Права исполнителя признаются
за ним в соответствии с Законом «Об авторстве
и смежных правах» в случаях, если:
1) исполнитель является
гражданином Республики Казахстан;
2) исполнение, постановка
впервые имели место на территории
Республики Казахстан;
3) исполнение, постановка записаны
на фонограмм;
4) исполнение, постановка, не
записанные на фонограмму, включены
в передачу организации эфирного
или кабельного вещания.
Права производителя фонограммы
признаются за ним в случаях, если:
1) производитель фонограммы
является гражданином Республики
Казахстан или юридическим лицом,
имеющим официальное местонахождение
на территории Республики Казахстан;
2) фонограмма впервые
опубликована на территории Республики
Казахстан. Фонограмма также считается
впервые опубликованной на территории
Республики Казахстан, если в
течение тридцати дней после
даты опубликования за пределами
Республики Казахстан она была
опубликована на территории Республики
Казахстан.
Права организации эфирного
или кабельного вещания признаются за
ней в случае, если организация имеет официальное
местонахождение на территории Республики
Казахстан и осуществляет передачи с помощью
передатчиков, расположенных на территории
Республики Казахстан.
Смежные права иностранных
физических и юридических лиц признаются
на территории Республики Казахстан в
соответствии с международными договорами,
ратифицированными Республикой Казахстан,
если соответствующие исполнение, фонограмма,
передача организации эфирного или кабельного
вещания не перешли в общественное достояние
в стране их происхождения, определяемой
по правилам соответствующего международного
договора, ратифицированного Республикой
Казахстан, вследствие истечения установленного
в такой стране срока действия смежных
прав и не перешли в общественное достояние
в Республике Казахстан вследствие истечения
срока действия смежных прав.
Исключительные права на использование
фонограммы означают право разрешать
или запрещать осуществление следующих
действий: 1) воспроизводить фонограмму
в прямом и косвенном порядке и в любой
форме; 2) распространять оригинал и экземпляры
фонограммы, в том числе и импорт, посредством
продажи или иной передачи права собственности;
3) сдавать фонограмму в прокат (внаем)
даже после ее распространения, осуществляемого
производителем фонограммы или по его
разрешению; 4) переделывать или любым
способом перерабатывать фонограмму;
5) доводить фонограмму до всеобщего сведения.
4. Структура законодательства
в области охраны смежных прав.
В гражданском праве под защитой
авторских и смежных прав понимается совокупность
мер, направленных на восстановление и
признание этих прав при их нарушении
или оспаривании. Действующее законодательство
содержит достаточно подробную регламентацию
видов, форм, средств и способов защиты
авторских и смежных прав
По общему правилу защита авторских
и смежных прав осуществляется в судебном
порядке. В качестве средства защиты выступает
иск, т.е. обращенное к суду требование
об отправлении правосудия, с одной стороны,
и обращенное к ответчику материально-правовое
требование о выполнении лежащей на нем
обязанности или о признании наличия или
отсутствия правоотношения - с другой.
Глава 5 Закона РК «Об авторских
и смежных правах» регулирует защиту авторских
и смежных прав.
За нарушение авторских и смежных
прав наступает гражданская, уголовная
и административная ответственность в
соответствии с законодательством Республики
Казахстан. (ст. 48 Закона «об
авторских и смежных правах»).
Защита авторских и смежных
прав осуществляется судом путем:
1) признания прав;
2) восстановления положения,
существовавшего до нарушения
права;
3) пресечения действий, нарушающих
право или создающих угрозу
его нарушения;
4) возмещения убытков, включая
упущенную выгоду;
5) взыскания дохода, полученного
нарушителем вследствие нарушения
авторских и смежных прав;
6) выплаты компенсации
в сумме от двадцати до пятидесяти
тысяч минимальных размеров заработной
платы, а при нарушении прав
авторов программы для ЭВМ
или базы данных — в размере
от пятисот до пятидесяти тысяч
минимальных размеров заработной
платы, устанавливаемой законодательством
Республики Казахстан. Размер компенсации
определяется судом вместо возмещения
убытков или взыскания дохода;
7) принятия иных предусмотренных
законодательными актами мер, связанных
с защитой их прав.
