Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 13:51, реферат
Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему. Особенно остро стоит вопрос в системе школьного правового образования в России. Мало помощи со стороны государства - считается, что предмет «Права человека» не относится к обязательной для преподавания в школе программе. Российские дети, по данным официальной статистики последних лет, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет.
В семейном законодательстве РФ закреплено правило, в соответствии с которым, ребенок не имеет права на имущество родителей, а родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.
Наличие личных и имущественных прав несовершеннолетних необходимо для надлежащего процесса их воспитания в семье. Воспитание понимается нами как процесс взаимодействия между взрослыми и детьми, и чем в большей мере будет осуществляться такое взаимодействие, тем эффективнее будет проходить процесс воспитания, а действующие правовые нормы можно рассматривать как необходимые условия для надлежащего (эффективного) процесса воспитания ребенка в семьи.
Именно поэтому действующее семейное законодательство исходит из положения, в соответствии с которым родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Именно родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Именно родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
4. В первую очередь на
родителей действующее
Следовательно, именно к родителям необходимо обращаться в случаях, нарушения прав и интересов несовершеннолетних. Однако на практике могут иметь место случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В этом случае несовершеннолетний должен уведомить орган опеки и попечительства об имеющемся противоречии, а последний обязан назначить представителя для защиты прав и интересов.
В ст.56 СК впервые вопрос о защите прав ребенка занял свое самостоятельное место. При этом под защитой понимается: восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др.
Объектом защиты со стороны
семейного законодательства являются
лишь те права несовершеннолетнего,
которые предусмотрены ст.54-
Ребенок имеет право на защиту не только своих прав, но и законных интересов, между которыми нет и не может быть противоречий.
6). Защита прав и законных интересов несовершеннолетнего возлагается на родителей (лиц, их заменяющих), которые осуществляют ее в соответствии с требованиями ст.26, 28 ГК, ст.53-65, 150 СК. Раздельное проживание с ребенком не освобождает родителя от обязанностей по защите его прав и интересов (ст.66 СК). Но защиту прав и законных интересов ребенка не могут осуществлять: лица, лишенные родительских прав; граждане, у которых они отобраны по решению суда либо органом опеки и попечительства; лица, признанные недееспособными. Не могут выступать в роли защитника прав и законных интересов своего ребенка также граждане, чья дееспособность ограничена из-за злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. В случае установления над несовершеннолетним опеки (попечительства), передачи его на воспитание в приемную семью функции по защите прав и законных интересов ребенка в полном объеме выполняют лица, управомоченные в установленном законом порядке на его воспитание.6 При передаче на усыновление защита прав и законных интересов усыновляемого возлагается на усыновителя. Если ребенок устроен в детское воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты, защита его прав и законных интересов возлагается на администрацию этого учреждения. Даже временное пребывание ребенка в подобного рода учреждениях обязывает их администрацию выступать в защиту его прав и интересов. При невозможности вернуть ребенка в семью или незамедлительно устроить его в другую семью либо в одно из детских воспитательных учреждений защита прав и интересов несовершеннолетнего временно возлагается на орган опеки и попечительства (п.2 ст.123 СК).7
Прокурор защищает права и законные интересы ребенка, во-первых, осуществляя надзор за тем, как они соблюдаются прежде всего управомоченными на то органами, во-вторых, принимая непосредственное участие в делах, связанных с защитой прав детей (п.2 ст.70 СК).
Суд рассматривает споры, связанные с воспитанием детей. При этом он вправе вынести определение в адрес любых государственных, муниципальных, общественных организаций, отдельных граждан, обязывающее проследить, например, как охраняются права детей, оказать им посильную и возможную помощь.
