Права, смежные с авторскими

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 09:20, реферат

Описание работы

На территории СССР и России смежные права не охранялись до 3 августа 1992 года, когда вступили в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года (по ГК РСФСР 1964 года охранялись авторские права организаций эфирного вещания на радио- и телепередачи). Статья 141 Основ к смежным правам относила права исполнителей, создателей звуко- и видеозаписей, организаций эфирного вещания.

Содержание работы

Общие положения………………………………………………………………………………….3
1. Договор об отчуждении исключительного права на объект смежных прав………………...4
2. Лицензионный договор о предоставлении права использования объекта смежных прав….5
3. Технические средства защиты смежных прав………………………………………………....6
4. Информация о смежном праве………………………………………………………………….7
5. Ответственность за нарушение исключительного права на объект смежных прав………...8
6. Обеспечение иска по делам о нарушении смежных прав…………………………………….9
7. Исполнитель……………………………………………………………………………………10
8. Смежные права на совместное исполнение…………………………………………………..11
9. Права исполнителя……………………………………………………………………………..12
10. Охрана авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнения после смерти исполнителя…………………………………………………………………………………………...13
11. Исключительное право на исполнение……………………………………………………...14
12. Срок действия исключительного права на исполнение, переход этого права по наследству и переход исполнения в общественное достояние…………………………………….15
13. Обращение взыскания на исключительное право на исполнение и на право использования исполнения по лицензии……………………………………………………………16
14. Исполнение, созданное в порядке выполнения служебного задания……………………..17
15. Действие исключительного права на исполнение на территории РФ…………………….18
16. Изготовитель фонограммы…………………………………………………………………...19
17. Права изготовителя фонограммы……………………………………………………………20
18. Исключительное право на фонограмму……………………………………………………..21
19. Распространение оригинала или экземпляров опубликованной фонограммы…………...22
20. Использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях…………………...23
21. Срок действия исключительного права на фонограмму, переход этого права к правопреемникам и переход фонограммы в общественное достояние…………………………...24
22. Действие исключительного права на фонограмму на территории РФ……………………25
23. Организация эфирного или кабельного вещания…………………………………………...26
24. Исключительное право на сообщение радио- или телепередач…………………………...27
25. Срок действия исключительного права на сообщение радио- или телепередачи, переход этого права к правопреемникам и переход сообщения радио- или телепередачи в общественное достояние……………………………………………………………………………………………...28
Библиографический список……………………………………………………………………....29
Приложение «Договор об отчуждении исключительного права (Примерная форма)».…......30

Файлы: 1 файл

реферат -Смежные права.doc

— 258.00 Кб (Скачать файл)

Статья устанавливает презумпцию, согласно которой изготовителем  фонограммы является лицо, указанное  на экземпляре фонограммы и (или) его  упаковке обычным образом, и признается таковым до того момента, пока не будет  доказано иное. Однако указание изготовителем фонограммы своего имени (наименования) на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке – право, а не обязанность данного субъекта (см. п. 1 ст. 1323 и комментарий к нему) [9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Права изготовителя фонограммы

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Первым названо исключительное право на фонограмму, содержание которого раскрывается в ст. 1324 ГК РФ.

Второе – право на указание на экземплярах фонограммы и (или) на их упаковке имени или наименования изготовителя фонограммы (порождающее, следовательно, право требования такого указания), реализация которого в значительной степени способствует установлению правообладателя на фонограмму.

Третье право изготовителя фонограммы – на защиту фонограммы от искажения при ее использовании. Данное право схоже с установленным в ст. 1266 ГК РФ правом автора на неприкосновенность произведения, являющегося правом личного неимущественного характера. Однако система российского и международного права до сих пор не наделяла изготовителя фонограммы правомочиями такой категории. Из Кодекса также не вытекает, что положение вещей резко изменилось, когда создалось противоречие с международным правом, имеющим приоритет над национальными нормами. В связи с этим, если допустить, что рассматриваемое третье право имущественного характера, возникает вопрос о том, что является его содержанием и как осуществляется его защита. Представляется, что введение данного права имело цель установить частный случай, направленный на восстановление профессиональной репутации (ст. 152 ГК РФ) именно изготовителя фонограммы.

Указанные второе и третье правомочия действуют и охраняются в течение  всей жизни гражданина либо до прекращения  юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы.

Четвертое право заключается в том, что только изготовитель фонограммы может совершить (или разрешить) действие, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения каким-либо способом (например, обнародование). Данное правомочие по содержанию также схоже с правом автора на обнародование своего произведения. Частным случаем обнародования является опубликование (выпуском в свет) фонограммы – выпуск в обращение ее экземпляров с согласия изготовителя фонограммы в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики.

Безусловно, публика – это разнообразные потребительские группы и категории с присущими им потребностями. Вместе с тем под "количеством, достаточным для удовлетворения разумных потребностей публики", следует понимать такое количество, при выпуске которого в обращение изготовитель фонограммы уже не может проконтролировать место нахождения каждого экземпляра. Следовательно, выпуск нескольких экземпляров фонограммы и их дарение (или иное предоставление) строго определенным лицам - действия, не являющиеся обнародованием.

Права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей. Однако фонограмма должна использоваться с соблюдением прав авторов произведений и исполнителей. Это значит, что, несмотря на норму п. 3, фонографические права второстепенны и зависят от прав авторов и исполнителей, чей интеллектуальный труд был зафиксирован на фонограмме [9].

 

 

18. Исключительное право на фонограмму

 

Изготовителю фонограммы принадлежит исключительное право использовать фонограмму в соответствии со статьей 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фонограмму), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Изготовитель фонограммы может распоряжаться исключительным правом на фонограмму.

Использованием  фонограммы считается:

1) публичное исполнение, то есть любое сообщение фонограммы  с помощью технических средств  в месте, открытом для свободного  посещения, или в месте, где  присутствует значительное число  лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением;

2) сообщение в эфир, то есть сообщение фонограммы  для всеобщего сведения посредством  ее передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого фонограмма становится доступной для слухового восприятия независимо от ее фактического восприятия публикой. При сообщении фонограммы в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых фонограмма может быть доведена до всеобщего сведения независимо от ее фактического приема публикой;

3) сообщение по кабелю, то есть сообщение фонограммы  для всеобщего сведения посредством  ее передачи по радио или  телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна  или аналогичных средств (в  том числе путем ретрансляции);

4) доведение фонограммы  до всеобщего сведения таким  образом, что лицо может получить  доступ к фонограмме из любого  места и в любое время по  собственному выбору (доведение  до всеобщего сведения);

5) воспроизведение, то  есть изготовление одного и  более экземпляра фонограммы или части фонограммы. При этом запись фонограммы или части фонограммы на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение фонограммы до всеобщего сведения;

6) распространение фонограммы  путем продажи или иного отчуждения  оригинала или экземпляров, представляющих собой копию фонограммы на любом материальном носителе;

7) импорт оригинала  или экземпляров фонограммы в  целях распространения, включая  экземпляры, изготовленные с разрешения  правообладателя;

8) прокат оригинала  и экземпляров фонограммы;

9) переработка фонограммы.

Лицо, правомерно осуществившее переработку фонограммы, приобретает смежное право на переработанную фонограмму.

При использовании фонограммы лицом, не являющимся ее изготовителем, соответственно применяются правила  пункта 2 статьи 1323 настоящего Кодекса [9].

Судебная практика. ЗАО обратилось с кассационной жалобой, указав, что составленный протокол содержит перечень изъятых товаров (в том числе диск с экземплярами фонограмм, права на которые принадлежат истцу); спорный компакт-диск находился на прилавке ответчика с целью продажи, что должно восприниматься как публичная оферта.

Суд кассационной инстанции жалобу удовлетворил, признав: с учетом положений ст. 494 ГК РФ предложение к продаже экземпляра фонограммы, совершенное лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, является использованием исключительных прав в форме распространения. При этом право на распространение соответствующих экземпляров фонограмм у ответчика отсутствует [4].

 

 

19. Распространение оригинала или экземпляров опубликованной фонограммы

 

Если оригинал или экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены  в гражданский оборот на территории Российской Федерации путем их продажи  или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров допускается без согласия обладателя исключительного права на фонограмму и без выплаты ему вознаграждения [1, ст. 1325].

Данный принцип «исчерпания» действует только при соблюдении всех перечисленных в комментируемой норме условий в совокупности, а именно:

1) фонограмма должна быть правомерно  опубликована (т.е. при ином виде  обнародования фонограммы "исчерпания" прав изготовителя фонограммы  не происходит);

2) оригинал или экземпляры данной  фонограммы введены в гражданский  оборот на территории Российской Федерации (аналогичная норма, содержавшаяся в ЗоАП - п. 3 ст. 38, не содержала такого территориального ограничения, однако его установление представляется вполне логичным и обоснованным);

3) оригинал или экземпляры фонограммы введены в гражданский оборот посредством их продажи или иного отчуждения (п. 3 ст. 38 ЗоАП, напротив, не предусматривал иного способа введения экземпляров фонограммы в оборот, кроме их продажи; "иное отчуждение" значительно расширяет возможности, позволяя вводить оригинал или экземпляры фонограммы в оборот посредством мены, дарения, найма и иным способом).

Отличия комментируемой нормы от п. 3 ст. 38 ЗоАП заключаются и в отсутствии особого права на прокат экземпляров  фонограммы, принадлежащего ее изготовителю, независимо от права собственности на эти экземпляры, и во введении в качестве основания рассматриваемого случая "исчерпания" исключительного права отчуждения оригинала фонограммы [10] .

Судебная практика. ООО продавало компакт-диски с записью музыкального альбома, содержащего в числе других песни, авторами слов которых указаны С. и В.

Предприниматель обратился в арбитражный суд  с иском о взыскании с ООО  компенсации за нарушение принадлежащих  ему исключительных авторских прав на тексты песен, созданные С. и В. Суд первой инстанции признал компакт-диск контрафактным, так как его распространение производилось без разрешения правообладателя на использование текстов записанных на нем песен, и взыскал с нарушителя компенсацию.

Однако суд  не учел, что истец в соответствии с авторскими договорами приобрел у авторов С. и В. исключительные (имущественные) права на литературные произведения - тексты песен в форме звукозаписи. Ответчик же продавал компакт-диски, т.е. экземпляры фонограммы (звуковой записи) исполнения музыкальных произведений с текстами С. и В.

Таким образом, судом первой инстанции не определен  объем правовой охраны литературных произведений как объектов авторских  прав, не проверено наличие соответствующих  разрешений авторов (правообладателей) на осуществление звукозаписи, без которых дальнейшее использование произведений, в том числе путем распространения экземпляров фонограмм, недопустимо.

Следует также  учитывать, что у лица, взявшего на себя инициативу и ответственность  за первую звуковую запись исполнения, т.е. у изготовителя (производителя) фонограммы, возникает исключительное право на ее использование, в том числе право распространять (продавать) экземпляры фонограммы. Кроме того, если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. Однако доводам ответчика об исчерпании прав авторов произведений (правообладателей) судом оценки не дано.При таких обстоятельствах Президиум ВАС РФ постановил дело направить на новое рассмотрение [5].

 

 

 

20. Использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях

 

Публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения [1, ст. 1326]. Аналогично ст. 39 ЗоАП устанавливает три случая, когда допускается использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, без разрешения обладателей исключительных прав на эту фонограмму и зафиксированное на ней исполнение, но с выплатой им вознаграждения: при публичном исполнении такой фонограммы, при ее передаче в эфир и при сообщении для всеобщего сведения по кабелю.

Вознаграждение собирается с пользователей организациями по управлению правами на коллективной основе, получившими государственную аккредитацию в соответствии со ст. 1244, и распределяется между правообладателями исходя из следующих пропорций: 50% от сумм данного вознаграждения причитается исполнителям, 50% - изготовителям фонограмм.

При этом вознаграждение между конкретными  исполнителями, изготовителями фонограмм  должно распределяться пропорционально фактическому использованию фонограмм.

Отметим, что практика применения норм ЗоАП, связанных с управлением  прав на коллективной основе, в том  числе относительно сбора вознаграждения за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, исходила из того, что определение порядка сбора, распределения и выплаты вознаграждения - прерогатива организаций, управляющих соответствующими категориями прав (как правило, их коллегиальных органов, состоящих из правообладателей). Однако статья 1326 ГК РФ значительно сужает полномочия указанных организаций, поскольку указывает на то, что определением порядка сбора, распределения и выплаты вознаграждения в этой сфере отныне занимается Правительство Российской Федерации [9].

Информация о работе Права, смежные с авторскими