Право социального обеспечения как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 14:09, реферат

Описание работы

Право социального обеспечения как отрасль правовой науки представляет собой комплекс знаний об отношениях в обществе, возникающих в связи с выполнением государством функции по обеспечению граждан пенсиями, пособиями и другими видами социального обеспечения с правовым их регулированием. Наука этой отрасли права ставит перед собой задачу кодификации и систематизации правовых норм, регулирующих вопросы социального обеспечения, увязки эффективности этих норм с экономическими условиями жизни народа, обеспечения высокого уровня социальной защиты населения, а также разработки и планирования новых нормативных актов в сфере социального обеспечения.

Файлы: 1 файл

ответы по псо.docx

— 131.98 Кб (Скачать файл)

 В 1999 г.  в Республике Башкортостан была  проведена реорганизация врачебно-трудовых  экспертных комиссий с преобразованием  их в учреждения медико-социальной  экспертизы. В штаты указанных  учреждений дополнительно введены  должности специалистов по социальной  работе, реабилитации и психологов.

 Слабая  материально-техническая база, отсутствие  экспертно-диагностического оборудования, недостаточное оснащение автотранспортом,  средством связи, программно-техническими  средствами, оргтехникой затрудняют  деятельность учреждений медико-социальной  экспертизы.

Закон Республики Башкортостан «О социальной защите инвалидов  в Республике Башкортостан» определил  реабилитацию как одно из важнейших  направлений в социальной защите инвалидов, целью которой является восстановление социального статуса  инвалида, достижения им материальной независимости. В связи с этим в Республике Башкортостан продолжается формирование сети реабилитационных учреждений.

 Несмотря  на принимаемые меры, до настоящего  времени отсутствует системный  подход, последовательность и преемственность  в организации и проведении  реабилитации, не определен порядок  взаимодействия учреждений различной ведомственной принадлежности, не сформирован отечественный рынок реабилитационной индустрии. Отмечается низкий уровень обеспечения инвалидов техническими средствами социальной реабилитации, вспомогательными устройствами и приспособлениями, облегчающими их труд и быт.

Обеспечение инвалидов  техническими средствами реабилитации

Согласно  вышеназванным Правилам обеспечение  инвалида техническим средством  реабилитации рекомендованной в  ИПР конструкции осуществляется бесплатно организацией, отобранной Фондом социального страхования  Российской Федерации (далее — Фонд), в которую инвалиду Фондом выдается соответствующее направление, при  этом инвалиду предоставляется право  бесплатного проезда к месту  получения технического средства реабилитации.

В соответствии с пунктом 4 Правил для получения рекомендованного в ИПР технического средства реабилитации Вам необходимо обратиться в исполнительный орган Фонда, по месту жительства, предоставив заявление, паспорт и копию ИПР. Также, что согласно пункту п. 7 Правил инвалид может также самостоятельно приобрести (за собственный счет) рекомендованное в ИПР техническое средство реабилитации в любой организации, а не только там, куда выдано направление Фондом, с последующим получением в Фонде денежной компенсации в размере понесенных расходов.

Выше перечисленный  механизм действует во всех субъектах  Российской Федерации. Исключение составляют двадцать один субъект, который заключил соглашения с Минздравсоцразвития России о передаче осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. К данным субъектам относятся: Москва, Ульяновская область, Иркутская область, Воронежская область, Самарская область, Саратовская область, Рязанская область и Забайкальский край. Все соглашения утверждены распоряжениями Правительства Российской Федерации. В 2011 г. соглашения заключили следующие субъекты: Республики: Башкортостан, Татарстан, Чувашия, а также Амурская, Брянская, Калининградская, Курская, Московская, Омская, Орловская, Тамбовская, Тюменская, Челябинская области.

