Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 09:20, реферат
На территории СССР и России смежные права не охранялись до 3 августа 1992 года, когда вступили в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года (по ГК РСФСР 1964 года охранялись авторские права организаций эфирного вещания на радио- и телепередачи). Статья 141 Основ к смежным правам относила права исполнителей, создателей звуко- и видеозаписей, организаций эфирного вещания.
Общие положения………………………………………………………………………………….3
1. Договор об отчуждении исключительного права на объект смежных прав………………...4
2. Лицензионный договор о предоставлении права использования объекта смежных прав….5
3. Технические средства защиты смежных прав………………………………………………....6
4. Информация о смежном праве………………………………………………………………….7
5. Ответственность за нарушение исключительного права на объект смежных прав………...8
6. Обеспечение иска по делам о нарушении смежных прав…………………………………….9
7. Исполнитель……………………………………………………………………………………10
8. Смежные права на совместное исполнение…………………………………………………..11
9. Права исполнителя……………………………………………………………………………..12
10. Охрана авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнения после смерти исполнителя…………………………………………………………………………………………...13
11. Исключительное право на исполнение……………………………………………………...14
12. Срок действия исключительного права на исполнение, переход этого права по наследству и переход исполнения в общественное достояние…………………………………….15
13. Обращение взыскания на исключительное право на исполнение и на право использования исполнения по лицензии……………………………………………………………16
14. Исполнение, созданное в порядке выполнения служебного задания……………………..17
15. Действие исключительного права на исполнение на территории РФ…………………….18
16. Изготовитель фонограммы…………………………………………………………………...19
17. Права изготовителя фонограммы……………………………………………………………20
18. Исключительное право на фонограмму……………………………………………………..21
19. Распространение оригинала или экземпляров опубликованной фонограммы…………...22
20. Использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях…………………...23
21. Срок действия исключительного права на фонограмму, переход этого права к правопреемникам и переход фонограммы в общественное достояние…………………………...24
22. Действие исключительного права на фонограмму на территории РФ……………………25
23. Организация эфирного или кабельного вещания…………………………………………...26
24. Исключительное право на сообщение радио- или телепередач…………………………...27
25. Срок действия исключительного права на сообщение радио- или телепередачи, переход этого права к правопреемникам и переход сообщения радио- или телепередачи в общественное достояние……………………………………………………………………………………………...28
Библиографический список……………………………………………………………………....29
Приложение «Договор об отчуждении исключительного права (Примерная форма)».…......30
12. Срок действия исключительного права на исполнение, переход этого права по наследству и переход исполнения в общественное достояние
ГК РФ существенно изменил срок действия исключительного права на исполнение по сравнению с ЗоАП. В статье 1318 ГК РФ устанавливается, что исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, а следовательно, если исполнитель молод, то его исполнение может охраняться при условии, что жив исполнитель, в течение и 60, и 70, и более лет с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю. Однако если автор умрет раньше, чем истечет 50 лет с момента, указанного выше, то исключительное право на исполнение действует 50 лет с момента исполнения, записи исполнения либо сообщения исполнения в эфир или по кабелю.
Если исполнитель был репрессир
Срок действия исключительного права на исполнение увеличивается, если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" указанный в ст. 1318 ГК РФ срок применяется в отношении исполнений, когда 50-летний срок действия смежных прав не истек к 1 января 1993 г., таким образом, установленный настоящей статьей срок применяется с обратной силой.
Исключительное право на исполнение переходит по наследству. В качестве наследников данного права могут оказаться не только наследники исполнителя, но и наследники лица, которое приобрело исключительное право у исполнителя по договору об отчуждении исключительного права.
Если имеет место служебное исполнение, то исключительное право на исполнение по общему правилу принадлежит работодателю и после смерти исполнителя исключительное право на его служебные исполнения к наследникам перейти не может.
Если у исполнителя несколько наследников, то исключительное право на исполнение осуществляется в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 1229 ГК РФ.
Законодатель не решает вопрос о том, как осуществляется исключительное право на совместное исполнение, если один из исполнителей умер.
По истечении срока действия исключительного права на исполнение может использоваться любым лицом без чьего-либо согласия [9].
13. Обращение взыскания на исключительное право на исполнение и на право использования исполнения по лицензии
В соответствии со ст. 1226 ГК РФ исключительные
права относятся к имущественны
Обращение взыскания на имущество правообладателя осуществляется в соответствии с требованиями Закона об исполнительном производстве. В соответствии со ст. 46 данного Закона обращение взыскания на имущество должника состоит из его ареста (описи), изъятия и принудительной реализации. В зависимости от должника, т.е. от того, юридическое это или физическое лицо, различается порядок совершения исполнительных действий.
По правилам статьи 1319 ГК РФ, если должником по исполнительному документу является исполнитель, на принадлежащее ему исключительное право на исполнение обращение взыскания не допускается.
Обратить взыскание можно
право требования к другим лицам по договорам об отчуждении права на исполнение и по лицензионному договору;
доходы, полученные от использования исполнения.
Если должником по исполнительному документу является не сам исполнитель, а другое лицо, которому принадлежит исключительное право или право пользования, то на данные права может быть обращено взыскание.
Реализация арестованных прав производится в порядке проведения публичных торгов.
В соответствии со ст. 63 Закона об исполнительном производстве торги проводятся в двухмесячный срок со дня получения специализированной организацией соответствующей заявки судебного пристава-исполнителя [9].
Судебная практика 1. Размер компенсации должен быть соразмерен с наступившими последствиями их нарушения.
Так, например, ООО продавало компакт-диски с записью музыкального альбома, содержащего в числе других песни, автором слов которых указаны С. и В.
С. и В. передали исключительные права на использование своих произведений предпринимателю по договорам. Поэтому предприниматель счел, что действия ООО по распространению этих произведений без разрешения правообладателя нарушают его имущественные права, и потребовал от нарушителя выплаты компенсации. Суд первой инстанции признал компакт-диск контрафактным, так как его распространение производилось без разрешения правообладателя на использование текстов записанных на нем песен, и взыскал с нарушителя компенсацию. Однако в данном деле характер нарушения, срок незаконного использования, возможные убытки правообладателя не исследовались, в силу чего размер взысканной компенсации не обоснован [5].
Судебная практика 2. При взыскании компенсации значение имеет доказанность факта правонарушения и вина (ее отсутствие) правонарушителя. Так, ООО обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя компенсации за нарушение исключительного права на распространение программы для ЭВМ. Суд установил, что ответчик незаконно распространял компакт-диски с записью компьютерной игры путем розничной продажи. Истец является обладателем исключительных прав на указанную программу для ЭВМ. Установив факт нарушения ответчиком исключительных прав истца как правообладателя, суд заявленное требование удовлетворил и взыскал с ответчика компенсацию [4].
14. Исполнение, созданное в порядке выполнения служебного задания
К правам на исполнение, созданное исполнителем в порядке выполнения служебного задания, в том числе к правам на созданное в таком порядке совместное исполнение, соответственно применяются правила статьи 1295 ГК РФ [1, ст. 1320].
Служебное исполнение будет иметь место в том случае, если исполнение осуществлено в порядке выполнения служебного задания. Служебное задание есть задание, данное исполнителю в рамках трудового договора, который исполнение относит к трудовым обязанностям работника (исполнителя). Таким образом, исполнение должно входить в трудовые обязанности исполнителя, а следовательно, между исполнителем и работодателем должен существовать трудовой договор. На практике заключаются договоры, которые именуются трудовыми соглашениями, но по своей природе они являются гражданско-правовыми. Для определения характера договора необходимо правильно определить предмет договора. Предмет трудового договора - живой труд в общем процессе труда. Из этого следует, что трудовым договором регулируется, во-первых, труд, а не отношения по поводу результата труда, а во-вторых, труд в общем процессе труда. Таким образом, если заключен договор о конкретном исполнении, данный договор не может рассматриваться как трудовой договор, а является гражданско-правовым договором – договором возмездного оказания услуги; возникшее по этому договору исполнение не является служебным.
