Права интеллектуальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 06:14, лекция

Описание работы

1.Понятие и содержание интеллектуальной собственности
2.Система права интеллектуальной собственности
3.Субъекты права интеллектуальной собственности

Файлы: 1 файл

Лекции по Праву интеллектуальной собственности.docx

— 140.39 Кб (Скачать файл)

1) участие в реализации государственной политики в области правовой охраны селекционных достижений;

2) выдача патентов на селекционные достижения;

2-1) утверждение формы заявления о регистрации договора уступки патента или права на получение патента на селекционное достижение;

2-2) утверждение формы заявления о регистрации лицензионного договора или сублицензионного договора на использование селекционного достижения;

3) контроль за деятельностью физических и юридических лиц, использующих селекционные достижения;

4) составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях, наложение административных взысканий;

5) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция:

Тема: Право на средство индуализации участников гражданского оборота и производимые ими продукции работ ,услуг.

План:

1. Правовая охрана средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой им продукции в Республике Казахстан.

2.Право на наименование  юридического лица.

3.Право на товарный  знак ,и знак обслуживания.

Ключевые слова: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования.

1.Правовая охрана средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой им продукции в Республике Казахстан

Важное место в жизни каждого общества, кроме материального производства, занимает духовная жизнь. Научный и духовный потенциал общества наряду с правильной социально-экономической политикой обеспечивает достижение обществом поставленных перед ним задач. Это особенно важно для Казахстана, где необходимо развивать наукоемкие и сложные производства, находить свою нишу в мировом технологическом разделении труда, а не рассчитывать только на вывоз энергоносителей и сырья. Торговля такими результатами творческой интеллектуальной деятельности своих граждан и фирм, как музыка и песни, фильмы и книги, сложные химические продукты, лекарства и пищевые добавки, экономичные и экологически чистые технологии становится главным источником доходов высокоразвитых стран.

В связи с этим, правовое регулирование и охрана результатов интеллектуальной творческой деятельности приобретают особое значение. Дело в том, что вопрос о надлежащей охране интеллектуальной собственности является важнейшей составной частью всех межгосударственных и межправительственных соглашений экономического характера. Без такой охраны ни одна страна или фирма не согласны идти на риск и поставлять нам современные технологии. Страна, где не защищается интеллектуальная собственность, обречена на ввоз устаревшей техники и технологий. Даже размер и условия предоставления обычных финансовых инвестиций зачастую зависят от уровня правовой охраны интеллектуальной собственности в данной стране.

Одним из институтов охраны интеллектуальной собственности является институт средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой им продукции в Республике Казахстан. С развитием товарно-денежных отношений в Казахстане все более важным элементом рыночной экономики становится такие объекты промышленной собственности, как фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, наименование мест происхождения товаров. Создание равных условий хозяйствования для различных типов товаровладельцев, внедрение конкурентных начал в их деятельности и повышение ответственности за ее результаты, необходимость насыщения рынка товарами и услугами для удовлетворения потребностей населения обуславливают объективную потребность в правовом механизме, обеспечивающем должную индивидуализацию предприятий и организаций, а также производимых ими товаров и услуг. Такой правовой механизм представлен особым институтом казахстанского законодательства об интеллектуальной собственности, а именно законодательством о средствах индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции. Основными целями, принципами, задачами данного института является обеспечение должной правовой охраны средств индивидуализации. Основными средствами индивидуализации участников гражданского оборота являются: фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, наименование места происхождения товаров. Необходимо каждый институт рассматривать с присущими ему особенностями.

Словосочетание «товарный знак» известно практически каждому. Однако далеко не всякий знает, что оно обозначает. Владеют данным вопросом специалисты - патентные поверенные, патентоведы. А что знают представители других профессий? Думается, что не очень много, хотя информация о товарных знаках может быть полезна как производителям, так и простому потребителю. Попробуем разобраться, что представляет собой товарный знак с юридической точки зрения. Появление товарных знаков как знаков, указывающих на производителя товаров, в основном связано с периодом становления товарно-денежных отношений. Отличительные знаки (клейма) ставили на свои изделия (оружие, кухонную утварь, кожу и др.) ремесленники и мастеровые еще в средневековье. Однако по мере использования товарных знаков все чаще стали появляться случаи фальсификации. Дешевые подделки при наличии знака сходили за изделия признанных мастеров. Чтобы остановить фальсификаторов, требовались юридические меры защиты.

В Англии меры защиты против таких нарушений были выработаны судами в середине прошлого столетия. Лицо, имевшее право использовать товарный знак, получало также право запрещать другим, умышленно пользоваться репутацией, которая связана с этим знаком. Это был знаменитый запрет на ведение дел под чужим именем. Никто не имел права выдавать свои товары за товары другого лица.

В России Законом 1830 г., содержащим правила и способы клеймения товаров, устанавливалась уголовная ответственность за нарушение прав на товарный знак, в том числе за подделку товара или клейма.По мере того, как все большее число стран создавало систему охраны изобретений, товарных знаков, появилась необходимость гармонизировать законодательства о промышленной собственности на международном уровне.

Начиная с конца XIX в. был подписан ряд международных соглашений в области охраны промышленной собственности - Парижская конвенция 1883 г., Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г. и т.д. Действующее законодательство определяет товарный знак и знак обслуживания как обозначение, которое физическое или юридическое лицо использует или собирается использовать в хозяйственной и коммерческой деятельности для отличия своих товаров или услуг от однородных товаров и услуг других физических или юридических лиц. В соответствии со ст.4 Закона РК «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» товарный знак и знак обслуживания определен как зарегистрированное обозначение, служащее для отличия товаров и услуг одних хозяйствующих от товаров и услуг других. Чтобы быть признанным в качестве товарного знака, т.е. стать объектом правовой охраны, обозначение должно отвечать ряду условий. Прежде всего, товарным знаком признается условное обозначение, своего рода символ, который помещается на выпускаемой продукции, ее упаковке или сопроводительной документации, и заменяет собой подчас длинное и сложное название (наименование) изготовителя товара. Поэтому не может считаться товарным знаком помещение на изделии полных сведений, касающихся изготовителя товара, а также указывающих на время, способ и место производства, на вид, качество и свойства товара и т.п. Их заменяет легко воспринимаемое и запоминающееся условное обозначение.

Законы многих стран закрепляют принцип не абсолютной, а относительной новизны условных обозначений, заявляемых в качестве товарных знаков. Это, в частности, означает, что регистрация того или иного обозначения в качестве товарного знака в каких-либо других странах не препятствует признанию данного или сходного обозначения товарным знаком, если только иное не вытекает из международных соглашений. Признак новизны тесно связан с понятием приоритета. Новизна товарного знака определяется по дате приоритета, которая, в свою очередь, устанавливается по общему правилу, по дате поступления правильно оформленной заявки на регистрацию товарного знака в Патентный департамент. Наряду с этим приоритет товарного знака может устанавливаться по дате подачи первой заявки на товарный знак в зарубежной стране - участнице Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет). Приоритет товарного знака, помещенного на экспонатах официальных или официально признанных международных выставок, организованных на территории одной из стран-участниц Парижской конвенции по охране промышленной собственности (выставочный приоритет), может устанавливаться по дате начала открытого показа экспоната на выставке, если в Патентный департамент заявка на товарный знак поступила в течение 6 месяцев с указанной даты.

Таким образом, сущность требования новизны означает, что обозначение, заявленное в качестве товарного знака, не должно быть тождественным или сходным с товарными знаками, уже зарегистрированными или заявленными на регистрацию или охраняемыми в силу международных соглашений. Тождественным признается обозначение, которое во всех своих элементах совпадает с уже известным товарным знаком и при этом относится к одному и тому же классу товаров независимо от различия в их перечне. Обычно установление тождественности обозначений не вызывает больших затруднений. Гораздо сложнее решается данный вопрос тогда, когда речь идет о сходных обозначениях. В действующем законодательстве указывается в общих чертах на недопустимый уровень близости заявляемого обозначения уже известному - наличие между ними сходства до степени их смешения. Хотя данное указание носит в значительной мере абстрактный характер, оно все же вносит некоторую ясность. В частности, очевидно, что совпадение отдельных элементов обозначений само по себе не может служить причиной отказа в регистрации товарного знака. Поскольку товарный знак ориентирован, прежде всего, на потенциального покупателя товара, оценка сходства обозначений должна производиться не с профессиональных позиций, например, с позиции дизайнера, художника, графика и т.д., которые способны отметить мельчайшие различия, а с позиции простого покупателя (потребителя), который не имеет специальных знаний и навыков в этой области. В литературе установление сходства обозначений рекомендуется проводить с учетом ряда факторов. Так, у словесных товарных знаков рекомендуется обращать внимание на начало и окончание слогов, число слогов, последовательность гласных и согласных букв; у изобразительных знаков на изобразительные мотивы; у комбинированных обозначений на восприятие изобразительных и словесных элементов, как в совокупности, так и в отдельности.

