Права и свободы человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование особенностей теории прав и свобод человека.

Для достижения этой цели в работе ставятся следующие задачи:

1. Раскрыть понятие прав и свобод человека.

2. Охарактеризовать исторический аспект становления прав и свобод человека.

3. Рассмотреть реализацию прав и свобод в России.

4. Описать многообразие прав и свобод человека.

5. Рассмотреть ограничение прав и свобод сотрудников федеральной службы безопасност.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Общие вопросы структуры прав и свобод человека 5

1.1. Понятие прав и свобод человека 5

1.2. Исторический аспект становления прав и свобод человека 10

1.3. Реализация прав и свобод в России 16

Глава 2. Характеристика прав и свобод человека 22

2.1. Многообразие прав и свобод человека 22

2.2. Ограничение прав и свобод сотрудников федеральной службы безопасности 28

Заключение 32

Библиографический список 34

Файлы: 1 файл

права и свободы.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

В зависимости от степени распространения права могут быть общими и специальными.

Общие права присущи всем гражданам. Это право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни и др. Специальные же права зависят от социального и служебного положения, пола, возраста лица и других факторов. К таким правам следует отнести права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и др.

В зависимости от характера субъектов права делятся на индивидуальные и коллективные.

Индивидуальными правами являются права, реализуемые каждым субъектом права в отдельности, например право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, права, гарантирующие человеческое достоинство, равенство перед законом, право свободного перемещения и т.д.

Коллективные права - это права, реализуемые множеством субъектов, т.е. права народа, нации, общности, ассоциации. Например, право на забастовку, право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и др. Эти права не могут осуществляться отдельным индивидом. Он может принять участие в их реализации лишь на положении члена коллектива (т.е. здесь не будет учитываться личный статус индивида).

Коллективные права не могут противоречить индивидуальным. Ведь они являются лишь правами коллектива, общества, которые выражают сами люди со свойственными заблуждениями, ошибками, злоупотреблениями. Эти права часто бывают абстрактными, отвлеченными и неясными. Поэтому чаще всего права человека - индивидуальные права.[22]

В зависимости от роли государства в осуществлении прав человека они могут быть негативными и позитивными.

Негативные права предохраняют личность от нежелательных, нарушающих ее свободу вмешательств и ограничений со стороны государства и иных лиц. В числе этих прав: свобода слова, убеждений, неприкосновенность личности, жилища, частной собственности, частной жизни, свобода совести, свобода передвижений и т.д. Право на жизнь, если только под ним понимать не обязанность государства поддерживать жизнь, а обязанность государства и граждан не лишать никого жизни, следует отнести также к негативным правам.

Позитивные права фиксируют обязанности государства предоставлять человеку те или иные блага, осуществлять те или иные действия. К этой группе прав следует отнести право на гарантированный минимум заработной платы, право на оплачиваемый отпуск, право на бесплатную медицинскую помощь, право на бесплатное жилище для неимущих и т.д.

В зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельности, права человека могут подразделяться на права в сфере личной безопасности и частной жизни, права в области государственной и общественно-политической жизни, права в области экономической, социальной и культурной деятельности.[23]

В зависимости от принадлежности лица к конкретному государству права человека делятся на права граждан государства, права иностранных граждан, права лиц с двойным гражданством (бипатриды), права лиц без гражданства (апатриды).

Принадлежность лица к государству следует понимать не буквально, а как членство в государстве, как принадлежность к государственно-организованному обществу, которая юридически закрепляется и оформляется гражданством личности.

Права, принадлежащие указанным группам, не связаны с осуществлением гражданином своей правоспособности и принадлежат всякому гражданину как субъекту права. Это свидетельствует о том, что данные права и свободы выражают главные связи лица с государством, его статус как гражданина. Они не приобретаются и не отчуждаются по его волеизъявлению, принадлежат ему в силу гражданства, неотделимы от его правового статуса и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства.

Например, политические права (ст. 31-33 Конституции РФ), как правило, признаются лишь за гражданами, т.е. обладание политическими правами связывается с принадлежностью к гражданству конкретного государства.

 

2.2. Ограничение прав и свобод сотрудников федеральной службы безопасности

 

У сотрудников  федеральной службы безопасности есть, согласно законодательству, есть некоторые ограничения их прав и свобод. Госдума приняла поправки в закон «"О федеральной службе безопасности», ужесточающие требования к сотрудникам ФСБ. Документ дополняет перечень оснований, исключающих возможность прохождения службы в органах безопасности. Законопроект № 550032-5 "О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральной службе безопасности», статью 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и статью 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» был внесен в Госдуму 20 мая 2011 года депутатами ГД М. Гришанковым, Н. Ковалевым и А. Хайруллиным.[24]

Как отмечается в пояснительной записке к документу, он разработан "в целях совершенствования мер по предупреждению коррупции, повышения ответственности военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих и работников (далее – сотрудники) органов Федеральной службы безопасности, а также обеспечения собственной безопасности".

Гражданин Российской Федерации не может проходить службу или работать в органах федеральной службы безопасности в случаях:

- признания недееспособным или ограниченно дееспособным вступившим в законную силу решением суда;

- наличия гражданства (подданства) иностранного государства, вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства;

- отказа от прохождения обязательной дактилоскопической регистрации, процедуры проверки или оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, обязательного опроса с использованием технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде, обязательного обследования на предмет потребления наркотических средств и психотропных веществ;

- наличия судимости в настоящее время или в прошлом, в том числе которая снята или погашена, если в отношении его прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием;

- заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы федеральной службы безопасности и подтвержденного заключением медицинского учреждения;

- умышленного непредставления сведений, документов, подлежащих обязательному представлению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и ведомственными правовыми актами, а также представления подложных документов или заведомо ложных сведений;

- наличия на праве собственности недвижимого имущества, расположенного за пределами Российской Федерации.

Сотрудники органов федеральной службы безопасности в своей служебной деятельности обязаны соблюдать Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов федеральной службы безопасности, утверждаемый руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Военнослужащим и гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности.

Граждане Российской Федерации, поступающие на военную службу, федеральную государственную службу или работу в органы федеральной службы безопасности, военнослужащие и гражданский персонал органов федеральной службы безопасности проходят:[25]

- психофизиологические обследования, тестирование на предмет употребления ими наркотических средств и психотропных веществ, наличия у них алкогольной, наркотической, токсической зависимости, проверку в целях определения их пригодности к службе или работе в органах федеральной службы безопасности и соответствия квалификационным требованиям, в том числе с использованием технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде;

- процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну;

- проверку, которая связана с обеспечением собственной безопасности органов федеральной службы безопасности, в том числе с использованием с использованием технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде.

Обследования, тестирования и проверки, указанные в настоящей статье, проводятся в случаях, в сроки и порядке, определяемые руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Согласие граждан Российской Федерации, поступающих на военную службу, федеральную государственную службу или работу в органы федеральной службы безопасности, военнослужащих и гражданского персонала органов федеральной службы безопасности на прохождение в период службы, работы обследований, тестирований и проверок, указанных в настоящей статье, закрепляется в контракте о прохождении военной службы, служебном контракте, трудовом договоре.

Военнослужащим и гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности запрещается размещать в средствах массовой информации, в сети Интернет информацию (в том числе фото, видео и другие материалы) в отношении себя, других сотрудников органов федеральной службы безопасности, позволяющую раскрыть ведомственную принадлежность к кадровому составу органов федеральной службы безопасности, о своей служебной деятельности, деятельности органов федеральной службы безопасности, за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственными правовыми актами.

Граждане Российской Федерации, поступающие на военную службу, федеральную государственную гражданскую службу или работу в органы федеральной службы безопасности, военнослужащие и гражданский персонал органов федеральной службы безопасности обязаны предоставлять в подразделения кадров информацию, относящуюся к обеспечению собственной безопасности органов федеральной службы безопасности, в соответствии с перечнем, в случаях и порядке, определяемых руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Военнослужащим и гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности допускается устанавливать контакты с иностранными гражданами в порядке и на условиях, установленных руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Согласно принятым требованиям, также предусматривается возможность временного ограничения права сотрудников ФСБ на выезд из России на срок, оговоренный в контракте или трудовом договоре. По территории СНГ сотрудник также сможет перемещаться только с разрешения руководства.

Работа спецслужб – это очень специфическая составляющая с точки зрения подбора и зачисления на службу тех, кто сознательно идет на ограничения своих прав и свобод, - сказал журналистам Александр Бортников. – Это норма жизни, которой руководствуется не только ФСБ, но все остальные спецслужбы в мире.

 

 

 

 


Заключение

 

 

В результате проведенного исследования можно отметить, что:

- конституция Российской Федерации 1993 года является первой в ряду отечественных конституций, основанной на общечеловеческих ценностях в их современном общепризнанном понимании. Действующая Конституция впервые провозгласила права и свободы человека высшей ценностью и закрепила правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина;

- конституционные права и свободы - есть представленная Конституцией возможность поведения человека и соответствующая ему обязанность государства, физических и юридических лиц не нарушать, не препятствовать реализации этих прав и свобод;

- основные права и свободы человека - права и свободы, содержащиеся в Конституции РФ. Они составляют его общий правовой статус. Неотчуждаемость (неотъемлемость) основных прав и свобод означает, что основные права и свободы человека являются естественными, существующими объективно, а не по воле государства и ограничивают государственную власть во взаимоотношениях с гражданином. Ни одно из провозглашенных в Конституции прав человека и гражданина не может быть изъято (исключено) государством;

- личные права и свободы принадлежат на равном основании всем физическим лицам, находящимся на территории России, независимо от того является ли то или иное лицо гражданином, иностранцем или лицом без гражданства;

- конституционные права и свободы человека и гражданина имеют непосредственное действие, которое проявляется в том, что для их признания нет необходимости принимать специальные законы и подзаконные акты;

- под гарантиями понимаются правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Российская Федерация, претендуя на звание демократического и правового государства, стремится к осуществлению всех возможных гарантий по осуществлению своими гражданами прав и свобод;

- конституционные права и свободы в РФ обеспечены набором средств и методов своей защиты. К их числу относятся как внутригосударственные средства и методы, такие как конституционно - судебный механизм (конституционные суды); судебная защита (суды общей юрисдикции); конституционные гарантии правосудия; законная самозащита человеком своих прав; так и международно-правовой механизм (комитеты ООН, Европейский Суд по правам человека).

Информация о работе Права и свободы человека