Юридическая ответственность  в праве социального обеспечения

В социальном обеспечении могут быть выделены следующие виды юридической ответственности:

 

·Конституционно-правовая ответственность как вид юридической  ответственности - это применение к  лицу (органу, государству), виновному  в нарушении предписаний конституционно-правовых норм, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией юридической  нормы и выражающихся в отрицательных  для него последствиях личного, организационного или имущественного характера.

 

·Уголовная  ответственность - вид юридической  ответственности; правовое последствие  совершения преступления, заключающееся  в применении к виновному государственного принуждения в форме наказания.

 

·Административная ответственность - вид юридической  ответственности, которая определяет обязательства субъекта претерпевать лишения государственно-властного  характера за совершенное административное правонарушение.

 

·Дисциплинарная ответственность - вид юридической  ответственности <#"justify">Сфера социального обеспечения как комплексное образование, представляет собой совокупность многообразных отношений, имеющих различную правовую природу: финансовую, управленческую (административную) и собственно распределительную. Поэтому законодательство в сфере социального обеспечения, включая в себя нормы административного права, финансового права и права социального обеспечения, является комплексным правовым образованием. Нормы первых двух названных правовых отраслей должны содержать регулирование вопросов, связанных ответственностью "своих" участников отношений.

 

Юридическая ответственность субъектов в  праве социального обеспечения существует, хотя и не достаточно оформленная, в рамках распределительных правоотношений, функционирующих по поводу:

а) Пенсии;

б) Социальных пособий и компенсационных выплат;

в) Социальных услуг (обслуживания);

г) Социальной медицинской помощи и лечения;

д) Государственная социальная помощь;

е) Социальных льгот и преимуществ и пр.;

Можно предположить, что каждый вид социального обеспечения, будучи самостоятельным институтом права социального обеспечения, содержит нормы юридической ответственности. Однако, несмотря на объективную потребность в юридической ответственности в праве социального обеспечения (своих санкций, необходимости гарантировать соблюдение прав граждан), она еще не получила своего достаточного оформления.

Внутри каждого  вида отраслевых социально-обеспечительных  отношений можно провести дифференциацию ответственности по разным критериям, например:

·по организационно правовым формам социального обеспечения (обязательное социальное страхование  и обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета);

·субъектному  составу (получатели социального материального  блага и органы социального обеспечения, обязаны его предоставить, - обязанные  органы);

·объекту  правоотношений (виды предоставляемых  социальных материальных благ) и др.

Такие критерии дифференциации во взаимосвязи друг с другом позволяю целостно предоставить юридическую ответственность, так  в зависимости от организационно-правовых форм социального обеспечения в  пенсионной системе нормы юридической  ответственности установлены в  актах регулирующих отношения по обязательному пенсионному страхованию  и государственному пенсионному  обеспечению следовательно, круг субъектов пенсионных правоотношений различается в зависимости от двух существующий пенсионных систем - страховое и бюджетное. Отсюда можно выделить юридическую ответственность двух конкретных субъектов - получателей пенсий и обязанных органов и т.д.

Подобный  логический подход к выявлению юридической  ответственности и ее изложению  возможен и для других видов социального  обеспечения.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ (ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ) УЧЕТ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ

Индивидуальный (персонифицированный) учет – организация  и ведение учета сведений о  каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с  законодательством РФ.

Индивидуальный (персонифицированный) учет осуществляется в соответствии с:

– Конституцией РФ;

– Федеральным  законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного  пенсионного страхования».

Целями индивидуального (персонифицированного) учета являются:

– создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного  лица;

– обеспечение  достоверности сведений о стаже  и заработке (доходе), определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении;

– создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного  законодательства рФ, а также для назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;

– развитие заинтересованности застрахованных лиц  в уплате страховых взносов в  ПФР;

– создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;

– информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату трудовых пенсий, определения  тарифа страховых взносов в ПФР, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного  страхования;

– упрощение  порядка и ускорение процедуры  назначения трудовых пенсий застрахованным лицам. Организация индивидуального (персонифицированного) учета строится на принципах:

