улучшении. Реформирование судебной системы являющейся одной из центральных в защите прав и свобод человека, осуществляется все еще неудовлетворительно. Такое положение складывается, прежде всего, в результате недостаточного финансирования и организационных просчетов при проведении судебной реформы.
Одна из причин низкой эффективности правосудия – сравнительно редкое обращение в суды населения в силу целого ряда причин: незнание и непонимание возможностей суда как реального защитника прав и свобод; неверие в силу правосудия из-за волокиты и грубости некоторых работников суда; перегруженность судов, которые зачастую не в состоянии своевременно и тщательно разобраться в потоке жалоб и исков, поступающих в суды.
Для исправления существующих недостатков и повышения престижа судов и эффективности правосудия необходима разработка и принятие целого ряда мер:[15]
- ускорить принятие Закона о судах общей юрисдикции, Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального и Административно-
- учредить повсеместно систему мировых судей, которые обслуживали бы небольшие судебные участки с населением в несколько тысяч человек, отнеся к их компетенции большинство гражданских и административных дел, а также уголовные дела о преступлениях небольшой тяжести;
- ввести суды присяжных по всей территории России;
- совершенствовать оказание юридической помощи населению, в том числе путем повышения качества работы адвокатуры.
Наряду с совершенствованием судебной системы защиты прав человека особое значение имеет повышение эффективности работы институтов несудебной защиты.
Национальная система несудебных учреждений, призванная защищать права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, состоит их нескольких звеньев. Сюда следует отнести институт Уполномоченного по правам человека, Прокуратуру страны, Министерство юстиции Российской Федерации, Комиссию по правам человека при Президенте Российской Федерации и некоторые другие комиссии, созданные для решения специальных вопросов, относящихся к правам человека. Целый ряд межведомственных комиссий образован Правительством Российской Федерации. Они занимаются вопросами социального обслуживания населения, улучшения положения женщин, охраны здоровья граждан и многими другими.