Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 09:20, реферат
На территории СССР и России смежные права не охранялись до 3 августа 1992 года, когда вступили в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года (по ГК РСФСР 1964 года охранялись авторские права организаций эфирного вещания на радио- и телепередачи). Статья 141 Основ к смежным правам относила права исполнителей, создателей звуко- и видеозаписей, организаций эфирного вещания.
Общие положения………………………………………………………………………………….3
1. Договор об отчуждении исключительного права на объект смежных прав………………...4
2. Лицензионный договор о предоставлении права использования объекта смежных прав….5
3. Технические средства защиты смежных прав………………………………………………....6
4. Информация о смежном праве………………………………………………………………….7
5. Ответственность за нарушение исключительного права на объект смежных прав………...8
6. Обеспечение иска по делам о нарушении смежных прав…………………………………….9
7. Исполнитель……………………………………………………………………………………10
8. Смежные права на совместное исполнение…………………………………………………..11
9. Права исполнителя……………………………………………………………………………..12
10. Охрана авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнения после смерти исполнителя…………………………………………………………………………………………...13
11. Исключительное право на исполнение……………………………………………………...14
12. Срок действия исключительного права на исполнение, переход этого права по наследству и переход исполнения в общественное достояние…………………………………….15
13. Обращение взыскания на исключительное право на исполнение и на право использования исполнения по лицензии……………………………………………………………16
14. Исполнение, созданное в порядке выполнения служебного задания……………………..17
15. Действие исключительного права на исполнение на территории РФ…………………….18
16. Изготовитель фонограммы…………………………………………………………………...19
17. Права изготовителя фонограммы……………………………………………………………20
18. Исключительное право на фонограмму……………………………………………………..21
19. Распространение оригинала или экземпляров опубликованной фонограммы…………...22
20. Использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях…………………...23
21. Срок действия исключительного права на фонограмму, переход этого права к правопреемникам и переход фонограммы в общественное достояние…………………………...24
22. Действие исключительного права на фонограмму на территории РФ……………………25
23. Организация эфирного или кабельного вещания…………………………………………...26
24. Исключительное право на сообщение радио- или телепередач…………………………...27
25. Срок действия исключительного права на сообщение радио- или телепередачи, переход этого права к правопреемникам и переход сообщения радио- или телепередачи в общественное достояние……………………………………………………………………………………………...28
Библиографический список……………………………………………………………………....29
Приложение «Договор об отчуждении исключительного права (Примерная форма)».…......30
Ко второй категории исполнителей относится режиссер-постановщик спектакля, т.е. лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления. Нередко специалисты в данной сфере отмечают, что характер труда при создании театральной постановки схож с характером труда при создании постановки аудиовизуального произведения и, несмотря на такую схожесть, закон предусматривает для этих объектов разный правовой режим.
В работах также отмечается, что постановка спектакля есть театральное произведение и представляет собой объект авторского права. Думается, ответить на вопрос о том, следует ли постановку относить к объектам авторского права и смежных прав, должны специалисты в области театрального искусства и именно на основании их заключения законодатель должен определить правовой режим постановки. Поскольку законодатель не отнес постановку к объектам авторского права, следует понимать, что таким образом законодатель видит разную природу объекта авторского права и постановки, т.е. не считает, что постановка является произведением. Постановка отличается от сценических произведений тем, что творческий труд театрального режиссера неотделим от акта производства. Уже в советский период ставился вопрос о необходимости предоставления правовой охраны постановкам. При этом некоторые специалисты полагали, что постановки должны охраняться как объекты авторского права. Вместе с тем существовало мнение о том, что постановка не может быть отнесена к объектам авторского права В данном случае отсутствуют те основные признаки, которые должны быть присущи произведению как объекту авторского права - объективная форма и способность к воспроизведению.
К третьей категории исполнителей относится дирижер - музыкант, управляющий оркестром или хором при исполнении музыкального произведения [9].
8.Смежные права на совместное исполнение
Смежные права на совместное исполнение принадлежат совместно принимавшим участие в его создании членам коллектива исполнителей (актерам, занятым в спектакле, оркестрантам и другим членам коллектива исполнителей) независимо от того, образует такое исполнение неразрывное целое или состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение [1, ст. 1314].
Совместное исполнение напоминает институт соавторства. Соисполнительство будет иметь место только в том случае, если труд каждого исполнителя носит творческий характер. Например, не может появиться соавторства исполнителя главной роли и статиста. Если исполнение представляет собой неразрывное целое, то можно говорить о нераздельном соисполнительстве9, если же исполнение состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение, - о раздельном соисполнительстве10. Смежные права на исполнение в целом принадлежат соисполнителям независимо от того, имеет ли место раздельное или нераздельное соисполнительство. При раздельном соисполнительстве помимо смежных прав на исполнение в целом каждый соисполнитель обладает смежными правами на исполненный им элемент, если он имеет самостоятельное значение, т.е. может использоваться независимо от других элементов. При раздельном соисполнительстве исполнитель может по своему усмотрению использовать элемент своего исполнения, если соглашением не предусмотрено иное.
Представляется, что соисполнительство образуется независимо от того, однородны или разнородны элементы исполнения. Можно провести параллель с соавторством. О.С. Иоффе выделял два условия для признания соавторства: единство и целостность произведения и творческий характер. Единство и целостность, считал О.С. Иоффе, может быть как при однородном творческом труде, так и при разнородном. Целостность произведения при однородном труде имеет место при единстве содержания, а при разнородном творческом труде, как отмечал автор, "кроме единства содержания, требуется взаимозависимость выражающих форм". Представляется, что применительно к соисполнительству также можно выделить два условия - целостность и единство. В качестве примера соисполнительства при разнородных элементах можно привести исполнение оперы - исполнение оркестра и певца.
В пункте 2 ст. 1314 ГК РФ предусматривается, что смежные права на совместное исполнение осуществляются руководителем коллектива исполнителей, а при его отсутствии - членами коллектива исполнителей совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Под словом "коллектив" понимается объединение людей, не имеющее статуса юридического лица. При отсутствии руководителя члены коллектива осуществляют по общему правилу смежные права исполнителя совместно. Таким образом, один исполнитель не может предоставить возможность использования исполнения, возникшего при соисполнительстве. Когда совместное исполнение образует неразрывное целое, ни один из членов коллектива не вправе без достаточных оснований запретить его использование.
Доходы от использования совместного исполнения распределяются между всеми членами коллектива поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Право на получение доходов от использования исполнения является не смежным правом, а составляющим элемент обязательства, возникшего либо в силу договора, заключенного между пользователем и исполнителями, либо в силу закона.
Каждый член коллектива вправе самостоятельно принимать меры к защите своих прав, в том числе в случае, когда такое исполнение образует неразрывное целое, т.е. необязательно исковое заявление о нарушении прав на совместное исполнение должно быть подано всеми соисполнителями вместе [9].
9. Права исполнителя
Согласно п. 1 ст. 1315 ГК РФ исполнителю принадлежат личные неимущественные права и имущественное право – исключительное право на исполнение. Характер и содержание исключительного права на исполнение раскрываются в ст. 1317 ГК РФ. К личным неимущественным правам исполнителя законодатель относит следующие права: авторства, на имя, на неприкосновенность исполнения. Названные права в соответствии с п. 2 ст. 1228 ГК РФ являются неотчуждаемыми и непередаваемыми. В ЗоАП предусматривалось только два неимущественных права исполнителя – право на имя и право на защиту исполнения. Кроме того, данный Закон не раскрывал содержание права на имя.
В силу подп. 2 п. 1 ст. 1315 ГК РФ право авторства – это право признаваться автором исполнения. Право авторства может быть нарушено не только при использовании исполнения, но и при размещении информации об исполнении, в частности при указании на афишах имени не того лица, которое является исполнителем, а также при неправильном указании имени исполнителя в программе телепередач.
В статье 1315 ГК РФ раскрывается содержание права исполнителя на имя. Право на имя – это право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения, а при совместном исполнении - право на указание наименования коллектива исполнителей. Таким образом, законодатель ограничивает исполнителя двумя возможностями реализации своего права на имя: либо указать подлинное имя, либо псевдоним, т.е. вымышленное имя [7].
Вместо предусмотренного в ЗоАП права на защиту репутации законодатель вводит понятие "право на неприкосновенность исполнения". По содержанию эти права сходны. Следует только отметить, что нарушение права на неприкосновенность, предусмотренного в части четвертой ГК РФ, в отличие от нарушения права на защиту репутации исполнителя, предусмотренного в ЗоАП, законодатель не связывает со способностью причинения ущерба чести и достоинству исполнителя. Исполнитель должен осуществлять свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений.
В пункте 3 ст. 1315 ГК РФ законодатель подчеркивает,
что права исполнителя
Судебная практика. Г. обратился в суд с иском к ЗАО "Общественное российское телевидение" (ОРТ) о взыскании денежной компенсации за нарушение авторских прав. Он сослался на то, что в программе ОРТ прозвучали песни без указания его имени как автора текстов. Отсутствие в программе ссылки на имя автора, по мнению истца, привело к нарушению его личного неимущественного права. Произведения Г. входят в репертуар РАО, а песни зарегистрированы в обществе под подлинным именем автора. В программе ОРТ прозвучали упомянутые песни. Имя Г. как автора текстов песен указано не было. Г. зарегистрировал в РАО упомянутые песни для сбора гонорара за их использование под подлинным именем автора. Для получения разрешения на анонимное использование произведений телекомпания должна была обратиться к автору, но не сделала этого, что привело к нарушению авторских прав (право на имя) последнего. Претензии о нарушении авторских прав (право на имя) должны быть обращены к нарушителю права автора, в данном случае к ОРТ, которое неправомерно использовало произведение анонимно, в связи с чем ссылка суда на то, что все претензии автор вправе предъявить к РАО, несостоятельна (последнее не нарушало авторских прав Г.) [6].
