Научные произведения —
письменные произведения научной, научно-популярной,
учебной направленности, воплощенные
на материальном носителе.
Научно-технические
произведения — произведения научно-технической
и прикладной направленности, воплощенные
на материальном носителе.
Произведения изобразительного
искусства — это произведения живописи,
графики, скульптуры, выраженные различными
методами, на различных предметах или
из различных материалов.
Изобразительное искусство
объединяет живопись, графику, скульптуру;
оно отображает действительность в наглядных
и зрительно воспринимаемых образах. Произведения
изобразительного искусства эстетически
выражают мысли, переживания и взаимоотношения
людей, воплощают те или иные идеи и представления.Охрана
произведений изобразительного искусства
авторским правом имеет особенности, вызванные
уникальностью каждого произведения.
Для произведений искусства как ни для
какого-либо другого вида произведений
различие между оригиналом и копией имеет
существенное значение. Уникальность
художественного произведения ведет к
дополнительным формам охраны прав художника,
поскольку после продажи художник может
больше никогда не увидеть свое творение.
Произведения прикладного искусства
— это произведения изобразительного
искусства, выраженные в товарах прикладного
назначения, произведенные промышленным,
ремесленным или кустарным способом.
Произведения прикладного искусства
могут охраняться патентным законодательством
как промышленные образцы, если выполнены
условия патентоспособности. При этом
во многих странах установлено, что при
патентной охране объект перестает охраняться
авторским правом. Другие же страны допускают
двойную охрану как патентным, так и авторским
правом.
Произведения архитектуры —
это объекты, воплощенные в зданиях, сооружениях,
их комплексах, спроектированных и построенных
с использованием различных методов и
технологий для создания удобной среды
обитания и производства.
Фотографические произведения
— это воплощенные на материальном носителе
изображения объектов окружающего мира
в некоторый момент времени, предназначенные
для зрительного восприятия, в том числе
с помощью или посредством технических
средств.
Охрана фотографических произведений
отличается от охраны иных произведений
литературы, науки и искусства в отношении
срока охраны. В ст. 7 Бернской конвенции
установлено, что срок охраны фотографических
произведений не может быть короче 25 лет
со времени создания такого произведения.
В ст. 12 Соглашения ТРИПС эта норма подтверждена.
Другими словами, срок охраны
фотографических произведений может не
зависеть от продолжительности жизни
автора.
Аудиовизуальные произведения
— это воплощенные на материальном носителе
звуки и подвижные (динамические) изображения
объектов окружающего мира, в частности
исполнения произведений литературы,
предназначенные для зрительного и слухового
восприятия с помощью или посредством
различных технических средств.
Охрана аудиовизуальных произведений
на международном уровне обеспечивается
Бернской конвенцией по охране литературных
и художественных произведений с 1948 г.
Картографические произведения
— это воплощенные в двухмерном и трехмерном
материальном носителе изображения архитектурных,
географических, топографических и иных
объектов, имеющих отношение к науке, технике,
строительству. Слово «топология» не должно
вводить в заблуждение, поскольку оно
оказалось неправильным переводом англоязычного
термина «topography».
Компьютерные программы — это
воплощенные на материальном носителе
упорядоченные совокупности команд и
данных для получения определенного результата
с помощью компьютера.
Во-первых, исходный текст компьютерной
программы имеет черты литературного
произведения.
Во-вторых, алгоритмы, методы,
идеи, теории, формулы, использованные
при разработке компьютерной программы,
придают ей черты научного произведения.
В-третьих, аудиовизуальные
отображения, анимация и графика, создаваемые
компьютерной программой, имеют черты
художественного произведения.
База данных — это воплощенные
на материнском носителе совокупности
данных, подбор и расположение которых
представляют результат творческого труда.
Базы данных являются одним
из наиболее сложных объектов охраны,
возможно, потому, что под базами данных
понимают иногда разные объекты в зависимости
от того, какой критерий положен в определение
базы данных.
Таким образом, разделение баз
данных на креативные и некреативные,
с одной стороны, и на инвестиционные и
неинвестиционные — с другой, является
в значительной мере субъективным.
На международном уровне охрана
креативных баз данных впервые введена
в Соглашение ТРИПС, в Директиву Европейского
союза «О правовой охране баз данных»
и в Договор ВОИС по авторскому праву.
