Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 13:51, реферат
Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему. Особенно остро стоит вопрос в системе школьного правового образования в России. Мало помощи со стороны государства - считается, что предмет «Права человека» не относится к обязательной для преподавания в школе программе. Российские дети, по данным официальной статистики последних лет, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет.
В отличие от Декларации прав ребенка, которая просто провозглашала определенные принципы, Конвенция установила минимальные нормы в области морали и права. Эти нормы обязательны для соблюдения всеми странами, ратифицировавшими Конвенцию. Конвенция стала первым международным документом, в котором наиболее полно излагались права детей: не только экономические, социальные и культурные, но и гражданские и политические права. Другой важной особенностью Конвенции являлось то, что впервые права детей приобрели силу международного права.
Ежегодно более 10 миллионов детей умирают, хотя в большинстве случаев их можно было бы спасти; 100 миллионов детей (из них 60% - девочки) все еще не имеют возможности посещать школу; 150 миллионов детей страдают от недоедания; вирус СПИДа среди детей распространяется с катастрофической быстротой. Все еще распространены нищета и дискриминация; социальные службы не получают достаточного финансирования. Миллионы детей по-прежнему страдают от эксплуатации их труда, детской работорговли и других форм злоупотреблений, эксплуатации и насилия.
Важную роль в решении проблем детей на международном уровне играет ЮНИСЕФ (UNICEF) - Детский фонд ООН.
За последнее десятилетие XX века в результате войн и гражданских беспорядков около 1 млн. детей стали сиротами или были оторваны от родителей, 12 млн. остались без крова и около 10 млн. были травмированы психологически. ЮНИСЕФ помогает детям и женщинам, пострадавшим от войн, гражданских беспорядков и стихийных бедствий, поставляя продовольствие, лекарства и чистую воду в зоны чрезвычайных ситуаций. Для решения особых проблем, возникающих в связи с военными действиями, ЮНИСЕФ организует оказание помощи детям по обеим сторонам конфликта. ЮНИСЕФ выступил инициатором и пропагандирует концепцию «дети как зона мира» для обеспечения лучшей их защиты.
Свою деятельность ЮНИСЕФ строит на принципах сотрудничества. Сотрудничества с властью, общественными организациями, другими международными фондами и организациями.
В развитых странах программы ЮНИСЕФ направлены на разъяснение обществу и правительствам проблем развития детей в развивающихся странах. Ведется сбор средств для осуществления программ помощи, в которых активно участвуют добровольцы.
10).
ЮНИСЕФ привлекает звезд кино, шоу-бизнеса и спорта к участию в своих проектах. Один из наиболее известных послов доброй воли ЮНИСЕФ была покойная Одри Хепберн. Среди других выдающихся участников этой уникальной деятельности можно назвать Гарри Белафонте, Роджера Мура, Джейн Сеймур, Лив Ульман и сэра Питера Устинова. Представительство ЮНИСЕФ в России было открыто в марте 1997. Одна из основных задач ЮНИСЕФ - помощь и поддержка практической реализации Конвенции о правах ребенка в России.
Одной из глобальных проблем в области защиты прав детей признается проблема жестокого обращения с детьми.
Под жестоким обращением понимаются
«все формы физического или
Причем, это явление характерно не только для развивающихся стран, где детские проблемы вполне очевидны и лежат на поверхности: голод, войны, отсутствие нормального жилья, здравоохранения и т.п. - все, что несет угрозу жизни и здоровью ребенка. Эта проблема существует и в развитых, вполне благополучных странах. Ведь понятие «жестокое обращение с детьми» включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями и представителями органов правопорядка по отношению к ребенку. Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, гражданами своей страны, ведет к воспроизводству насилия и жестокости в обществе.
Насилие имеет четыре основные формы: физическое, сексуальное, психическое, социальное.
Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку, причиняющих ущерб его здоровью, нарушающих его развитие и даже лишающих его жизни, а также приобщение ребенка к употреблению наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ или «медицинских» препаратов, вызывающих одурманивание.
Сексуальное насилие - вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия, а также в проституцию и порнобизнес. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок еще не способен предвидеть все негативные последствия таких действий.
Психическое насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, а также предъявление ребенку требований, не соответствующих его возрастным возможностям, тормозящих развитие личности и приводящих к формированию психологических комплексов.
