Право социального обеспечения как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 14:09, реферат

Описание работы

Право социального обеспечения как отрасль правовой науки представляет собой комплекс знаний об отношениях в обществе, возникающих в связи с выполнением государством функции по обеспечению граждан пенсиями, пособиями и другими видами социального обеспечения с правовым их регулированием. Наука этой отрасли права ставит перед собой задачу кодификации и систематизации правовых норм, регулирующих вопросы социального обеспечения, увязки эффективности этих норм с экономическими условиями жизни народа, обеспечения высокого уровня социальной защиты населения, а также разработки и планирования новых нормативных актов в сфере социального обеспечения.

Файлы: 1 файл

ответы по псо.docx

— 131.98 Кб (Скачать файл)

Средства, образовавшиеся в результате превышения сумм поступлений  единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный  бюджет, над расходами, осуществляемыми  на финансирование выплаты базовой  части трудовой пенсии, зачисляются  в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в полном объеме. Указанные  средства расходуются в следующем  порядке:

на возмещение недостатка средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии;

на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной  финансовый год.

Порядок использования  временно свободных средств ПФР  определяется федеральным законом.

Ответственность за нецелевое расходование денежных средств ПФР определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для обеспечения  в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета ПФР создается резерв. Размер этого резерва, а также порядок его формирования и расходования определяются федеральным законом о бюджете ПФР.

Государство несет субсидиарную ответственность  по обязательствам Пенсионного фонда  Российской Федерации перед застрахованными  лицами.

Положения о  территориальных органах ПФР, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением ПФР.

В Законе об обязательном пенсионном обеспечении  содержится значимое нововведение: впервые  в качестве страховщика в системе  обязательного пенсионного страхования  наряду с ПФР признаются негосударственные  пенсионные фонды (ст.5). Случаи и порядок  участия негосударственных пенсионных фондов в системе обязательного  пенсионного страхования должны быть предусмотрены федеральным  законом. Также устанавливаются  федеральным законом: порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных  средств, порядок передачи пенсионных накоплений из ПФР и уплаты страховых  взносов в негосударственные  пенсионные фонды, а также пределы  осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика.

В этом Законе более полно прописаны права, обязанности и ответственность  ПФР как страховщика. Страховщик, в частности, имеет право:

проводить у  страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получат у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

требовать от руководителей и других должностных  лиц проверяемых организаций, а  также от физических лиц, которые  самостоятельно уплачивают обязательные платежи, устранения выявленных нарушений  законодательства Российской Федерации  об обязательном пенсионном страховании;

получать  у налоговых органов необходимую  для осуществления обязательного  пенсионного страхования информацию о страхователях и застрахованных лицах, включая налоговую декларацию и иные сведения, составляющие налоговую  тайну;

осуществлять  управление средствами бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации и  контроль за их расходованием в соответствии с Федеральным законом "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и законодательством Российской Федерации;

представлять  интересы застрахованных лиц перед  страхователями;

осуществлять  возврат страховых взносов страхователям  в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные  платежи уплачены.

В Законе также  подробно определены обязанности страховщика:

подготавливать  обоснование размера тарифов  страховых взносов;

назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные  законодательством Российской Федерации  другие виды пенсий, социальные пособия  на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

осуществлять  контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения, в том числе на льготных условиях в связи с особыми условиями труда;

составлять  проект бюджета Пенсионного фонда  Российской Федерации и обеспечивать исполнение указанного бюджета;

регулярно информировать  в установленном порядке страхователей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своем  финансовом состоянии и принимать  меры по обеспечению своей финансовой устойчивости;

обеспечивать  целевое использование средств  обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием;

осуществлять  учет средств, поступающих по обязательному  пенсионному страхованию;

осуществлять  регистрацию страхователей;

вести учет страховых  взносов физических лиц, добровольно  вступивших в правоотношения по обязательному  пенсионному страхованию;

вести государственный  банк данных по всем категориям страхователей, в том числе физических лиц, добровольно  вступивших в правоотношения по обязательному  пенсионному страхованию, индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о всех категориях застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования;