Мультимедийные произведения
— это воплощенные на локальном материальном
носителе (жестком диске, CD, DVD и т. д.) совокупности
произведений и исполнений и иных объектов
интеллектуальной собственности в цифровой
форме, к которым возможен интерактивный
доступ.
Сетевые произведения — это
воплощенные на материальных носителях
компьютерных сетей совокупности произведений,
исполнений и иных объектов интеллектуальной
собственности в цифровой форме, к которым
возможен интерактивный доступ.
Одной из особенностей сетевых
произведений является то, что они используются
в качестве средства электронной торговли.
Программное обеспечение —
это воплощенная на материальном носителе
упорядоченная совокупность команд и
данных для получения какого-либо результата
с помощью различных технических средств
и устройств, в частности компьютера.
Закрытая информация — необнародованные
сведения о результатах интеллектуальной
деятельности или сами эти результаты.
Включение в предложенное выше
определение «закрытая информация» сведений
о результатах интеллектуальной деятельности
является общепринятым. Например, в соответствии
со ст. 1017 Гражданского кодекса РК секретом
производства (ноу-хау) признаются сведения
любого характера, в том числе в научно-технической
сфере, в отношении которых их обладателем
введен режим коммерческой тайны. Также
в национальном законодательстве предусмотрены
произведения, не являющиеся объектами
авторского права.
Не являются объектами авторского
права:
1) официальные документы
(законы, судебные решения, иные тексты
законодательного, административного,
судебного и дипломатического
характера), а также их официальные
переводы;
2) государственные символы
и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные
знаки и иные государственные
символы и знаки);
3) произведения народного
творчества;
4) сообщения о событиях
и фактах, имеющие информационный
характер.
Срок действия авторского
права
Авторское право действует
в течение всей жизни автора и пятидесяти
лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных
настоящей статьей.
Право авторства, право на имя
и право на защиту репутации автора охраняются
бессрочно.
Автор вправе в том же порядке,
в каком назначается исполнитель завещания,
указать лицо, на которое он возлагает
охрану права авторства, права на имя и
права на защиту своей репутации после
своей смерти. Это лицо осуществляет свои
полномочия пожизненно. При отсутствии
таких указаний охрана права авторства,
права на имя и права на защиту репутации
автора после его смерти осуществляется
его наследниками или уполномоченным
органом Республики Казахстан, который
осуществляет такую охрану, если наследников
нет или их авторское право прекратилось.
Авторское право на произведение,
обнародованное анонимно или под псевдонимом,
действует в течение пятидесяти лет после
даты его правомерного обнародования.
Если в течение указанного срока автор
произведения, выпущенного анонимно или
под псевдонимом, раскроет свою личность
или его личность не будет далее оставлять
сомнений.
Авторское право на произведение,
созданное в соавторстве, действует в
течение всей жизни и пятидесяти лет после
смерти последнего автора, пережившего
других соавторов.
Авторское право на произведение,
впервые выпущенное в свет в течение тридцати
лет после смерти автора, действует в течение
пятидесяти лет после его выпуска в свет,
считая с первого января года, следующего
за выпуском произведения в свет.
В случае, если автор был репрессирован
и реабилитирован посмертно, то срок охраны
прав, предусмотренный настоящей статьей,
начинает действовать с первого января
года, следующего за годом реабилитации.
Исчисление сроков, предусмотренных
настоящей статьей, начинается с первого
января года, следующего за годом, в котором
имел место юридический факт, являющийся
основанием для начала течения срока.
При предоставлении охраны
произведению в соответствии с международными
договорами, ратифицированными Республикой
Казахстан, срок действия авторского права
не может превышать срок, установленный
в стране происхождения произведения,
согласно пункту 4 статьи 5 настоящего
Закона. Сроки, предусмотренные настоящей
статьей, применяются во всех случаях,
когда юридический факт, являющийся основанием
для начала течения срока, имел место не
ранее чем за пятьдесят лет до введения
в действие настоящего Закона.
Переход произведений
в общественное достояние
Истечение срока действия авторского
права на произведения означает их переход
в общественное достояние.
Произведения, перешедшие в
общественное достояние, могут свободно
использоваться любым лицом без выплаты
авторского вознаграждения. При этом должно
соблюдаться право авторства, право на
имя и право на защиту репутации автора.