2.Право на наименование  юридического лица.

Юридическое лицо имеет свое наименование, позволяющее отличить его от других юридических лиц. Наименование юридического лица включает в себя его название и указание на организационно - правовую форму. Оно может включать в себя дополнительную информацию, предусмотренную законодательством.

Наименование юридического лица указывается в его учредительных документах. В наименовании юридического лица не допускается использование названий, противоречащих требованиям законодательства или нормам общественной морали; собственных имен лиц, если они не совпадают с именем участников либо если участники не получили разрешения этих лиц (их наследников) на использование собственного имени.

Согласно пункту 1 статьи 38 ГК "юридическое лицо имеет свое наименование, позволяющее отличить его от других юридических лиц". Наименование юридического лица является средством его индивидуализации как субъекта права. Наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, после регистрации юридического лица является его фирменным наименованием. Под определенным фирменным наименованием юридическое лицо вносится в единый государственный регистр юридических лиц. 
Фирменное наименование подлежит регистрации одновременно с регистрацией коммерческой организации и является особым объектом права (объектом исключительных прав), относящегося к интеллектуальной собственности (ст. 125 ГК). 
Лицо, неправомерно использующее чужое фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки. 
Наименование юридического лица, помимо его названия, обязательно должно включать указание на организационно-правовую форму. Законодательством может быть предусмотрено включение в наименование юридического лица и иной информации. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона "О страховании" фирменное наименование страховой организации должно включать слово "страховая". 
Помимо перечисленных требований, предъявляемых к наименованию юридического лица, статья 38 ГК содержит ряд ограничений. Так, в частности, не допускается использование названий, противоречащих нормам общественной морали, собственных имен лиц, не являющихся участниками организации, без согласия этих лиц либо их наследников. Не допускается также использование обозначений организационно-правовых форм и терминов, принятых в других странах, но не предусмотренных ГК. Использование же в наименовании юридического лица указаний на официальные названия государств и наций допускается в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

3.Право на товарный  знак ,и знак обслуживания.

Под товарным знаком и знаком обслуживания понимается обозначение, способное отличать соответственно товары и услуги одних юридических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Правовая охрана товарного знака предоставляется на основании его регистрации либо без регистрации на основании международных договоров, участницей которых является Республика Казахстан. Товарным знаком (знаком обслуживания) признается зарегистрированное либо охраняемое без регистрации в силу международного договора словесное, изобразительное, объемное или другое обозначение, служащее для отличия товаров или услуг одного лица от однородных товаров и услуг других лиц. Обозначения, регистрация которых в качестве товарного знака не допускается, порядок регистрации товарных знаков, прекращения их действия и признания регистрации недействительной, а также случаи, в которых может быть допущена правовая охрана незарегистрированных товарных знаков, определяются законодательными актами о товарных знаках. Право на товарный знак удостоверяется свидетельством. Обладатель права на товарный знак имеет исключительное право пользования и распоряжения принадлежащим ему знаком. Использованием товарного знака считается любое его введение в оборот: изготовление, применение, ввоз, хранение, предложение к продаже, продажа товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, использование в вывесках, рекламе, печатной продукции или иной деловой документации. На территории Республики Казахстан правовая охрана предоставляется товарному знаку, зарегистрированному патентным органом (организацией) Республики Казахстан или международной организацией в силу ратифицированного международного договора Республики Казахстан.

Субъектами права на товарный знак могут быть любые юридические и физические лица, осуществляющие в установленном порядке предпринимательскую деятельность. Данное право возникает с момента государственной регистрации соответствующего обозначения в Казпатенте. В этих целях заинтересованное лицо должно составить и подать заявку на регистрацию товарного знака в Казпатент, где оно подвергается экспертизе. Экспертиза проводится в два этапа: вначале проверяется наличие всех необходимых документов заявки и правильность их заполнения - предварительная экспертиза, а затем заявленное обозначение исследуется на предмет его соответствия требованиям предъявляемым к товарным знакам - экспертиза по существу. По результатам экспертизы принимается решение о регистрации товарного знака либо об отказе в регистрации. При несогласии заявителя с решением экспертизы он вправе подать заявление в суд.

Информация о работе Права интеллектуальной собственности