Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 09:20, реферат
На территории СССР и России смежные права не охранялись до 3 августа 1992 года, когда вступили в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года (по ГК РСФСР 1964 года охранялись авторские права организаций эфирного вещания на радио- и телепередачи). Статья 141 Основ к смежным правам относила права исполнителей, создателей звуко- и видеозаписей, организаций эфирного вещания.
Общие положения………………………………………………………………………………….3
1. Договор об отчуждении исключительного права на объект смежных прав………………...4
2. Лицензионный договор о предоставлении права использования объекта смежных прав….5
3. Технические средства защиты смежных прав………………………………………………....6
4. Информация о смежном праве………………………………………………………………….7
5. Ответственность за нарушение исключительного права на объект смежных прав………...8
6. Обеспечение иска по делам о нарушении смежных прав…………………………………….9
7. Исполнитель……………………………………………………………………………………10
8. Смежные права на совместное исполнение…………………………………………………..11
9. Права исполнителя……………………………………………………………………………..12
10. Охрана авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнения после смерти исполнителя…………………………………………………………………………………………...13
11. Исключительное право на исполнение……………………………………………………...14
12. Срок действия исключительного права на исполнение, переход этого права по наследству и переход исполнения в общественное достояние…………………………………….15
13. Обращение взыскания на исключительное право на исполнение и на право использования исполнения по лицензии……………………………………………………………16
14. Исполнение, созданное в порядке выполнения служебного задания……………………..17
15. Действие исключительного права на исполнение на территории РФ…………………….18
16. Изготовитель фонограммы…………………………………………………………………...19
17. Права изготовителя фонограммы……………………………………………………………20
18. Исключительное право на фонограмму……………………………………………………..21
19. Распространение оригинала или экземпляров опубликованной фонограммы…………...22
20. Использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях…………………...23
21. Срок действия исключительного права на фонограмму, переход этого права к правопреемникам и переход фонограммы в общественное достояние…………………………...24
22. Действие исключительного права на фонограмму на территории РФ……………………25
23. Организация эфирного или кабельного вещания…………………………………………...26
24. Исключительное право на сообщение радио- или телепередач…………………………...27
25. Срок действия исключительного права на сообщение радио- или телепередачи, переход этого права к правопреемникам и переход сообщения радио- или телепередачи в общественное достояние……………………………………………………………………………………………...28
Библиографический список……………………………………………………………………....29
Приложение «Договор об отчуждении исключительного права (Примерная форма)».…......30
Пользователи фонограмм должны представлять в организацию по управлению правами на коллективной основе отчеты об использовании фонограмм, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения [1, ст.1326]. Требования, предъявляемые к организациям по управлению правами исполнителей на коллективной основе, выработанные Советом таких обществ (СКАПР), предусматривают необходимость наличия у организации автоматизированной системы распределения вознаграждения. В связи с этим организация по управлению правами вправе устанавливать форму отчетности для пользователя и требования к ней в зависимости от тех или иных программных и технических средств, задействованных в системе распределения [7].
.
21. Срок действия исключительного права на фонограмму, переход этого права к правопреемникам и переход фонограммы в общественное достояние
Срок действия исключительного права на фонограмму составляет 50 лет, начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором была сделана запись фонограммы, либо 50 лет с момента обнародования фонограммы (считая с 1 января года, следующего за годом обнародования), при условии что фонограмма обнародована в течение 50 лет с момента ее записи.
Переход исключительного права изготовителя фонограммы к другим лицам на основании договора или закона не продлевает указанных сроков.
Истечение срока действия исключительного права на фонограмму означает ее переход в общественное достояние. Фонограмма, перешедшая в общественное достояние, может свободно использоваться любыми способами, без чьего-либо разрешения и без выплаты вознаграждения [9].
К наследникам и другим правопреемникам изготовителя фонограммы исключительное право на фонограмму переходит в пределах оставшейся части сроков, указанных в пункте 1 настоящей статьи [1, ст.1327].
Правопреемник - тот, кому предоставлены все или отдельные права и обязанности другого лица.
22. Действие исключительного права на фонограмму на территории
Российской Федерации
Исключительное право на фонограмму действует на территории Российской Федерации в случаях, когда:
изготовитель фонограммы является гражданином Российской Федерации или российским юридическим лицом;
фонограмма обнародована или ее экземпляры впервые публично распространялись на территории Российской Федерации;
в иных случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации [Статья 1328 ГК РФ].
"Сублицензионный договор" - термин, давно используемый в деловой практике по отношению к договорам об использовании результатов интеллектуальной деятельности. Его правовой основой является предусмотренное Кодексом (а до его введения в действие - специальными законами) право пользователя передавать полученные от правообладателя права (полностью или частично) третьим лицам при условии письменного разрешения правообладателя. Иными словами, это договор о переуступке прав. Нередко такие договоры включают элементы договоров агентирования, поручения и иных гражданско-правовых сделок.
Статья 1328 ГК РФ устанавливает императивные и диспозитивные нормы, относящиеся к сублицензионному договору:
по сублицензионному договору не может передаваться больший объем прав, нежели полученный лицензиатом от лицензиара (правообладателя);
если сублицензионный договор заключен на срок, превышающий срок действия лицензионного договора, то он считается заключенным на срок действия лицензионного договора;
если лицензионным договором не предусмотрено иное, ответственность перед лицензиаром за действия сублицензиата несет лицензиат [9].
23. Организация эфирного или кабельного вещания
Организацией эфирного или кабельного вещания признается юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений) [1, ст. 1329]. Специальный закон, ЗоАП, не содержал определения понятия "организация эфирного или кабельного вещания". Нет определения данного понятия и в Римской конвенции. Из данного в ст. 1329 определения можно вывести два признака, характеризующие организацию эфирного или кабельного вещания: организация должна иметь статус юридического лица; осуществлять сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач.
Определение субъекта исключительного права на сообщение передач невозможно понять без раскрытия содержания и признаков объекта данного права.
Вопрос о правильном определении признаков сообщения как объекта смежных прав имеет большое не только теоретическое, но и практическое значение главным образом для установления его отличия от аудиовизуального произведения, являющегося объектом авторского права. Под сообщением как объектом смежного права организации эфирного и кабельного вещания во многих странах и в международных договорах понимают совокупность сигналов, несущих программу и образующих передачу. Кроме того, сигналы должны быть адресованы публике. Охраняются именно сигналы, а не то, что составляет их содержание; сигналы охраняются независимо от того, охраняются ли программы, которые они несут. Определение сигнала, в частности, содержится в Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, подписанной в Брюсселе 21 мая 1974 г., согласно которой под сигналом понимается создаваемая с помощью электронных средств несущая частота, способная передавать программы. Вместе с тем в международных договорах, в частности в Римской конвенции, под передачей в эфир понимается передача беспроволочными средствами звуков или изображений и звуков для приема публикой. Вместе с тем следует заметить, что охраняются не просто сигналы, а распространяющиеся сигналы, что приводит к мысли о некотором сходстве передачи с исполнением. С момента распространения сигналов формируется передача как объект смежного права, так же как с момента начала выступления актера начинает формироваться исполнение как объект смежного права; но артист, выступая, совершает действие, которое может быть услугой, и в ходе этого действия формируется новый объект. Подобным образом и организация вещания, начиная распространять сигналы, совершает действие, которое также может считаться услугой, но в ходе этого действия формируется передача. Данное действие именуют вещанием. Различают эфирное и кабельное вещание. Эфирное вещание - это вещание или передача сигналов средствами беспроволочной связи, т.е. радиоволнами или волнами Герца, в том числе через спутник. Под кабельным вещанием понимают передачу по проводам. В настоящее время возникло так называемое сетевое вещание, под которым понимают вещание через компьютерную сеть, ведущееся и по проводам, и средствами беспроволочной связи.
В рамках Постоянного комитета ВОИС по авторскому праву и смежным правам разрабатывается договор об охране прав организаций вещания, в частности решается вопрос о сфере действия данного договора, о том, какие передачи должен охватить данный договор - только ли передачи эфирного и кабельного вещания или и передачи сетевого вещания, как предложила делегация США. Многие страны третьего мира отказались от предложения США в силу отсутствия в этих странах подобного вещания.
Цель предоставления правовой охраны сообщениям организаций эфирного и кабельного вещания – защита их интересов в связи с тем, что для сообщения необходимы значительные финансовые и организационно-технические затраты.
24. Исключительное право на сообщение радио- или телепередач
Организации эфирного и кабельного вещания принадлежит исключительное право на сообщение, суть которого заключается в возможности использовать как текущее, так и прошедшее в эфир или по кабелю сообщение.
Примерные способы использования предусмотрены в п. 2 ст. 1330 ГК РФ:
1) запись сообщения радио- или
телепередачи, то есть фиксация
звуков и (или) изображения
или их отображений с помощью
технических средств в какой-
2) воспроизведение записи
3) распространение сообщения
4) ретрансляция, то есть сообщение в эфир (в том числе через спутник) либо по кабелю радио- или телепередачи одной организацией эфирного или кабельного вещания одновременно с получением ею такого сообщения этой передачи от другой такой организации;
5) доведение сообщения радио- или телепередачи до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к сообщению радио- или телепередачи из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);
6) публичное исполнение, то есть любое сообщение радио- или телепередачи с помощью технических средств в местах с платным входом независимо от того, воспринимается оно в месте сообщения или в другом месте одновременно с сообщением [9].
Использованием сообщения
Использованием сообщения
К праву использования сообщения радио- или телепередачи соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1317 ГК РФ.
Организации эфирного и кабельного вещания осуществляют свои права с соблюдением прав авторов произведений, прав исполнителей, а в соответствующих случаях - обладателей прав на фонограмму и прав других организаций эфирного и кабельного вещания на сообщения радио- и телепередач. Осуществлять свое исключительное право организации эфирного и кабельного вещания могут только при условии, что они не нарушают не только авторские права, но и права исполнителей, производителей фонограмм и других организаций эфирного и кабельного вещания.
Права организации эфирного или кабельного вещания признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав, прав исполнителей, а также прав на фонограмму. Правовая охрана предоставляется сообщениям независимо от того, охраняются ли материалы, которые несут сигналы, авторским правом и (или) смежными правами. В частности, правовая охрана будет предоставляться и тем сигналам, посредством которых транслируются спортивные состязания [7].
25. Срок действия исключительного права на сообщение радио- или телепередачи, переход этого права к правопреемникам и переход сообщения радио- или телепередачи
в общественное достояние
Срок действия исключительного права на сообщение радио- или телепередачи, переход этого права к правопреемникам и переход сообщения радио- или телепередачи в общественное достояние определяется статьёй 1331 ГК РФ.
Исключительное право на сообщение радио- или телепередачи действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю.
Исключительное право на сообщение переходит к правопреемникам. Правопреемство может быть как универсальным, так и сингулярным. Универсальное правопреемство будет иметь место в случае реорганизации организации эфирного или кабельного вещания. Переходящее от реорганизуемой организации исключительное право должно быть прямо отражено или в передаточном акте, или в разделительном балансе. Сингулярное правопреемство будет иметь место в случае заключения организацией эфирного или кабельного вещания договора об уступке исключительного права.
По истечении срока действия исключительного права на сообщение радио- или телепередачи оно переходит в общественное достояние. Другими словами, по истечении 50-летнего срока сообщения могут использоваться любым лицом свободно, т.е. без чьего-либо согласия. К сообщению радио- или телепередачи, перешедшему в общественное достояние, соответственно применяются правила статьи 1282 ГК РФ.
Срок охраны исключительного права на сообщение радио- или телепередачи, предусмотренный статьей 1331 ГК РФ, применяется в случаях, когда пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 1 января 1993 года [9].
Библиографический список
Нормативные акты
1. «Гражданский кодекс
2. "Кодекс Российской Федерации
об административных
3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 06.05.2010)
Материалы судебной практики
4. Информационное письмо
5. Постановление Федерального
6. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 декабря 2000 г. "Решение суда об отказе в иске о взыскании денежной компенсации за нарушение авторских прав отменено как постановленное с нарушением требований закона" (извлечение) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2001. N 7. С. 9
Литература
10. Авторское право [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://www.sunhome.ru/books/b.
9. Бизнес словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.businessvoc.ru.
7. Комментарий к Части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный)/ Под ред. В.В. Погуляева. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. - 639 с.
8. Свечникова, И. В. Авторское право/ И. В. Свечникова. – М.: Издательство: Дашков и Ко, 2009 . – 208 с.
Приложение
Договор об отчуждении исключительных прав
(Примерная форма
______________________________