Социальное насилие - пренебрежение интересами и нуждами ребенка - отсутствие элементарной заботы о ребенке и должного обеспечения его основных потребностей (питание, одежда, жилье, образование, медицинская помощь). В результате нарушается эмоциональное состояние ребенка, появляется угроза здоровью и нормальному развитию.
Статистика показывает, что до 40% случаев насилия над детьми совершается в семье, 38% - в школах, детских учреждениях и т.п. Поэтому огромное значение имеет система защиты прав детей, позволяющая отслеживать и контролировать такие варианты нарушения прав ребенка.
Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое
существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к
11).
данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные
настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их
юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи,
пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального,
этнического или социального происхождения, имущественного положения,
состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов
или каких-либо иных обстоятельств.
2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения
защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса,
деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка,
законных опекунов или иных членов семьи.
Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются
они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами
социального обеспечения, судами,
административными или
органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению
интересов ребенка.
2. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и
заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права
и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него
ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие
законодательные и административные меры.
3. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы,
ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам,
установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и
здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а
также компетентного надзора.
12).
Государства-участники принимают все необходимые законодательные,
административные и другие меры для осуществления прав, признанных в
настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных
прав государства-участники принимают такие меры в максимальных рамках
имеющихся у них ресурсов и, в случае необходимости, в рамках международного
сотрудничества.
Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности
родителей и
в соответствующих случаях
как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по
закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить
ребенком в осуществлении им признанных настоящей Конвенцией прав и делать
это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.
1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое
право на жизнь.
2. Государства-участники
обеспечивают в максимально
выживание и здоровое развитие ребенка.
1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения
имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это
возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.
2. Государства-участники
обеспечивают осуществление эти
соответствии с их национальным законодательством и выполнение их
обязательств согласно соответствующим международным документам в этой
области, в частности, в случае, если бы иначе ребенок не имел гражданства.
1.Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение
своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как
13).
предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.
2. Если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей
индивидуальности, государства-участники обеспечивают ему необходимую помощь
и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности.
1.Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со
своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда
компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии
с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в
наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым
в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко
обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают
раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания
ребенка.
2. В ходе любого
разбирательства в
статьи всем заинтересованным сторонам предоставляется возможность
участвовать в разбирательстве и излагать свои точки зрения.
3. Государства-участники
уважают право ребенка,
или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и
прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это
противоречит наилучшим интересам ребенка.
4. В тех случаях,
когда такое разлучение
принятого государством-участником, например при аресте, тюремном
заключении, высылке, депортации или смерти (включая смерть, наступившую по
любой причине во время нахождения данного лица в ведении государства)
одного или обоих родителей или ребенка, такое государство-участник
предоставляет родителям, ребенку или, если это необходимо, другому члену
14)
семьи по их просьбе необходимую информацию в отношении местонахождения
отсутствующего члена/членов семьи, если предоставление этой информации не
наносит ущерба благосостоянию ребенка. Государства-участники в дальнейшем
обеспечивают, чтобы представление такой просьбы само по себе не приводило к
неблагоприятным последствиям для соответствующего лица/лиц.
1.В соответствии
с обязательством государств-
9 заявления ребенка или его родителей на въезд в государство-участник или
выезд из него с
целью воссоединения семьи
государствами-участниками позитивным, гуманным и оперативным образом.
Государства-участники далее обеспечивают, чтобы представление такой просьбы
не приводило к неблагоприятным последствиям для заявителей и членов их
семьи.
2. Ребенок, родители
которого проживают в
право поддерживать на регулярной основе, за исключением особых
обстоятельств, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. С
этой целью и в соответствии с обязательством государств-участников по
пункту 2 статьи 9 государства-участники уважают право ребенка и его
родителей покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в
свою страну. В отношении права покидать любую страну действуют только такие
ограничения, какие
установлены законом и
государственной безопасности, общественного порядка (ordre public),
здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц и
совместимы с
признанными в настоящей
1.Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным
перемещением и невозвращением детей из-за границы.
2. С этой целью
государства-участники
или многосторонних соглашений или присоединению к действующим соглашениям.
15)
Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать
свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем
вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное