- сведения об окружающем
мире и протекающих в нем
процессах, воспринимаемых человеком
или специальным устройством;
- сообщения, осведомляющие
о положении дел, о состоянии чего-нибудь.
Можно привести еще одно определение
информации (философское): информация
– это свойство материи, состоящее в том,
что в результате взаимодействия объектов
между их состояниями устанавливается
некоторое соответствие.
С середины ХХ века информация
определяется как общенаучное понятие,
включающее обмен сведениями:
- между людьми,
- между человеком и
автоматом,
- между автоматом и
автоматом,
- обмен сигналами в
животном и растительном мире,
- передача информации
от организма к организму (генетическая
информация).
Свойства информации, ее юридические
особенности проявляются в информационных
процессах. Информационные процессы –
процессы сбора, обработки, накопления,
хранения, поиска и распространения информации.
Юридические особенности информации
должны учитываться при правовом регулировании
информационных отношений. Ниже приведены
юридические особенности информации.
1.Свойство физической не отчуждаемости
информации.
Свойство основано на том, что
информация, знание информации не отчуждаемы
от человека, который является их носителем.
А значит, при передаче информации от одного
лица к другому должен оформляться не
факт отчуждения информации, а передача
прав на ее использование. Например, при
продаже дома происходит его отчуждение,
при передаче информации источник информации
продолжает быть ее носителем.
2. Свойство
обособляемости информации.
Для включения в оборот информации
ее необходимо овеществить. Это происходит
путем перевода ее в символы, знаки, волны
и тому подобное. Таким образом, овеществленная
информация, то есть обособленная от ее
производителя, становится самостоятельным
объектом правоотношений, ее можно передать
от одного субъекта другому. Например,
для входа в информационный процесс программа
для ЭВМ должна быть зафиксирована на
бумаге, материальном носителе.
3. Свойство
информационного объекта.
Информация имеет хождение
только на материальном носителе или с
помощью материального носителя (статья
в газете, информация по радио). То есть
мы видим двуединство информации – самой
информации и носителя, на котором она
закреплена. Это свойство позволяет распространить
на информационный объект совместное
и взаимосвязанное действие двух институтов
– института авторского права и института
вещной собственности. Например, в отношении
программы для ЭВМ, размещенную на диске,
будут действовать авторские права, в
отношении самого диска – вещные права,
владельцы прав могут быть различны.
4. Свойство
тиражируемости информации.
Информация может тиражироваться
и распространяться в неограниченном
количестве экземпляров без изменения
ее содержания. Одна и та же информация
может принадлежать одновременно неограниченному
кругу людей. Юридические последствия
следующие, необходимо закреплять объем
прав по использованию информации.
5. Свойство
организационной формы.
Зачастую информация в обороте
представляет собой документ (оригинал,
копия, массив документов). Информация,
оформленная в виде документа, имеет свои
атрибуты, а, следовательно, можно установить
владельца информации (например, по подписи).
Это свойство позволяет относить к информационным
объектам не только документы, но и организационные
информационные структуры, например базы
данных.
6. Свойство
экземплярности информации.
Поскольку информация зачастую
распространяется на материальном носителе,
существует возможность учета количества
носителей с информацией, а значит, и ограничение
доступа к информации.
Информация может играть различные
роли в правовой системе. Ниже приведена
ее классификация по тому месту, которая
информация занимает в системе права.
Всю информацию можно разделить
на две группы: неправовая информация
и правовая информация.
Неправовая информация – информация,
которая обращается в соответствии с предписаниями
правовых норм, но не является результатом
правовой деятельности.
Правовая информация – это
информация, которая создается в результате
правотворческой, правоприменительной,
правоохранительной деятельности. В свою
очередь, правовая информация делится
на нормативную, то есть сами нормы (законы,
постановления) и ненормативную – информацию,
с помощью которой реализуются предписания
правовых норм.
К ненормативной правовой информации
относятся:
- общая информация
о состоянии законности и правопорядка,
например, заявления, поступающие в
прокуратуру, Конституционный Суд,
другие суды о соблюдении законности;
- судебная, уголовная и прокурорская
статистика;
- информация о соблюдении
прав и свобод человека, эту
информацию предоставляет Уполномоченный
по правам человека;
- информация о гражданско-правовых
отношениях, договорных обязательствах;
- информация об исполнении
нормативных предписаний органами
государственного и муниципального управления;
- информация судов (судебные
решения).
Информацию можно классифицировать
и по доступу к ней. Вся информация делится
на две группы: открытая и закрытая. К открытой
информации относятся:
- информация об объектах
гражданских прав (произведения
науки, литературы, документы, подтверждающие
авторские права и тому подобное);
- массовая информация,
информация, подготавливаемая и
распространяемая средствами массовой
информации или через Интернет
с целью информирования населения,
например, реклама;
- официальные документы,
например, законы, судебные решения.
К закрытой информации относятся:
- государственная тайна,
то есть защищаемые государством
сведения, создаваемые в условиях
секретности в соответствии с
законодательством;
- служебная тайна, информация,
основным пользователем которой
являются государственные и муниципальные
органы управления;
- коммерческая тайна,
это научно-техническая, технологическая,
организационная или иная используемая
в экономической деятельности
информация, сюда же можно включить и ноу-хау.
Режим защиты такой информации устанавливается
законом;
- профессиональная тайна,
это сведения, которые становятся
известны людям определенных
профессий в силу исполнения
ими своего профессионального долга;
- персональные данные,
эта информация создается самими
гражданами в их повседневной
деятельности, в том числе при
реализации ими прав и свобод
(право на труд, соцстрахование),
выполнение обязанностей (воинской).
Документальной информацией будут
являться справки, анкеты, история
болезни.
4. Государственное
регулирование в области средств массовой
информации
Закон Республики Казахстан
О средствахмассовой информации
(от 23 июля 1999 года № 451-I
с изменениями, внесенными Законами
РК от 03.05.2001 г. № 181-II;
от 19.12.03 г. № 509-II; от 08.07.05 г. № 67-III, от 10.01.2006
г. № 116
от 31.01.2006 г. № 125-III, от 05.07.2006 г. № 156-III ЗРК,
от 10.07.09 г. № 178-IV)
Настоящий Закон регулирует общественные
отношения в области средств массовой
информации, устанавливает государственные
гарантии их свободы в соответствии с
Конституцией Республики Казахстан.
Глава 1-1. Государственное
регулирование в области средств массовой
информации
Статья 4-1. Государственное регулирование
в области средств массовой информации
1. Государственное регулирование
в области средств массовой
информации осуществляется путем
правового обеспечения, лицензирования
деятельности по организации
телевизионного и (или) радиовещания,
контроля за соблюдением законодательства
Республики Казахстан в области
средств массовой информации.
2. Государственный контроль за
соблюдением законодательства Республики
Казахстан о средствах массовой
информации осуществляется уполномоченным
органом и другими государственными
органами в пределах их компетенции,
установленной законодательством
Республики Казахстан.
Статья 4-2. Компетенция Правительства
Республики Казахстан в области средств
массовой информации
Правительство Республики Казахстан:
1) разрабатывает и обеспечивает
реализацию основных направлений
государственной политики в области
средств массовой информации;
2) определяет порядок осуществления
учета иностранных средств массовой
информации, распространяемых в
Республике Казахстан;
3) утверждает порядок лицензирования
деятельности по организации телевизионного
и (или) радиовещания.
Статья 4-3. Компетенция уполномоченного
органа
Уполномоченный орган:
1) обеспечивает формирование и
реализацию государственной политики
в области средств массовой
информации;
2) осуществляет постановку на
учет средств массовой информации;
3) утверждает правила проведения
конкурсов на получение права
на телерадиовещание;
4) организует проведение открытых
конкурсов по распределению номиналов
радиочастот для телевизионного
и (или) радиовещания;
5) осуществляет лицензирование
деятельности по организации
телевизионного и (или) радиовещания
в порядке, установленном законодательством
Республики Казахстан о лицензировании;
6) осуществляет контроль за соблюдением
лицензиатом условий, указанных
в лицензии, и принимает решение
о приостановлении действия лицензии
в порядке, установленном законодательством
Республики Казахстан;
7) формирует, размещает и контролирует
осуществление государственного
заказа по проведению государственной
информационной политики на республиканском
уровне в порядке, установленном
законодательством Республики Казахстан;
8) осуществляет международное сотрудничество
в области средств массовой
информации;
9) ведет Единый реестр учета
иностранных средств массовой
информации, распространяемых на
территории Республики Казахстан;
10) разрабатывает и реализует
государственные и отраслевые (секторальные)
программы в области средств
массовой информации;
11) определяет порядок хранения
записей, имеющих историческую и
(или) культурную ценность;
12) утверждает правила аккредитации
журналистов;
13) координирует деятельность местных
исполнительных органов по осуществлению
контроля за соблюдением законодательства
Республики Казахстан в области
средств массовой информации;
14) координирует деятельность центральных
и местных исполнительных органов
по вопросам средств массовой
информации.
Статья 4-4. Компетенция местных исполнительных
органов областей (города республиканского
значения, столицы)
Местные исполнительные органы областей
(города республиканского значения, столицы):
1) реализуют государственную информационную
политику через региональные
средства массовой информации;
2) осуществляют учет иностранных
средств массовой информации, распространяемых
на территории области (города
республиканского значения, столицы);
3) утверждают порядок расположения
специальных стационарных помещений
и правила реализации в них
периодической печатной продукции,
публикующей материалы эротического
характера;
4) формируют, размещают и контролируют
осуществление государственного
заказа по проведению государственной
информационной политики на региональном
уровне в порядке, установленном
законодательством Республики Казахстан;
5) осуществляют контроль за соблюдением
законодательства Республики Казахстан
средствами массовой информации
на соответствующей административно-территориальной
единице;
6) предоставляют в уполномоченный
орган статистические данные, информацию
по учету иностранных средств
массовой информации, а также
сведения по соблюдению законодательства
Республики Казахстан.
Статья 4-5. Государственный контроль
1. Целью государственного контроля
является обеспечение соблюдения
физическими и юридическими лицами
законодательства Республики Казахстан
о средствах массовой информации.
2. Государственный контроль в
области средств массовой информации
осуществляется местными исполнительными
органами областей (города республиканского
значения, столицы), включает в себя:
1) контроль по соблюдению требований,
предусмотренных настоящим Законом;
2) контроль в отношении рекламы,
распространяемой через средства
массовой информации.
3. Государственный контроль в
области средств массовой информации,
осуществляемый уполномоченным
органом, местными исполнительными
органами областей (города республиканского
значения, столицы), выполняется в
форме проверок.
4. Виды проверок:
плановая — запланированная государственным
органом проверка, проводимая с учетом
установленных законами Республики Казахстан
временных интервалов по отношению к предшествующим
проверкам;
внеплановая — проверка, назначаемая
в связи со сложившейся социально-экономической
ситуацией, требующей немедленного реагирования
на обращения физических и юридических
лиц;