Вступление в брак, оформленный в установленном законом порядке, до достижения совершеннолетия (п.2 ст.21 ГК), эмансипация несовершеннолетнего (ст.27 ГК) служат основанием для приобретения гражданской дееспособности в полном объеме. Поэтому признанный дееспособным ребенок вправе не только самостоятельно осуществить свои права и обязанности, в том числе и семейно-правовые, но и защищать себя сам.8
Особую опасность для ребенка представляют всякого рода злоупотребления со стороны родителей. Это основание для лишения родительских прав ( ст.69 СК). Не меньшую угрозу для детей, оставшихся без родителей, представляют злоупотребления в отношении ребенка со стороны тех, кто вызвался их заменить, принял на себя всю заботу о нем. При наличии такой угрозы есть все основания для прекращения существующих правоотношений путем отстранения опекуна (попечителя) в соответствии с п.3 ст.39 ГК, отмены усыновления (ст.141 СК), досрочного прекращения договора о передаче ребенка на воспитание в семью (п.2 ст.152 СК).9
Права и законные интересы ребенка могут нарушаться и в других случаях, в частности, при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию (см. комментарий к ст.63 СК). Уклонение от выполнения родительских обязанностей, в том числе связанных с образованием детей, злоупотреблением родительскими правами служит основанием для лишения родительских прав ( ст.69 СК). Но п.2 ст.56 СК делает акцент на предоставлении ребенку в таких случаях права самостоятельно обратиться за защитой своих прав.
Статья 56 СК предоставляет
право несовершеннолетнему
7). По смыслу п.2 ст.56 СК несовершеннолетний, достигший четырнадцати лет, может обжаловать в суд действия и решения, нарушающие его права, в соответствии с Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г.
Дети, страдающие от злоупотреблений со стороны родителей, часто не только не обращаются за защитой своих прав, но и стараются скрыть такие злоупотребления из страха перед родителями или из боязни, что их отберут у родителей и поместят в детские учреждения. В связи с этим в п.3 ст.56 СК установлено, что все должностные лица или граждане, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, обязаны незамедлительно сообщить об этом органу опеки и попечительства.11
Понятие должностного
лица можно распространить на всех
должностных лиц органов власти
и учреждений (государственных и муниципальн
Все сведения о детях, попавших в бедственное положение, следует адресовать в органы опеки и попечительства по фактическому месту нахождения несовершеннолетнего. Это позволит без промедления принять в необходимых случаях меры по защите нарушенных прав ребенка ( ст.122 и 123 СК).
Нормы, посвященные
правам несовершеннолетних детей, являются
новыми для российского законодательст
В СК РФ закреплены личные права ребенка, различные по своему содержанию. К ним относятся:
− право ребенка жить и воспитываться в семье (п. 2 ст. 54 СК РФ);
− право ребенка на общение с родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);
− право ребенка на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ);
− право ребенка выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ);
− право ребенка на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ).
− имущественные права ребенка (ст. 60 СК РФ)
Согласно п. 1
и 2 ст. 56 СК РФ защита прав и законных
интересов ребенка может
По общему правилу защита прав и интересов несовершеннолетних осуществляется родителями, усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями. Такими же полномочиями по защите прав детей в соответствии с СК РФ наделены органы опеки и попечительства, прокурор, суд.
Несовершеннолетний,
признанный в соответствии с законом
полностью дееспособным до достижения
совершеннолетия (например, эмансипированный
подросток или
Несовершеннолетний также вправе самостоятельно защищать свои интересы при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами. В таком случае ребенок вправе
8)
обратиться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении им четырнадцатилетнего возраста - в суд.
Основные положения Конвенции.
В соответствии с этими принципами:
1. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.
2. Ребенок имеет право
на сохранение своей
3. Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
4. Ребенок имеет право
на защиту от всех форм
5. Ребенок, лишенный своего
семейного окружения, имеет
6. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
7. Ребенок имеет право
на здравоохранение и
8. Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
9. Ребенок имеет право
пользоваться родным языком, исповедовать
религию своих родителей, даже
если он принадлежит к
10. Ребенок имеет право
на отдых и досуг, право
11. Ребенок имеет право
на защиту от экономической
эксплуатации и от выполнения
любой работы, которая может представлять
опасность для его здоровья, либо
наносить ущерб физическому,
12. Ребенок имеет право
на защиту от всех форм
9).
13. Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.
14. Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
15. Государства обязуются
уважать и соблюдать нормы
международного гуманитарного
Признавая ребенка самостоятельным
субъектом права, Конвенция ставит
перед государствами задачу подготовки
ребенка к самостоятельной