5. Международные соглашения
в области охраны смежных прав
Начало международно-правовой
охране авторских и смежных прав было
положено еще в 1886 г. подписанием Бернской
конвенции об охране литературных и художественных
произведений. Она была принята 9 сентября
1886 года в Берне (Швейцария). Первыми участниками
конвенции были Бельгия, Германия, Франция,
Испания, Великобритания, Тунис и Швейцария.
Спустя много лет,
Значимость Бернской конвенции
в сфере охраны смежных прав заключается
в том, что она впервые установила ряд
принципов международного авторского
права, которые получили свои собственные
названия.
Во-первых, это принцип национального
режима, в соответствии с которым каждая
страна-участник конвенции предоставляет
гражданам других стран-участниц те же
авторские права, что и своим собственным
гражданам. Любые разбирательства по поводу
подпадающих под конвенцию произведений
происходят по законам страны, на территории
которой они используются. Например, французский
закон об авторском праве применим к любым
материалам, публикуемым или исполняемым
на территории Франции, вне зависимости
от того, где эти материалы были первоначально
созданы.
Во-вторых, принцип независимости
охраны. Он заключается в том, что охрана
произведения в каждой стране никак не
зависит от охраны произведений в других
странах, в том числе в стране происхождения
произведения.
Третий принцип - принцип автоматической
охраны -- гласит, что авторское право не
требует для использования каких-либо
предварительных формальностей (типа
регистрации, особого заявления о претензиях
на копирайт, разрешения властей и т.д.)
и возникает автоматически в момент фиксации
произведения в материальной форме (для
граждан стран-членов конвенции) или первой
публикации (для опубликованных в этих
странах произведений иностранных авторов).
Презумпция авторства -- еще
один значимый принцип Бернской конвенции.
В соответствии с этим принципом, автором
считается тот, чьё имя или псевдоним указаны
на обложке книги.
Следует указать на Римскую
конвенцию 1961 г. об охране интересов артистов
- исполнителей, производителей фонограмм
и вещательных организаций. Основная задача
данной конвенции - создать единый правовой
режим охраны и защиты обладателей смежных
прав.
Следующий международный акт
- подписание Конвенции об охране интересов
производителей фонограмм от незаконного
воспроизводства их фонограмм (Женева,
29 октября 1971 г.).
Лекция
Тема: Правовое
регулирование в деятельности средство
массовой информации
План:
Понятие и функции
СМИ
СМИ как институт
современной демократии.
Средства массовой
информации как объект права
Государственное
регулирование в области средств массовой
информации
Ключевые слова: правовое регулирование, саморегулирование,
правовая информация, государственный
контроль, государственная тайна.
Понятие и функции
СМИ.
Неотъемлемой составной частью
политики являются массовые коммуникации.
Политика в большей мере, чем другие виды
общественной деятельности, нуждается
в специальных средствах информационного
обмена, в установлении и поддержании
постоянных связей между ее субъектами.
Если, например, экономика вполне может
функционировать на основе рыночного
саморегулирования при ограниченных,
преимущественно непосредственных формах
взаимодействия людей, то политика невозможна
без опосредованных форм общения и специальных
средств связи между различными носителями
власти, а также между государством и гражданами.
Средства массовой
информации – это, прежде всего, институт
гражданского общества, именно гражданского
общества, а не власти, и не коммерческих
структур (хотя включение в систему экономических
отношений имеет место во всем мире). Соответственно,
главные функции СМИ должны быть связаны
с задачами интеграции общества.
Это обусловлено самой природой
политики как коллективной, сложно организованной
целенаправленной деятельности, специализированной
формы общения людей для реализации групповых
целей и интересов, затрагивающих все
общество. Коллективный характер реализуемых
в политике целей предполагает их обязательное
осознание разделенными в пространстве
членами коллектива (государства, нации,
группы, партии и т.п.) и координацию деятельности
людей и организаций. Все это обычно невозможно
при непосредственном, контактном взаимодействии
граждан и требует использования специальных
средств передачи информации, обеспечивающих
единство воли, целостность и единую направленность
действий множества людей. Эти средства
называют СМИ, СМК или масс-медиа.
СМИ представляют собой учреждения,
созданные для открытой, публичной передачи
с помощью специального технического
инструментария различных сведений любым
лицам. Их отличительные черты - публичность,
т.е. неограниченный и надперсональный
круг потребителей; наличие специальных,
технических приборов, аппаратуры; непрямое,
разделенное в пространстве и во времени
взаимодействие коммуникационных партнеров;
однонаправленность взаимодействия от
коммуникатора к реципиенту, невозможность
перемены их ролей; непостоянный, дисперсивный
характер их аудитории, которая образуется
от случая к случаю в результате общего
внимания, проявленного к той или иной
передаче.