Использование
произведений, перешедших в общественное
достояние, в целях содействия творческой
деятельности авторов, улучшения их материально-бытовых
условий вправе производить отчисления
в профессиональные фонды авторов или
организациям, управляющим имущественными
правами авторов на коллективной основе
Тема: «Смежные права».
План:
1. Общие положения.
2. Понятие и содержание
смежных прав.
4. Структура законодательства
в области охраны смежных прав.
5. Международные соглашения
в области охраны смежных прав
Возникновение смежных прав
относится к периоду после первой мировой
войны, с развитием новых технологий, обусловивших
появление радио, кино, грампластинок,
а затем телевещания, аудиокассет и т.п.
Термин «смежные права» в основном
употребляется в правовых системах романо-германской
семьи. Англо-саксонской системе это понятие
неизвестно. Так, в США термин авторское
право «copyright» относится как к объектам
авторского права, так и к фонограммам.
Впервые на территории Республики
Казахстан смежные права стали охраняться
с введением Основ гражданского законодательства. Ст. 141 и 142 этого нормативного
акта впервые признали, что артистам, режиссерам
- постановщикам и дирижерам принадлежит
право на имя, право на защиту постановки
и исполнения от искажения, право осуществлять
или разрешать использование постановки
и исполнения и право на вознаграждение.
Запись исполнения, трансляции исполнения
и иное использование могли производиться
только с согласия исполнителя. По сравнению
с ранее действовавшим ГК КазССР это было
прорывом в охране этих специфических,
производных по своей сути прав. Дальнейшее
развитие этого принципиального решения
было сделано Законом об авторском праве
и смежных правах , принятым 10 июня 1996 года.
Для правильного уяснения объема
правового регулирования смежных прав
в ГК РК в ст. 985 - 990 ГК установлены
наиболее принципиальные положения о
смежных правах, создающие основу для
более полного их регулирования в специальных
нормативных актах, главным из которых
является Закон об авторском праве и смежных
правах. Поэтому уяснение сущности правовой
охраны объектов смежных прав лучше производить,
изучая и сопоставляя между собой нормы
главы 51 ГК РК и нормы
Закона об авторском праве и смежных
правах.
Необходимо иметь в виду, что
в целях законодательной экономии ст. 988 ГК отнесла
все вопросы регулирования исключительных
и иных прав субъектов смежных прав, а
также ответственности за их нарушение
к регулированию специальными нормативными
актами. Главным из таких актов является
Закон об авторских и смежных правах.
Этот Закон существенно расширил
объекты охраняемых смежных прав. Ст. 34 распространяет
смежные права на постановки, исполнения,
фонограммы, передачи организаций эфирного
и кабельного вещания. При этом не имеют
значения назначение, содержание и достоинство,
а также способ и форма выражения данных
произведений. Это краткое перечисление
объектов правовой охраны, объединяет
несколько больших групп смежных прав,
имевших до появления обобщающего названия
собственные наименования: права исполнителей
на их исполнения и постановки (исполнительские
права); прав производителей фонограмм
на фонограммы (фонограммные права); права
организаций эфирного вещания; прав организаций
кабельного вещания. После уяснения объектного
состава и характера прав становится понятна
множественность прав в термине "смежные
права". Речь идет не об одном, а о нескольких
правах.
2. Понятие и содержание
смежных прав.
В Гражданском кодексе Республики
Казахстан понятие смежные права» не определено,
как не определено и понятие прав, смежных
с авторскими. Тем не менее, используя
содержание гл. 51 Кодекса
определение понятия «интеллектуальная
собственность», можно вывести следующее
определение понятия «смежные права»
«права, смежные с авторскими».
Смежные права — это права исполнителей
и правовое положение созданных их творческим
трудом исполнений, в том числе некоторых
видов произведений; права производителей
фонограмм, вещательных организаций, производителей
инвестиционных баз данных и правовое
положение созданных ими фонограмм, передач
вещания, баз данных; права публикаторов
произведений.
В настоящее время в Казахстанском
законодатеьстве выделяются 4 вида смежных
прав, которые закреплены в гл. 51 ГК РК: права
на постановку, право на исполнение, право
на фонограмму и право организаций эфирного
и кабельного вещания.
Согласно п.1. ст. 986 ГК
РК субъектами смежных прав являются исполнители,
производители фонограмм и организации
эфирного и кабельного вещания.