Права и свободы человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование особенностей теории прав и свобод человека.

Для достижения этой цели в работе ставятся следующие задачи:

1. Раскрыть понятие прав и свобод человека.

2. Охарактеризовать исторический аспект становления прав и свобод человека.

3. Рассмотреть реализацию прав и свобод в России.

4. Описать многообразие прав и свобод человека.

5. Рассмотреть ограничение прав и свобод сотрудников федеральной службы безопасност.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Общие вопросы структуры прав и свобод человека 5

1.1. Понятие прав и свобод человека 5

1.2. Исторический аспект становления прав и свобод человека 10

1.3. Реализация прав и свобод в России 16

Глава 2. Характеристика прав и свобод человека 22

2.1. Многообразие прав и свобод человека 22

2.2. Ограничение прав и свобод сотрудников федеральной службы безопасности 28

Заключение 32

Библиографический список 34

Файлы: 1 файл

права и свободы.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

Повышению эффективности деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации способствовало бы расширение его взаимодействия с Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации, с комиссиями по правам человека, образованными более чем в 60 субъектах Федерации. Целесообразно и создание специализированных институтов Уполномоченных, например, по правам ребенка, военнослужащих, лиц, находящихся в местах лишения свободы и др.

Деятельность института Уполномоченного следует строить на принципах открытости и доступности, политической нейтральности, укрепления доверия между гражданином и государством, компетентности и справедливости при применении закона. Нельзя допускать использования деятельности по защите прав человека в качестве политического средства борьбы за власть.

Генеральному прокурору и подчиненным ему прокурорам необходимо существенно усилить действенность надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, особенно прав ветеранов труда и инвалидов; трудовых, жилищных прав, прав граждан на охрану здоровья и других социально-экономических прав; права на свободу передвижения, выбор места жительства и места пребывания; избирательных прав. Органы прокуратуры обязаны привлекать к установленной законодательством ответственности любых должностных лиц, государственных служащих и всех иных лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов граждан, и обеспечивать гласность в этой работе.

Одним из главных направлений в деятельности Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина является предотвращение принятия нормативных правовых актов, нарушающих эти права. Чтобы такая деятельность была эффективной необходимо предоставить Министерству юстиции право обращения в суд с заявлениями о признании незаконными нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в связи с их несоответствием федеральному законодательству. Министерству следует также отладить деятельность недавно созданной системы судебных приставов судов, которые призваны обеспечить деятельность судов, исполнение судебных решений, реализацию судебной защиты прав и свобод граждан.

В связи с передачей пенитенциарной системы в ведение Министерства юстиции России особенно актуальной является разработка нового уголовно-исполнительного законодательства с учетом положений международного уголовного права, касающихся прав и свобод граждан, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Администрация Президента Российской Федерации, Аппарат Правительства Российской Федерации, органы федеральной исполнительной власти и субъектов Российской Федерации, рассматривают многочисленные предложения, заявления и жалобы граждан по самым разнообразным вопросам. Большинство из них касаются нарушений тех или иных прав.

Однако до сих пор в Российской Федерации нет федерального закона, который с учетом Конституции Российской Федерации установил бы четкие правила рассмотрения и разрешения предложений, заявлений и жалоб граждан, направленных в исполнительные и законодательные органы власти, в органы местного самоуправления.

 


Глава 2. Характеристика прав и свобод человека

 

 

2.1. Многообразие прав и свобод человека

 

 

Классификация прав и свобод человека направлена на достижение различных целей и проводится на базе самых разнообразных классификационных оснований.

Одно из оснований такой классификации - генерационное. Согласно этому подходу права могут быть отнесены к поколениям прав человека, под которыми понимаются основные этапы развития этих прав, связанные с формированием представлений об их содержании, а также с изменением механизмов их обеспечения.

В настоящее время можно выделить четыре поколения прав человека.