Функции СМИ разнообразны. В
любом современном обществе они в той
или иной форме выполняют ряд общих политических
функций. Пожалуй, важнейшей из них является
информационная функция. Она состоит в
получении и распространении сведений
о наиболее важных для граждан и органов
власти событиях. Добываемая и передаваемая
масс-медиа информация включает не только
беспристрастное, фотографическое освещение
тех или иных фактов, но и их комментирование
и оценку.
Конечно, далеко не все распространяемые
СМИ сведения (например прогнозы погоды,
развлекательные, спортивные и другие
подобные сообщения) носят политический
характер. К политической информации относятся
те сведения, которые имеют общественную
значимость и требуют внимания со стороны
государственных органов или оказывают
на них воздействие. На основе получаемой
информации у граждан формируется мнение
о деятельности правительства, парламента,
партий и других политических институтов,
об экономической, культурной и иной жизни
общества. Особенно велика роль СМИ в формировании
мнения людей по вопросам, не находящим
непосредственного отражения в их повседневном
опыте, например о других странах, о политических
лидерах и т.п.
Информационная деятельность
СМИ позволяет людям адекватно судить
о политических событиях и процессах лишь
в том случае, если она выполняет и образовательную
функцию. Эта функция проявляется в сообщении
гражданам знаний, позволяющих адекватно
оценивать и упорядочивать сведения, получаемые
из СМИ и других источников, правильно
ориентироваться в сложном и противоречивом
потоке информации.
2. СМИ как институт современной
демократии.
Интеграция общества в современном
мире неотделима от демократического
процесса. СМИ выступают основным гарантом
информационного обеспечения этого процесса,
прежде всего, за счет максимально полного
информирования граждан о всех наиболее
значимых процессах и явлениях, происходящих
в обществе, о позиции и действиях властей,
их усилиях, направленных на решение волнующих
граждан вопросов и проблем. Способствование
интеграции общества путем его всестороннего
информирования предполагает представление
точек зрения различных общественных
групп и сил.
Представление различных точек
зрения, которые должны стать доступными
аудитории, служит тому, чтобы они смогли
увидеть свою позицию в ареале других
точек зрения, соотнести свои интересы
с интересами других сил и групп в целях
обсуждения, согласования и выработке
взаимоприемлемой позиции по тому, или
иному вопросу (проблеме). СМИ не навязывают
свое видение, свое решение проблемы, а
обеспечивают диалог, обозначая вместе
с тем и свою собственную позицию (если
в этом есть необходимость), проявляя при
этом терпимость к другим точкам зрения
и не претендуя на роль арбитра, имея (в
качестве сверхзадачи) цель в обеспечении
конструктивного взаимодействия различных
сил, работу на общий интерес, практическое
решение проблемы.
Вторая составляющая демократического
потенциала СМИ состоит в их возможности
делать достоянием общественности все
значимые факты отклонения от закона,
норм общественной морали, антисоциальных
действиях не только криминальных элементов,
но и бизнес – и властных структур, тех
или иных социальных институтов.
По отношению к властным структурам,
критикуя их действия, не вписывающиеся
в рамки закона, общественной морали или
просто не эффективные, СМИ выступают
в роли своего рода не парламентской оппозиции.
В современных либеральных обществах
такая оппозиционная роль СМИ расценивается
очень высоко. Критика СМИ здесь чаще всего
направлена на действия властей различного
уровня.
Основная коллизия при этом
состоит в том, что будучи институтом гражданского
общества, признанными способствовать
формированию и интеграции этого общества,
защите его интересов перед властью и
бизнесом, реально в силу сложившейся
в обществе системе политических и экономических
отношений они эту роль не выполняют, а
выступают нередко в роли представителя
интересов власти или бизнеса, при том,
что интересы власти и граждан, бизнеса
и граждан не обязательно противостоят
друг другу. Но и не всегда совпадают.
Средства массовой
информации как объект права
Существует значительное количество
определений термина "информация".
Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова
и Н.Ю. Шведовой дает два значения этого
слова: