Право социального обеспечения как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 14:09, реферат

Описание работы

Право социального обеспечения как отрасль правовой науки представляет собой комплекс знаний об отношениях в обществе, возникающих в связи с выполнением государством функции по обеспечению граждан пенсиями, пособиями и другими видами социального обеспечения с правовым их регулированием. Наука этой отрасли права ставит перед собой задачу кодификации и систематизации правовых норм, регулирующих вопросы социального обеспечения, увязки эффективности этих норм с экономическими условиями жизни народа, обеспечения высокого уровня социальной защиты населения, а также разработки и планирования новых нормативных актов в сфере социального обеспечения.

Файлы: 1 файл

ответы по псо.docx

— 131.98 Кб (Скачать файл)

В сфере нрава социального обеспечения  действует большое количество законов. Однако для данной отрасли характерным  является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения. На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в федеральных законах, регулирующих пенсионное обеспечение: федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (ред. от 14.07.2008); федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (ред. от 22.07.2008 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.08); Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (ред. от 22.07.2008).

Следует отметить, что существует большой массив федеральных законов, регулирующих обеспечение граждан  социальными пособиями и страховыми выплатами. Например, Федеральный закон  от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных  пособиях гражданам, имеющим детей" (ред. от 14.07.2008); Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в  Российской Федерации" (ред. от 18.10.2007); Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (ред. от 14.07.2008); Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (ред. от 21.07.2007) и другие.

Действует ряд федеральных законов, закрепляющих отдельные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам  по системе социального обеспечения. Сюда можно отнести Федеральный  закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (ред. от 22.08.2004); Федеральный  закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (ред. от 30.06.2007).

Самостоятельную группу составляют законы РФ и федеральные законы, закрепляющие систему льгот для инвалидов, ветеранов, семей с детьми. Так, например, Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 14.07.2008) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 22.07.2008) «О ветеранах»; Федеральный закон от 09.01.1997 N 5-ФЗ (ред. от 14.07.2008) «О предоставлении социальных гарантий героям социалистического труда и полным кавалерам ордена трудовой славы»; Федеральный закон от 9 января 1997 года. «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» и другие.

Следует знать, что к данной группе источников нрава социального обеспечения  относятся законы субъектов Федерации. Как правило, они предусматривают  законодательные гарантии по социальной защите инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми, безработных, а  также малоимущих слоев населения  па территории данного конкретного  субъекта Федерации.

Третью группу составляют подзаконные  нормативные правовые акты, среди  которых особое место занимают указы  Президента РФ в сфере социального  обеспечения. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ они являются обязательными  для исполнения на всей территории РФ. Однако они не должны противоречить  Конституции РФ и федеральным  законам.

К области социального обеспечения  можно отнести следующие Указы  Президента РФ: Указ Президента РФ от 05.05.1992 N 431 (ред. от 25.02.2003) "О мерах по социальной поддержке многодетных семей"; Указ Президента РФ от 07.02.2000 N 306 (ред. от 24.06.2002) "Об обеспечении деятельности конституционного суда РФ и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям конституционного суда РФ и членам их семей".

Важно помнить, что Президент РФ своими указами периодически повышает размер компенсационных выплат пенсионерам.

Четвертую группу среди подзаконных  актов занимают нормативные постановления  Правительства РФ, которые устанавливают  порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации).

Кроме того, они могут устанавливать  дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения  в РФ, например, Постановление Правительства  РФ от 17.07.1996 N 829 (ред. от 18.08.2008) "О приемной семье", Постановление Правительства  РФ от 08.04.1999 N 393 (с изм. от 26.11.2003) "О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами", Постановление Правительства РФ от 17.04.2002 N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов". Среди источников права социального обеспечения постановления Правительства РФ наиболее большая группа подзаконных нормативных правовых актов.

Важную роль в нормотворчестве  по социальному обеспечению в  пределах своей компетенции играют федеральные министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство здравоохранения и  социального развития Российской Федерации, так как оно является центральным  органом исполнительной федеральной  власти, осуществляющим руководство  по обеспечению единой государственной  политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей  и других слоев населения, которые  нуждаются в поддержке со стороны  государства. Сюда можно отнести 31 Постановление  Минтруда РФ от 10.02.1998 N 5 (ред. от 05.10.2001) "Об утверждении порядка работы территориальных органов министерства труда и социального развития РФ по вопросам занятости населения  с детьми-сиротами, детьми, оставшимися  без попечения родителей, лицами из числа детей- сирот и детей, оставшимися без попечения родителей".

Постановление Минтруда РФ от 10 февраля 1998 г. «Об утверждении Порядка  работы территориальных органов  Минтруда по вопросам занятости населения  с детьми-сиротами, детьми, оставшимися  без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Кроме постановлений Минтруд издает разъяснения по отдельным вопросам социального обеспечения.

На современном этапе развития нашего государства, когда формируется  рыночная экономика, важное значение приобретают муниципальные и локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения. В качестве локального источника можно назвать коллективный договор конкретной организации.

Следовательно, цель муниципальных  и локальных нормативных актов - устанавливать более высокий  уровень социальной защиты граждан  на территориальном, муниципальном  уровне, на уровне конкретной организации.

Такова классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе (по степени их важности и субординации).

Следует иметь в виду, что источники  права социального обеспечения можно также классифицировать в зависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими. В соответствии с такой классификацией следует выделить три группы нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения:

- пенсионному обеспечению граждан;

- по обеспечению граждан пособиями  и компенсационными выплатами;

- по предоставлению социальных  услуг по системе социального  обеспечения.

Кроме того, можно классифицировать источники права социального обеспечения в зависимости от источника финансирования; по содержанию нормативных правовых актов.

критерии установления группы инвалидности

Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 22 августа 2005 года № 535.

Критерием для определения I группы инвалидности является

нарушение здоровья человека со стойким значительно  выраженным расстройством функций  организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной  из следующих категорий жизнедеятельности  или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

• способности  к самообслуживанию 3 степени (неспособность  к самообслуживанию, нуждаемость  в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц);

• способности  к передвижению 3 степени (неспособность  к самостоятельному передвижению и  нуждаемость в постоянной помощи других лиц);

• способности  к ориентации 3 степени (дезориентация  и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц);

• способности  к общению 3 степени (неспособность  к общению и нуждаемость в  постоянной помощи других лиц);

• способности  контролировать свое поведение 3 степени (неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц).

Критерием для определения II группы инвалидности является

нарушение здоровья человека со стойким расстройством  функций организма, обусловленное  заболеваниями, последствиями травм  или дефектами, приводящее к ограничению  одной из следующих категорий  жизнедеятельности или их сочетанию  и вызывающее необходимость его  социальной защиты:

• способности  к самообслуживанию 2 степени (способность  к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц  с использованием при необходимости  вспомогательных технических средств);

• способности  к передвижению 2 степени (способность  к самостоятельному передвижению с  регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости  вспомогательных технических средств);

• способности  к ориентации 2 степени (способность  к ориентации с регулярной частичной  помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных  технических средств);

• способности  к общению 2 степени (способность  к общению при регулярной частичной  помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных  технических средств);

• способности  контролировать свое поведение 2 степени (постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции  только при регулярной помощи других лиц);

• способности  к обучению 3 и 2 степеней (неспособность  к обучению либо способность к  обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для  обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии или на дому по специальным  программам с использованием при  необходимости вспомогательных  технических средств и технологий);

• способности  к трудовой деятельности 3 и 2 степеней (неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности либо способность  к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных  технических средств и (или) с  помощью других лиц).

Критерием для определения III группы инвалидности является

нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями  травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к  трудовой деятельности I степени или  ограничению следующих категорий  жизнедеятельности в их различных  сочетаниях и вызывающее необходимость  его социальной защиты:

• способности  к самообслуживанию I степени (способность  к самообслуживанию при более  длительной затрате времени, дробности  его выполнения, сокращении объема, с использованием при необходимости  вспомогательных технических средств);

• способности  к передвижению I степени (способность  к самостоятельному передвижению при  более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при  необходимости вспомогательных  технических средств);

• способности  к ориентации I степени (способность  к ориентации только в привычной  ситуации самостоятельно и (или) с помощью  вспомогательных технических средств);

• способности  к общению I степени (способность  к общению со снижением темпа  и объема получения и передачи информации; использование при необходимости  вспомогательных технических средств  помощи);

• способности  контролировать свое поведение I степени (периодически возникающее ограничение  способности контролировать свое поведение  в сложных жизненных ситуациях  и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих  отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции);

• способности  к обучению I степени (способность  к обучению, а также к получению  образования определенного уровня в рамках государственных образовательных  стандартов в образовательных учреждениях  общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий). Категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.

Инвалидность  — состояние человека, при котором  имеются препятствия или ограничения  в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.

Инвалид —  человек, у которого возможности  его личной и жизнедеятельности  в обществе ограничены из-за его  физических, умственных, сенсорных  или психических отклонений.

В Российской Федерации установление статуса  «инвалид» осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы и представляет собой медицинскую и одновременно юридическую процедуру. Установление группы инвалидности обладает юридическим  и социальным смыслом, так как  предполагает определенные особые взаимоотношения  с обществом: наличие у инвалида льгот, выплата пенсии по инвалидности, ограничения в работоспособности  и дееспособности. Некоторые специалисты  рассматривают инвалидность как  одну из форм социального неравенства.

Информация о работе Право социального обеспечения как наука