10. Охрана авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнения
после смерти исполнителя
Авторство, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются бессрочно [1, ст. 1316].
Право авторства тесно связано с личностью исполнителя, поэтому со смертью исполнителя оно прекращается, и после смерти исполнителя может лишь охраняться его авторство, но не право авторства.
В соответствии с п. 2 ст. 1316 ГК РФ исполнитель вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. Согласно ст. 1134 ГК РФ завещатель может поручить исполнение завещания указанному им в завещании гражданину – душеприказчику (исполнителю завещания) независимо от того, является ли этот гражданин наследником. В этом случае требуется согласие исполнителя, выраженное им его собственноручной надписью на самом завещании или в заявлении, приложенном к завещанию, поданном нотариусу в течение месяца со дня открытия наследства. При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного исполнителем лица от исполнения полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства осуществляется наследниками исполнителя, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами. Возникает вопрос: может ли лицо, на которое исполнитель возложил охрану права авторства и который дал на это согласие, впоследствии отказаться от защиты? В данном случае можно на основании аналогии закона применять нормы, содержащиеся в п. 2 ст. 1134 ГК РФ. Согласно положениям данного пункта после открытия наследства суд может освободить исполнителя завещания от его обязанностей по просьбе как самого исполнителя завещания, так и наследников при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению гражданином этих обязанностей. Не менее важна и материальная сторона данного вопроса, поскольку лицо, осуществляющее защиту авторства, может нести расходы, связанные с осуществлением защиты. Представляется, что данный вопрос должен решаться на основании аналогии закона путем применения положений ст. 1136 ГК РФ, иными словами, данное лицо имеет право на возмещение за счет наследства необходимых расходов, связанных с осуществлением защиты прав, а также на получение сверх расходов вознаграждения за счет наследства, если это предусмотрено завещанием.
Имя охраняется бессрочно в том же порядке, как и авторство. Могут ли лица, охраняющие имя автора, решать, как должно использоваться исполнение – под подлинным именем исполнителя или псевдонимом? Поскольку данные лица лишь охраняют имя, то представляется, что они не вправе решать, они лишь вправе охранять выбор автора. Отсюда следует, что они должны использовать или разрешать использовать исполнение в соответствии с волей умершего исполнителя, которая может быть выражена в завещании, письмах, дневниках и другими способами. Если выяснить волю исполнителя невозможно, то представляется, что необходимо указать подлинное имя исполнителя.
Относительно охраны неприкосновенности следует заметить, что, как представляется, после смерти исполнителя лицо, которое осуществляет охрану неприкосновенности, должно следить за тем, чтобы при внесении изменений в исполнение не извращался смысл исполнения и не нарушалась целостность исполнения [9].
11. Исключительное право на исполнение
Исключительное право на исполнение означает в соответствии со ст. 1229 ГК РФ право использовать исполнение любым не противоречащим закону способом.
Примерный перечень способов использования предусмотрен в п. 2 ст. 1317 ГК РФ. Необходимо обратить внимание, что использованием исполнения считается и запись последнего.
В пункте 3 ст. 1317 ГК РФ установлены пределы исключительного права на исполнение; в нем предусмотрено, что исключительное право на исполнение не распространяется на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи при наличии двух условий:
1) запись произведена с согласия исполнителя;
2) воспроизведение записи исполнения, сообщение в эфир или по кабелю, публичное исполнение осуществляются в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения.
Ограничение исключительно права на исполнение установлено в ст. 1245 ГК РФ (см. комментарий к ней), каких-либо других ограничений Кодексом не установлено [9].
Обладатель исключительного права на исполнение может распорядиться этим правом, в частности он может предоставить возможность использования исполнения посредством лицензионного договора или уступить право посредством договора об отчуждении права.
Согласно п. 4 ст. 1317 ГК РФ исполнитель при заключении договора о создании аудиовизуального произведения, как предполагается, дает согласие на использование исполнения в составе аудиовизуального произведения [7]. Однако изготовитель аудиовизуального произведения не приобретает право использовать звук или изображение, т.е. запись исполнения, зафиксированную в аудиовизуальном произведении, отдельно от аудиовизуального произведения, если это прямо не будет оговорено в договоре между изготовителем аудиовизуального произведения и исполнителем. Например, изготовитель аудиовизуального произведения не может передавать в эфир по радио исполнение песни из фильма, это право остается за исполнителем, если иное не предусмотрено в договоре, заключенном между изготовителем аудиовизуального произведения и исполнителем.
При использовании исполнения лицом, не являющимся его исполнителем, последний должен соблюдать права исполнителя, т.е. не нарушать его неимущественные права и получить разрешение на использование исполнения, если обладателем исключительного права на исполнение является исполнитель [9].