Всемирная конвенция содержит
положения, которые в большей мере соответствуют
интересам развивающихся стран, чем положения
Бернской конвенции. Тем не менее ВОИС
сделала все возможное, чтобы ослабить
влияние Всемирной конвенции об авторском
праве.
Соглашение ТРИПС.
Это Соглашение является приложением
1С Ма-ракешского соглашения, учредившего
Всемирную торговую организацию. Соглашение
подписано 15 апреля 1994 г. и вступило в силу
1 января 1995 г.
Создание ВТО
инициировано США и другими экономически
развитыми странами для достижения мирными
средствами целей, которые ранее достигались
военным путем. С этой целью используется
принцип
глобализации мировой торговли, якобы
соответствующий интересам всех стран.
Однако действительная цель глобализации
— захват и контроль токарных и ресурсных
рынков развивающихся стран и стран с
переходной экономикой.
В сфере интеллектуальной
собственности цель глобализации — расчистка
рынков развивающихся стран и стран с
переходной экономикой для Товаров, в
которых воплощены объекты интеллектуальной
собственности, I и обеспечение интересов
своих правообладателей любыми средствами,
в том числе «без суда и следствия». В ТРИПС
под «обеспечением» понимаются действия
лиц ex officio (по должности), которые решают,
что про-I изошло нарушение прав на интеллектуальную
собственность, и принимают «эффективные
и срочные меры» по их предотвращению.
Однако в консти- туциях большинства стран
такие действия «без суда и следствия»
запрещены. Тем не менее именно такие незаконные
действия получают все большее Распространение.
Следует отметить
то обстоятельство, что большинство разработчиков
Соглашения ТРИПС, за исключением представителей
развитых стран, не являлись специалистами
в области интеллектуальной собственности
и по-тому неудивительно, что Соглашение
ТРИПС оказалось созданным специалистами
США и их союзников.
Договор ВОИС по
авторскому праву. Нормы Соглашения
ТРИПС в отношении объектов авторского
права не были новыми, поскольку они уже
существовали в региональном и национальном
законодательстве. Более того, Соглашение
не смогло предвидеть последствий, связанных
с цифровыми технологиями. Попытка решить
некоторые из этих проблем предприняты
Дипломатической конференцией ВОИС по
некоторым вопросам авторского права
и смежных прав (2—20 декабря 1996 г.), которая
приняла Договор ВОИС по авторскому праву
(ДАП) вступивший в силу в марте 2002 г. Договор
предложил ряд новых норм авторского права
и повторил подход Соглашения ТРИПС к
обеспечению прав. В отношении некоторых
статей договора принято девять согласованных
заявлений. Несмотря на то что договор
считается большим достижением, его эффективность
невелика из-за противоречивости некоторых
норм.
Эволюция авторского права
Республики Казахстан
В эволюции
авторского права Казахстана
можно выделить имперский (1828-1917
гг.), советский (1917-1991 гг.) и современный
периоды.
Имперский период.
Первые положения об авторском праве в
Российской империи возникли в 1828 г. В
1830 г. появилось Положение о правах сочинителей,
переводчиков и издателей, в 1845 г. – Правила
о музыкальной собственности, а в 1846 г.
– Положение о собственности художественной.
С 1887 г. нормы
авторского права входили в
Свод законов Российской империи
в качестве приложения к ст.
420, которое включало постановления
о праве собственности наук
и словесности, о праве художественной
собственности, о праве музыкальной
собственности.
Последний Закон
Российской империи «Об авторском праве»
от 20 марта 1911г. распространил авторское
право на географические, топографические,
астрономические и иного рода карты, глобусы,
атласы, рисунки по естествознанию, строительные
и другие технические планы, рисунки, чертежи,
драматические, музыкально-драматические
и фотографические и подобные им произведения.
Некоторые положения Закона не соответствовали
Бернской конвенции — например, допускался
свободный перевод произведений.
Советский период.
После крушения Российской империи правоот-ношения
в сфере авторского права регулировались
декретами и постанов-лениями Совета народных
комиссаров, которые ограничили права
авторов. В соответствии с декретом СНК
«О научных, литературных, музыкальных
и художественных произведениях» 1918 г.3
любое произведение могло быть признано
достоянием республики. На основании декрета
«О научных, литературных, музыкальных
и художественных произведениях» в 1919
г. были признаны достоянием РСФСР произведения
17 русских авторов.
Закон «Об авторском
праве» 1928 г. просуществовал до начала
60-х годов, когда его измененное содержание
было внесено в Основы гражданского законодательства
СССР и союзных республик.
После присоединения
СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском
праве в Основы гражданского законодательства
СССР и гражданские кодексы союзных республик
были введены новые нормы, которые несколько
расширили права авторов.
Современный период. Новым
этапом в развитии законодательства об
авторском праве явилось вступление в
силу закона Республики Казахстан «Об
авторском праве и смежных правах», от
10 июня 1996г. Новый закон был разработан
в соответствии с положениями международных
договоров в сфере авторских и смежных
прав, в том числе Женевской (Всемирной)
конвенции «Об авторском праве», Бернской
конвенции «Об охране литературных и художественных
произведений», Женевской конвенции «Об
охране интересов производителей фонограмм
от незаконного воспроизводства их фонограмм».
Указанный закон был признан лучшим в
СНГ Законом об авторском праве.
С 1999 г. правоотношения
в сфере авторского права регулируются
главой 50 пятого раздела Гражданского
кодекса Республики Казахстан.
Субъекты авторского
права. Соавторство
Первичными или первоначальными
субъектами авторского права являются
авторы произведений литературы, науки
и искусства. В Законе РК «Об авторском
праве и смежных правах», автор произведения
определен следующим образом.
Автор — это гражданин,
творческим трудом которого создано произведение.
Несмотря на кажущуюся простоту, это определение
нуждается в пояснениях.
Во-первых, первичными
субъектами авторского права являются
авторы произведений. Субъектами авторского
права могут быть создатели иных объектов
интеллектуальной собственности, поскольку
заявочная документация, которую они подают
в патентное ведомство для получения охранных
документов (патентов, свидетельств), является
объектом авторского права.
Во-вторых, при
создании произведений совместным творческим
трудом нескольких лиц все они признаются
соавторами. Однако соавторами не могут
быть лица, оказывавшие автору материальное,
организационное, техническое или иное
содействие или помощь, которые не имели
творческого характера.
В-третьих, категория
«гражданин» вместо категории «физическое
лицо», использовавшейся в раннем законодательстве,
представляется более узкой, поэтому использование
категории «физическое лицо» представляется
предпочтительным.
Поскольку личные
неимущественные права автора признаются
неотчуждаемыми и непередаваемыми, то
субъектами личных неимуществен- ных прав могут быть только
авторы произведений литературы, науки
и искусства.
Исключительное
авторское право может принадлежать не
только автору произведения, но и иным
лицам — правообладателям авторского
права. Причем принадлежность исключительного
права тому или иному лицу устанавливается
по закону или по договору.
По закону или
по договору субъектами исключительного
авторского права могут быть не только
авторы произведений, но и иные лица:
наследники авторов;
работодатели авторов служебных
произведений;
издатели некоторых видов произведений;
правопреемники юридических
лиц;
правообладатели объектов авторского
права.
Наследники авторов — это физические
или юридические лица, которые по закону
или завещанию наследуют исключительные
права авторов на те или иные произведения.
Работодатели
авторов — это физические
или юридические лица, которые оплачивают
работу авторов по созданию служебных
произведений.
Издатели некоторых
видов произведений —
это физические или юридические лица,
выпускающие в свет энциклопедии, энциклопедические
словари, газеты, журналы и иные периодические
издания, в том числе сборники научных
трудов.
Правопреемники
юридических лиц — это лица, к
которым перешли исключительные права
по закону, договору или в силу других
юридических оснований, например при реорганизации
юридических лиц.
Правообладатели
объектов авторского права —
любые физические и юридические лица,
обладающие исключительными правами на
объекты авторского права.
В Бернской конвенции сформулирован
принцип презумпции обладателя авторского
права, в соответствии с которым автор
охраняемого произведения рассматривается
таковым при отсутствии доказательства
иного, если имя автора обозначено на произведении
обычным образом. Признание авторства
необходимо для того, чтобы автор имел
право на возбуждение судебного преследования
во всех странах Бернского союза в отношении
любых лиц, допустивших незаконное использование
его произведения.
Соавторство
Авторское право на произведение,
созданное совместным творческим трудом
двух или более лиц (соавторство), принадлежит
соавторам совместно, независимо от того,
образует ли такое произведение одно неразрывное
целое или состоит из частей, каждая из
которых имеет также и самостоятельное
значение.
Часть произведения признается
имеющей самостоятельное значение, если
она может быть использована независимо
от других частей этого произведения.
Каждый из соавторов вправе
использовать созданную им часть произведения,
имеющую самостоятельное значение, по
своему усмотрению, если иное не предусмотрено
соглашением между ними.
Право на использование произведения
в целом принадлежит соавторам совместно.
Взаимоотношения соавторов могут определяться
соглашением между ними. Если произведение
соавторов образует неразрывное целое,
то ни один из соавторов не вправе без
достаточных к тому оснований запретить
использование произведения.
Каждый из соавторов
вправе от своего имени, в том
числе и без получения разрешения
других соавторов, принимать предусмотренные
настоящим Законом и иными
законодательными актами Республики
Казахстан меры, связанные с защитой
его прав, если иное не предусмотрено
соглашением между ними.
Объекты авторского
права
Объектами
авторского права являются произведения
литературы, науки и искусства.
Перечни произведений имеются в ряде международных
договоров и в национальном законодательстве.
Так, согласно законодательству, объектами
авторского права являются:
1) литературные произведения;
2) драматические и музыкально-драматические
произведения;
3) сценарные произведения;
4) произведения хореографии
и пантомимы;
5) музыкальные произведения
с текстом или без текста;
6) аудиовизуальные произведения;
7) произведения скульптуры,
живописи, графики и другие произведения
изобразительного искусства;
8) произведения прикладного
искусства;
9) произведения архитектуры,
градостроительства и садово-паркового
искусства;
10) фотографические произведения
и произведения, полученные способами,
аналогичными фотографии;
11) карты, планы, эскизы, иллюстрации
и трехмерные произведения, относящиеся
к географии, топографии и к
другим наукам;
12) программы для ЭВМ;
13) иные произведения.
При рассмотрении подобных
перечней объектов авторского права обычно подчеркивают,
что перечень не является исчерпывающим,
другими словами, считается, что к
объектам авторского права могут относиться
произведения, которые в этом перечне
явно не представлены.
Однако такое расширение сферы
действия законодательства нельзя считать
правомерным. Бернская конвенция давно
содержала довольно широкие критерии,
которые позволили включить в число объектов
авторского прав не только
любые произведения, но и некоторые исполнения
произведений. Точно так же законодательство
стран с переходной экономикой завершает
перечень объектов авторского права словами
«другие произведения». С этой точки зрения
любой объект, который мог считаться объектом авторского
права, должен пользоваться правовой охраной.
Однако это далеко не так.
Например, несмотря на то что
компьютерные программы в законодательстве
многих стран давно охраняются как объекты
авторского права, лишь в Соглашении ТРИПС
и Договоре ВОИС по авторскому праву они стали признанными
объектами авторского права. Другими словами,
любые заявления о неисчерпывающем
характере перечня объектов авторского права не имеют правовых
последствий. Для того чтобы конкретный
объект авторского права охранялся, он
должен быть явно указан в законодательстве.
В противном случае его охрана может зависеть
от аргументов истца, ответчика и позиции
суда.
Рассмотрим
кратко основные объекты авторского
права.
Литературные произведения
— это произведения художественного,
публицистического и прикладного характера,
воплощенные на материальном носителе.
С конца XX в. к литературным
произведениям стали относить и компьютерные программы.
Обычные базы данных в виде сборников
также относят к литературным произведениям.
Часто к объектам авторского
права относят музыкальные, драматические
и музыкально-драматические и хореографические
произведения, хотя в действительности
эти «произведения» являются исполнениями
тех или иных произведений.
Эти объекты могут считаться произведениями
только в том случае, если существуют ноты
(текст музыкального произведения
в нотной записи); партитура (нотная запись
многоголосного и музыкального исполнения
для оркестра, ансамбля, хора); либретто
(словесный текст музыкально-драматического
исполнения — оперы, оперетты), сценарий
(сюжетная схема постановки, пьесы, оперы,
балета, фильма и т. д.).