Первым поколением традиционно признаются либеральные ценности, приобретенные в результате буржуазных революций в Европе и Америке, затем конкретизированные в практике и законодательстве демократических государств. Речь идет о личных (гражданских) и политических правах, отражающих так называемую «негативную» свободу, обязывающих государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни. Речь идет о защите индивидуальной свободы, ограничение которой обедняет сферу общественной жизни и культуры. Весьма образно эту идею выразил Н.М. Коркунов: «Для того чтобы исторически вырабатываемая общественная культура не утратила своей жизненности, чтобы она не замерла в неподвижном застое, необходимо, чтобы цивилизация включала в себя и право, обособляющее и оберегающее индивидуальное». Права первого поколения интерпретируются международными и национальными документами как неотчуждаемые и не подлежащие ограничению. Некоторые западные специалисты склонны именно эти права рассматривать в качестве собственно прав человека, полагая, что права второго и третьего поколения являются лишь «социальными притязаниями», т.е. не столько правами, сколько привилегиями, направленными на перераспределение национального дохода в пользу социально слабых. Второе поколение - социально-экономические права человека - сформировалось в XIX в. в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического уровня, повышение культурного статуса.[16]

Признание этих прав стало результатом острейшей борьбы сначала в капиталистических странах, а затем, после Октябрьской революции и Второй мировой войны, - между мировыми социальными системами. Главными «идейными вдохновителями» этого поколения прав стали социалисты; важную роль сыграли и «новые либералы» (Т.Х. Грин, Л.Т. Хобхауз, Дж.А. Хобсон, в России - П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, С.И. Гессен и др.), настаивавшие на необходимости пересмотра негативной концепции свободы.[17]

Решающую роль в признании прав второго поколения сыграл СССР. В Конституции СССР 1936 г. был закреплен широкий набор прав второго поколения (право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, медицинскую помощь). Даже несмотря на то что социальная защищенность гражданина в СССР была минимальной, документально она существовала и хотя бы этим оказывала и оказала воздействие на мировое общественное сознание. В результате права второго поколения сначала нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), а затем были закреплены в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Вместе с тем они носят более относительный характер, нежели права первого поколения. Международное сообщество не устанавливает какие-либо жесткие критерии осуществления этих прав. Например, в ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах указано, что «каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется: принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер».

Признание второго поколения прав человека означало существенные изменения в их концепции. В основе этих изменений лежало позитивное понимание свободы как реальной возможности осуществления своей воли наравне с другими людьми. Обладание свободой, понимаемой таким образом, предполагает не просто отсутствие принуждения со стороны других людей, но наличие определенных возможностей, в частности, материальных ресурсов - в противном случае человек зачастую не может воспользоваться своим правом.[18]

Третье поколение прав человека стало формироваться в период после Второй мировой войны. Природа этих прав вызывает дискуссии.

По мнению Е.А. Лукашевой, особенность этих прав состоит в том, что они являются коллективными и могут осуществляться общностью (ассоциацией). Подобная точка зрения высказана и К. Васаком, который к третьему поколению прав относит только коллективные права, основанные на солидарности: право на развитие, на мир, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения, право на достойную жизнь, на здоровую окружающую среду, на общее наследие человечества, а также право на коммуникации. Основы этих прав заложены в международных документах, закреплявших основные индивидуальные права (Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., международных пактах 1966 г. и др.).

Существуют и другие точки зрения на этот счет. Например, по мнению С.В. Полениной, третье поколение прав человека охватывает права (специальные права) категорий граждан (детей, женщин, молодежь, престарелых, инвалидов, беженцев, представителей национальных и расовых меньшинств и др.), которые по социальным, политическим, физиологическим и иным причинам не имеют равных с другими гражданами возможностей осуществления общих для всех людей прав и свобод и в силу этого нуждаются в определенной поддержке со стороны, как государства, так и международного сообщества в целом. Главные возражения против легитимации таких прав в качестве прав человека связаны с опасностью размывания исходной идеи естественных прав, которыми все люди обладают в равной мере. Защитники этих прав аргументируют свою позицию ссылками на невозможность защитить права данных категорий в рамках имеющейся социальной структуры и необходимостью обеспечить их реализацию с помощью особых правовых возможностей.