Для заключения трудового договора работник и работодатель должны обладать правосубъектностью. Согласно ст. 63 ТК РФ, по общему правилу заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. Однако из этого правила есть исключения: предусматривается возможность с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства заключать трудовой договор с учащимся, достигшим четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения. Для творческих людей сделано еще одно исключение из указанного выше исключения - в ч. 4 ст. 63 ТК РФ записано: "В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцать лет, для участия в создании и (или) исполнении произведения без ущерба здоровью и нравственному развитию". Таким образом, служебное исполнение может быть создано лицом, не достигшим четырнадцати лет.
Представляется, что исключительное право на служебное исполнение, которое закрепляется за работодателем, производно от права исполнителя, оно возникает у работодателя не только в силу создания исполнения, но и в силу того, что между исполнителем и работодателем заключен трудовой договор и есть служебное задание, данное работодателем исполнителю. Первоначальное исключительное право на исполнение возникает у исполнителя, которое он презюмирует, уступает в силу следующих юридических фактов: наличия трудового договора и служебного задания, создания исполнения, отсутствия договора между работодателем и исполнителем о том, что исключительное право на исполнение принадлежит исполнителю.
Исполнитель имеет право на вознаграждение
как при использовании
Если исключительное право на исполнение
принадлежит исполнителю, законодатель
предоставляет законную лицензию работодателю,
т.е. возможность использования
15. Действие исключительного права на исполнение на территории
Российской Федерации
Охрана исполнению может быть предоставлена внутренним законодательством или международным договором. Таким образом, вопрос об охраняемости исполнения зависит в некоторых случаях от охраняемости других объектов смежных прав, в которые они включены, что указывает на зависимость смежных прав на исполнение от смежных прав на другие объекты смежных прав [7].
Охрана исполнениям может
Часть четвертая ГК РФ не предусматривает возможности предоставления иностранным исполнениям охраны с обратной силой, следовательно, с 1 января 2008 г. иностранные исполнения охраняются без обратной силы, т.е. охраняются лишь те исполнения, которые произошли после 26 мая 2003 г.
Критерии предоставления охраны исполнениям иностранных исполнителей на основании международного договора предусмотрены в ст. 4 Римской конвенции, в соответствии с которой каждое договаривающееся государство предоставляет национальный режим охраны артистам-исполнителям при соблюдении одного из следующих условий:
a) исполнение имеет место в другом договаривающемся государстве;
b) исполнение включено в
c) исполнение, не будучи записанным на фонограмму, распространяется путем передачи в эфир, охраняемой в соответствии со ст. 6 Римской конвенции [9].
16. Изготовитель фонограммы
Изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке [1, ст. 1322].
Поскольку юридическая техника, используемая при разработке кодифицированного закона, отличается от используемой при создании специальных нормативных правовых актов прежде всего отсутствием статьи "Основные понятия", авторы Кодекса вводят определения используемых терминов непосредственно в текст статей, а порой, как в случае с комментируемой нормой, посвящают конкретной дефиниции отдельную статью.
Предусмотренное в ст. 1322 определение понятия "изготовитель фонограммы" в целом заимствовано из ст. 4 ЗоАП. Указанным субъектом прав, смежных с авторскими, признается физическое или юридическое лицо (Гражданский кодекс, как и ЗоАП, не предусматривает каких-либо ограничений по субъектному признаку), взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. Данная формулировка, по сути, объединила в себе определения двух терминов: изготовителя фонограммы и самой фонограммы, под которой в ЗоАП понималась "любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков", а в п. 1 ст. 1304 Кодекса – "иных звуков либо их отображений".
Таким образом, в разных нормах Кодекса определения термина "фонограмма" сформулированы по-разному: в комментируемой статье это "запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков", в п. 1 ст. 1304 – "любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо их отображений".