– единства и федерального характера обязательного  пенсионного страхования в РФ;

– всеобщности  и обязательности уплаты страховых  взносов в ПФР и учета сведений о застрахованных лицах;

– доступности  для каждого застрахованного  лица сведений о нем, которыми располагают  органы ПФР, осуществляющие индивидуальный (персонифицированный) учет;

– использования  сведений о застрахованных лицах, которыми располагают органы Пенсионного  фонда РФ, исключительно для целей  пенсионного обеспечения, в том  числе для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством  РФ о профессиональных пенсионных системах;

– соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым страхователем, в том числе физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые  взносы, для индивидуального (персонифицированного) учета, сведениям о фактически уплаченных и поступивших суммах страховых  взносов;

– осуществления  индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования данных указанного учета для назначения трудовой пенсии согласно пенсионному законодательству РФ, в том числе для реализации застрахованными лицами пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ о профессиональных пенсионных системах. Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является ПФР.

Споры между  органами ПФР, страхователями и застрахованными  лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом.

Добровольное (негосударственное) пенсионное страхование предназначено для расширения возможностей обязательного как по размерам пенсий, так и по условиям их получения. Так, например, пенсия по договору добровольного пенсионного страхования выплачивается дополнительно к государственной трудовой пенсии. Взносы могут быть регулярными в течение длительного срока или единовременными. Размер пенсии зависит от четырех основных обязательств:

размера внесенных  страховых взносов;

количества  лет, прошедших с момента заключения договора страхования до начала пенсионных выплат (чем больше период накопления, тем больше накопленная сумма  и выше размер полученной пенсии);

возраста  застрахованного лица (чем старше, тем меньше период накопления и больше страховой взнос, который должен быть уплачен);

пола застрахованного  лица (обычно размер страхового взноса для женщин в 1,5 раза выше, чем для  мужчин).

Под негосударственной  пенсией понимаются денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику  в соответствии с условиями пенсионного  договора. Следовательно, в отличие  от государственной пенсии, право  на которую возникает на основании  закона, одним из основных признаков  негосударственной пенсии является обязательное наличие договорных отношений  между субъектами пенсионных правоотношений.

Как известно, до начала 2002 г. пенсионная система  России была полностью распределительной (принцип «солидарности поколений»), т. е. финансирование текущих пенсий осуществлялось исключительно за счет средств, собираемых с работодателей  в виде налогов на фонд оплаты труда. Основной принцип — собранные  пенсионные взносы не инвестируются, а  тратятся сразу.

пенсий гражданам из числа работников летно­испытательного состава

  Граждане РФ из числа работников летно-испытательного состава, занятых в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютнодесантной техники, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья при выслуге не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.

  При этом периоды военной службы в должностях летного состава и периоды работы в должностях летного состава гражданской авиации засчитываются в выслугу, если у гражданина из числа работников летноиспытательного состава не менее 2/3 выслуги, необходимой для установления пенсии за выслугу лет, приходится на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет.

  Пенсия  за выслугу лет не выплачивается  в период выполнения работы  в должностях, дающих право на  указанную пенсию.

  Пенсия  за выслугу лет устанавливается  к трудовой пенсии по старости  либо к трудовой пенсии по  инвалидности и выплачивается  одновременно с ней.

  Размеры  пенсий гражданам из числа  работников летноиспытательного состава.

  Гражданам из числа работников летно-испытательного состава при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, у которых не менее 2/3 указанной выслуги приходится на непосредственное выполнение испытательных полетов на штатных рабочих местах членов летных экипажей летательных аппаратов и парашютно-десантной техники, пенсия за выслугу лет назначается в размере, равном 1000 % размера социальной пенсии, за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности. За каждый полный год выслуги сверх необходимого пенсия за выслугу лет увеличивается на 25 % размера социальной пенсии, но не более чем до 1500 %.

Информация о работе Право социального обеспечения как наука