Четвертое поколение прав человека начало формироваться в 1990-х гг. XX в. По мнению Ф.М. Рудинского, эти права должны защищать человека от угроз, связанных с экспериментами в сфере генетической наследственности личности, связанных с клонированием и другими открытиями в области биологии.[19]

Однако существуют и другие точки зрения. Например, Ю.А. Дмитриев в четвертое поколение включает лишь информационные права и технологии.

А.Б. Венгеров называет четвертое поколение правами человечества (право на мир, на ядерную безопасность, космос, экологические, информационные права и др.). «Четвертое поколение - это правовой ответ вызову XXI века, когда речь пойдет уже о выживании человечества как биологического вида, о сохранении цивилизации, о дальнейшей, космической социализации человечества. Рождается новое, четвертое поколение прав, и, соответственно, возникают международно-правовые процессуальные институты, обеспечивающие эти права. Формируется международное гуманитарное право, светский гуманизм становится одной из вех в нравственном развитии общества».

О.Ю. Малинова предполагает, что «возможно, на горизонте - пятое или шестое поколение прав».[20] Аргументирует она это тем, что корпус прав, требующих защиты, неизбежно будет расширяться. Вместе с тем этот процесс нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, расширение круга признаваемых прав должно усиливать правовую защищенность личности. С другой - каждое поколение приносит с собой новую логику узаконивания притязаний, именуемых правами человека, и неизбежные конфликты новых прав со старыми, в результате чего уровень защищенности может не возрасти, а снизиться.

Следующим основанием классификации прав человека является содержание этих прав.

В зависимости от содержания права человека можно подразделить на личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные.

Данный вид классификации является традиционным, так как перечисленные группы прав закреплены в международных и национальных документах. Конституция РФ также придерживается этого деления, хотя это не выражается напрямую, но прослеживается в порядке следования статей.

Личные или гражданские права - совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. К таким правам следует отнести право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), неприкосновенность частной жизни, личную семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции) и др.

Политические права - это юридически обеспеченные меры возможного поведения, гарантирующие свободу действий граждан по участию в формировании и управлении органов государственной власти и местного самоуправления. К ним относятся право на объединение (ст. 30), собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32), избирать и быть избранными во властные структуры (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ) и др.

Экономические права связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг. Такими правами являются право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), частной собственности (ст. 35), свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ) и др.

Социальные права призваны обеспечивать человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность, поскольку человек может быть свободен только тогда, когда он защищен от нищеты и произвола властей. Конституция РФ к таким правам относит право на отдых (ч. 5 ст. 37), на жилище (ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на благоприятную окружающую среду (ст. 42) и др.

Культурные права обеспечивают свободу доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом. Это право на образование (ст. 43), на участие в культурной жизни (ст. 44 Конституции РФ) и др.

Помимо приведенных оснований классификации существующие права человека можно классифицировать в зависимости от соподчиненности, от степени распространения, от характера субъектов, от роли государства в их осуществлении, от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельности, и от принадлежности лица к конкретному государству.

Так, в зависимости от соподчиненности права делятся на основные и производные (дополнительные) права.

Основными правами являются наиболее общие права человека и гражданина, которые закладывают основу национального правового статуса личности. Они признаются и защищаются государством как необходимое условие его существования. Основные права зафиксированы в Конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных (дополнительных) прав. Основными правами являются: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, частной собственности, участие в управлении обществом и государством и другие права, закрепленные в Конституции РФ; право каждого на уважение личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции, право свободно выражать свое мнение и другие права, закрепленные в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., и др.[21]

Производными, или как их еще называют дополнительными, правами являются все права и свободы, в той или иной мере производные от основных прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции государства. Конституционным правам и свободам свойственны признаки, лежащие в основе других прав, закрепленных иными отраслями права. Производные права развивают и дополняют, конкретизируют основные. Например, право на заключение, изменение и расторжение трудового договора, закрепленное в Трудовом кодексе РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, производно от основных прав в сфере труда, закрепленных в ст. 37 Конституции РФ.

Информация о работе Права и свободы человека