обеспечивать  режим ведения специальной части  индивидуального лицевого счета  в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом;

обеспечивать  своевременный учет в соответствующих  разделах специальной части индивидуального  лицевого счета поступивших страховых  взносов на накопительную часть  трудовой пенсии, размера назначенной  пенсии и выплат за счет средств  пенсионных накоплений;

обеспечивать  организацию своевременного учета  дохода от инвестирования средств обязательного  пенсионного страхования в соответствующих  специальных частях индивидуальных лицевых счетов;

бесплатно консультировать  страхователей по вопросам обязательного  пенсионного страхования и информировать  их о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании;

организовывать  через свои территориальные органы бесплатные консультации застрахованным лицам по вопросам обязательного  пенсионного страхования;

развивать международные  связи в области обязательного  пенсионного страхования в Российской Федерации.

В соответствии с Законом об обязательном пенсионном обеспечении страхователями по обязательному  пенсионному страхованию являются:

1) лица, производящие  выплаты физическим лицам, в  том числе организации;

индивидуальные  предприниматели; физические лица;

2) индивидуальные  предприниматели, адвокаты.

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

Новый порядок  исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование  подробно определен в главе V Закона об обязательном пенсионном страховании.

В указанном  Законе дано определение тарифа страхового взноса.

Тариф страхового взноса - это размер страхового взноса на единицу измерения базы для  начисления страховых взносов.

Закон определяет размер тарифа для разных групп страхователей.

Контроль  за использованием средств бюджета ПФР осуществляется Счетной палатой Российской Федерации. В Законе также предусмотрен контроль со стороны наблюдательного совета страховщика, который должен создаваться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Пока такой наблюдательный совет не создан.

Пенсионная  реформа и введение в силу новых  пенсионных законов было осуществлено на фоне устойчивого финансового  положение ПФР в 2001-2002 гг., при  наличии существенного резерва  пенсионных средств. Однако сложная  система финансирования, не сформированная до конца правовая база, а также  ряд текущих и прогнозируемых макроэкономических показателей вызывает много сомнений в гарантиях финансовой устойчивости системы. Одним из приоритетов  доработки правовой базы является принятие закона о Пенсионном фонде России.

2.3 Физические лица, как  субъекты правоотношений по социальному  обеспечению

Субъектами правоотношений по социальному обеспечению выступают: физическое лицо и государственный орган (или учреждение), которые являются носителями субъективных прав и обязанностей.

Среди физических лиц, как субъектов правоотношений по социальному обеспечению, прежде всего следует назвать граждан Российской Федерации. Помимо них, субъектами данных правоотношений могут быть также лица без гражданства, беженцы, иностранцы, постоянно проживающие на территории РФ. Иностранцы, временно находящиеся на территории РФ, могут быть субъектами рассматриваемых правоотношений только при наличии соответствующих межгосударственных соглашений.

Семья является субъектом пенсионных правоотношений по случаю потери кормильца в рамках всех организационно-правовых форм социального обеспечения. Чтобы быть участником правоотношений по социальному обеспечению гражданин должен обладать правосубъектностью, в содержании которой отечественная наука выделяет два структурных элемента - правоспособность и дееспособность. В различных отраслях права указанные элементы имеют разное сочетание. В одних отраслях (например, административное, трудовое право) правоспособность и дееспособность выступают в неразрывном единстве. Для других отраслей (например, гражданское право) возможно разъединение этих элементов. Правосубъектность граждан в социальном обеспечении также следует отнести ко второй группе.

В теории права социального обеспечения  распространена точка зрения (B.C. Андреев, А.Д. Зайкин, Р.И. Иванова, Т.М. Кузьмина и др.) о наличии помимо отраслевой, специальной правоспособности в ее многообразных видовых и подвидовых проявлениях. При этом под отраслевой правоспособностью физических лиц в праве социального обеспечения понимают общую возможность обладания правами и несения обязанностей в социально-обеспечительных правоотношениях любого вида. Но отраслевая правоспособность - это собирательное понятие. Для реализации субъективного права на конкретный вид социального обеспечения гражданин должен обладать специальной правоспособностью. С.С. Алексеев определяет специальную правоспособность как "способность лица быть участником лишь определенного круга правоотношений в рамках данной отрасли права.

Основываясь на этих теоретических положениях, сторонники данной позиции разграничивают, в частности, специальную подвидовую пенсионную правоспособность при обеспечении по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и др. Из этого также следует вывод, что способность быть носителем конкретных прав и обязанностей в конкретном правоотношении возникает у гражданина в разное время и при наступлении разных фактических обстоятельств, а не с момента рождения. Однако данная конструкция правоспособности представляется слишком сложной, что затрудняет ее практическое использование. Заслуживает внимания точка зрения Ю.С. Мацулевича, который выделяет в содержании отраслевой правоспособности две группы юридических возможностей - постоянную и переменную. "Содержание постоянной части правоспособности... образует совокупность юридических возможностей быть носителем прав и обязанностей на все без исключения виды социального обеспечения. Объем содержания постоянной части правоспособности одинаков у всех граждан, независимо от каких-либо других обстоятельств.

Однако, несмотря на разную терминологию, позиции авторов довольно близки. Переменная группа юридических возможностей практически ничем не отличается от специальной видовой правоспособности, возникающей при наступлении инвалидности, потере кормильца, безработицы и других социально значимых событий.

Поскольку Конституция РФ относит  права в области социального  обеспечения к основным правам человека, которые принадлежат каждому  от рождения, то человека с момента  рождения можно рассматривать в  качестве возможного субъекта любого из правоотношений по социальному обеспечению. В данном случае речь идет о постоянном элементе отраслевой правоспособности.

Содержание переменной части правоспособности физических лиц в социальном обеспечении конкретно и персонифицировано в зависимости от состояния здоровья, возраста, уровня доходов, наличия детей и других обстоятельств. Объем ее содержания меняется на протяжении жизни человека: одни элементы (новые возможности правообладания) возникают, другие исключаются. С помощью переменной части правоспособности за конкретным гражданином закрепляется совокупность юридических возможностей быть носителем субъективных прав на стадии конкретного обладания (индивидуальный правовой статус). Например, для вступления в пенсионное правоотношение по старости необходимо достигнуть требуемого возраста. При этом наступление постоянной и переменной части отраслевой правоспособности не совпадает во времени: первая возникает с рождения, а вторая - после исполнения необходимого возраста.

Вторым структурным  элементом содержания правосубъектности выступает категория дееспособности, которая в социальном обеспечении характеризуется рядом особенностей. Во-первых, в отдельных правоотношениях (например, пенсионных) у различных групп населения она возникает в разное время. Во-вторых, в рамках одного типа правоотношений у отдельных управомоченных лиц объем содержания дееспособности может быть разным.

Общая дееспособность складывается из следующих юридических возможностей: приобретать своими действиями права на отдельные виды социального обеспечения; осуществлять своими действиями права и обязанности в социальном обеспечении; нести ответственность за неправомерное поведение.

Субъективная дееспособность представляет собой совокупность возможных юридических действий по реализации прав конкретного лица.

Во многих случаях субъекты правоотношений по социальному обеспечению не могут  самостоятельно совершать необходимые  действия. Эти действия за них совершают  представители. В частности, представительство  интересов детей в большинстве  правоотношений по социальному обеспечению  осуществляют родители или опекуны. Так, ребенок-инвалид до 16 лет, имеющий  право на социальную пенсию, обладает только правоспособностью. От его имени  в этих правоотношениях выступают  родители, опекун или попечитель. Это  относится и к лицам, признанным душевнобольными. Исключением из этого  правила следует считать дееспособность детей и душевнобольных на участие  в правоотношениях по медицинскому и социальному обслуживанию. Пользоваться натуральными видами социального обеспечения (т.е. услугами) через представителя  невозможно. В данном случае услуги предоставляются правоспособным лицам  независимо от состояния их дееспособности.

Информация о работе Право социального обеспечения как наука