Право собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Целями дипломного исследования являются:
рассмотрение понятия собственности как вещного права;
определение субъектов и объектов права собственности;
анализ полномочий собственника;
Исходя из названных целей, определены следующие основные задачи дипломного исследования:
провести анализ действующего российского законодательства в части определения права собственности;
обобщить научные точки зрения по проблеме права собственности;
рассмотреть содержание права собственности, основания возникновения, прекращения и ограничения права собственности;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
1.1 Право собственности и иные вещные права………………………....6
1.2 Понятие права собственности и виды собственности…………..….13
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
2.1 Содержание правомочий собственника………………………….....20
2.2 Объекты права собственности……………………………………….34
2.3 Субъекты права собственности……………………………………...43
ГЛАВА 3. ОСНОВАНИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАШЕНИЯ
ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
3.1 Приобретение права собственности………………………………..52
3.2 Прекращения права собственности………………………………...72
3.3 Ограничение права собственности…………………………………76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………..……86

Файлы: 1 файл

Право собственности как вещное право.doc

— 392.00 Кб (Скачать файл)

Конституция Росийской Федерации закрепляет право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. При этом владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8). Формирование правового государства и рыночной экономики в России невозможно без создания равных юридических возможностей для существования всех форм собственности, осуществления на их основе предпринимательской деятельности.

В ст. 35 гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина" Конституции Российской Федерации содержатся положения, касающиеся охраны частной собственности. Тем самым право частной собственности как важнейшее право человека и гражданина вводится Конституцией в российское законодательство, и никакой иной правовой акт не может изменить положения конституционной нормы. В силу п. 1 ст. 15 Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Поэтому когда при разработке части первой Гражданского кодекса Российской Федерации отдельные ученые предлагали отказаться от понятия "форма собственности" и ограничить упоминание отношений собственности частной, государственной и муниципальной, их предложение было отвергнуто как раз ссылкой на п 2 ст. 8 Конституции РФ, что нашло отражение в ст. 212 ГК РФ.

Ныне норма ст. 35 Конституции Российской Федерации о признании и защите права частной собственности детализируется в гражданском, административном, природоресурсном, уголовном и ином законодательстве. Основные же нормы, определяющие правовой режим частной собственности, содержатся в ст. 213 и 217, гл. 14, 15, 16, 18, 20 ГК РФ, правовых актах о приватизации государственного и муниципального имущества

В Конституции Российской Федерации закрепляется право каждого гражданина независимо от его возраста и состояния здоровья иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Человек в качестве собственника выступает как физическое лицо. У него может находиться любое имущество, за исключением отдельных его видов, которые в соответствии с законом не могут принадлежать гражданам. В интересах большинства определяются виды имущества, которые находятся исключительно в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципального образования.

Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Так, законом может быть установлен предельный, размер участка земли, находящегося в частной собственности граждан(п. 2 ст. 213 ГК РФ).

В тех случаях, когда гражданин  совместно с другими лицами имеет  имущество в собственности, он становится участником общей собственности или вступает в коллективное обладание имуществом, которое является собственностью юридического лица. Если образуются хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, то гражданин сохраняет обязательственные права к таким юридическим лицам. Если же граждане (равно как и юридическое лицо) образуют общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), то они не имеют имущественных прав к этим юридическим лицам (п. 2, 3 ст. 48 ГК РФ).

В Гражданском кодексе РФ конституционное  понятие права частной собственности  подменено правом собственности  граждан и юридических лиц.

В ст. 213 ГК РФ "Право собственности граждан и юридических лиц" сделан значительный шаг в направлении консолидации общего понятия права частной собственности. Коммерческие (за исключением государственных и муниципальных предприятий) и некоммерческие организации, кроме финансируемых собственником, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям (п. 3 ст. 213 ГК РФ). Однако под некоммерческими организациями в этой статье подразумеваются только потребительские кооперативы (см. ст. 116 ГК РФ) и объединения юридических лиц (ст. 121 ГК РФ), поскольку право собственности общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов регулируется специально п. 4 ст. 213 ГК РФ. Расширение круга некоммерческих организаций в Федеральном законе "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, в других федеральных законах ставит вопрос не о правах учредителей (участников) этих новых форм некоммерческих организаций, а об отношении названных в законах юридических лиц к организациям, указанным в п. 4 ст. 213 ГК РФ.

Право собственности общественных и религиозных организаций, благотворительных  и иных фондов сохранило свою специфику. Эти юридические лица могут использовать свое имущество лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Кроме того, в случае ликвидации рассматриваемых некоммерческих организаций их имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в их учредительных документах. Таким образом, право общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов сохранило свою специфику, что, учитывая название ст. 213 ГК РФ, позволяет ее трактовать как самостоятельную форму собственности. Оснований для отхода от такой трактовки мы не найдем и в Конституции РФ.

Неверно считать собственность  общественных объединений разновидностью частной собственности. Эти формы  собственности отличаются друг от друга отношениями, складывающимися как внутри, так и вовне. Каждый член коллективной собственности не вправе по своему усмотрению распоряжаться имуществом, поскольку в силу п. 3 ст. 48 ГК РФ он не имеет имущественных прав к юридическому лицу как собственнику. В свою очередь различия между собственностью кооперативов и собственностью общественных организаций состоят в характере и целях их деятельности, в порядке формирования имущества, форме его использования и последствиях в случае прекращения деятельности соответствующих юридических лиц. Общественные объединения призваны служить интересам своих членов, непосредственно не связанным с предпринимательской деятельностью. Распространение общего режима банкротства, предусмотренного ныне действующим Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", на общественные организации противоречит п. 4 ст. 213 ГК РФ.

Действующий федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. с поправками от 23 июля 2008 г. (далее - Закон об общественных объединениях) следует рассматривать как дополнительное правовое обоснование для утверждения о собственности общественных объединений как самостоятельной форме собственности, которая регламентируется не только Гражданским кодексом РФ. Прежде всего предметом регулирования названного Закона является реализация гражданами конституционного права на объединение (ст. 30 Конституции Российской Федерации). Создаваемые гражданами общественные объединения могут быть зарегистрированы как юридическое лицо и приобрести соответствующие права, но могут функционировать и без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (ст. 3 названного Закона). В ст. 32- 36 Закона четко обозначаются применительно к пяти организационно-правовым формам общественных объединений субъекты права собственности и порядок осуществления ими права владения, пользования и распоряжения имуществом общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений, органов общественной самодеятельности. При этом имущество, закрепляемое на праве оперативного управления за общественными учреждениями, дополняется их правом собственности на созданное и (или) приобретенное ими иными законными способами имущество. Эта норма ч. 2 ст. 35 Закона об общественных объединениях является логическим развитием ст. 296 и 298 ГК РФ, поскольку в ст. 120 ГК РФ понятие "учреждение" сформулировано независимо от формы собственности.

Общественные объединения  могут осуществлять предпринимательскую  деятельность лишь постольку, поскольку  это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы. Общественные объединения могут создавать  для этого хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество для ведения предпринимательской деятельности.

В п. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации закреплены важные юридические гарантии права частной собственности. Собственник не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Под лишением имущества следует понимать принудительное (помимо воли собственника) прекращение права собственности на конкретное имущество. В п. 2 ст. 235 ГК РФ дан исчерпывающий перечень случаев, когда имущество может быть принудительно изъято у собственника: обращение взыскания на имущество по обязательствам; отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать гражданину или юридическому лицу; отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка; выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей и домашних животных; реквизиция, конфискация.

Принудительное отчуждение имущества для государственных  нужд может быть произведено только при условии предварительного и  равноценного возмещения (п. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации). Обращение в государственную собственность имущества граждан и юридических лиц (национализация) производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном ст. 306 ГК РФ. Возмещение выражается в форме выплаты лицу, лишенному права собственности, соответствующей рыночной стоимости имущества на момент его отчуждения; в полном объеме производится также возмещение убытков.

В случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом. Принятие приведенного выше положения ст. 306 ГК РФ требует специального акта, который установил бы порядок определения и сроки возмещения убытков, а также конкретный государственный орган, возмещающий причиненные государством убытки.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации гражданин может обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Это конституционное право гражданина может быть применено и к случаям, когда ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления нарушает права гражданина как собственника. Статья 13 ГК РФ предусматривает, что такие акты могут быть признаны судом недействительными. В случае признания акта недействительным право частной собственности подлежит восстановлению и государственный орган или орган местного самоуправления возмещает понесенные гражданином убытки в соответствии со ст. 16 ГК РФ.

Подробное описание права  частной собственности необходимо по нескольким соображениям. Прежде всего это самостоятельная форма собственности, имеющая особенности как в содержании, так и в способах осуществления права собственности. Конституционное и гражданско-правовое регулирование отношений частной собственности дает основание опровергнуть мнение Е.А. Суханова20 о том, что содержание и осуществление права собственности в принципе не имеют различий в зависимости от субъектного состава: это всего лишь дифференциация объектов права собственности от субъектного состава. Подобное утверждение прямо противоречит уже упоминавшемуся п. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации, а п. 3 ст. 212 ГК РФ предусматривает особенности владения, пользования и распоряжения имуществом в зависимости от того, находится оно в частной, государственной либо муниципальной собственности. Существование различных форм собственности влечет за собой не их равноправие, как это нередко утверждается в экономической и юридической литературе, а равную их защиту. Это означает, что государственная собственность в России и субъектах Российской Федерации имеет богатое, но неодинаковое содержание и разные способы осуществления. Применительно к государственной и муниципальной собственности ГК РФ использует понятие "осуществление прав собственника" (п. 3 ст. 214, п. 2 ст. 215 ГК РФ). Такой подход законодателя означает, что право государственной собственности имеет не только видовую дифференциацию в зависимости от субъекта права (федеральная собственность и собственность субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 214 ГК РФ)), но и сложную внутривидовую структуру собственности (казна и имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, имущественные права в хозяйственных обществах).

Своеобразие регулирования  содержания и осуществления права  государственной собственности выражается в том, что объекты государственной собственности используются, как правило, в интересах всего общества или населения соответствующего субъекта Российской Федерации. Государственная собственность имеет совершенно отличную от частной собственности основу формирования: это прежде всего налоги и сборы. Кроме того, государство может изъять частную собственность в случае необходимости соблюдения общественных интересов (путем национализации, реквизиции и т.п.)

Нельзя рассматривать  собственность по аналогии с вещью в кармане, с которой можно поступать как угодно. Предприниматель всегда идет на риск, создавая новую организацию или внедряя новую идею, продукт, услугу. Предпринимательство предполагает наличие у человека индивидуальной способности играть определенную роль. Оно не имеет институционального характера. Чтобы иметь успех в производстве товаров и на их рынке, необходимы не только трудолюбие и добросовестность, но и предпринимательский талант - очень ценное качество для человека, как и любое другое дарование. Поэтому следует отказаться от иллюзорно-утопических надежд, что каждый может и должен стать хозяином производства.

Информация о работе Право собственности