Право социального обеспечения как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 14:09, реферат

Описание работы

Право социального обеспечения как отрасль правовой науки представляет собой комплекс знаний об отношениях в обществе, возникающих в связи с выполнением государством функции по обеспечению граждан пенсиями, пособиями и другими видами социального обеспечения с правовым их регулированием. Наука этой отрасли права ставит перед собой задачу кодификации и систематизации правовых норм, регулирующих вопросы социального обеспечения, увязки эффективности этих норм с экономическими условиями жизни народа, обеспечения высокого уровня социальной защиты населения, а также разработки и планирования новых нормативных актов в сфере социального обеспечения.

Файлы: 1 файл

ответы по псо.docx

— 131.98 Кб (Скачать файл)

правила признания лица инвалидом

Постановлением  Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 утверждены Правила признания  лица инвалидом [ Российская газета, 2006, 28 февраля ].

Признание лица инвалидом осуществляется при проведении МСЭ исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификацией и критериев, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 22 августа 2005 г. 535 [ Российская газета, 2005, 21 сентября ].

В зависимости  от степени расстройства функций  организма и ограничения жизнедеятельности  лицам, признанным инвалидами, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицам  в возрасте до 18 лет – категория  «ребенок-инвалид».

При установлении гражданину группы инвалидности одновременно определяется в соответствии с указанными выше классификациями и критериями степень ограничения его способности  к трудовой деятельности (III, II или I степень ограничения) либо группа инвалидности устанавливается без ограничения  способности к трудовой деятельности.

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп – на 1 год. Степень  ограничения способности к трудовой деятельности (отсутствие ограничения  способности к трудовой деятельности) устанавливается на такой же срок, что и группа инвалидности. Категория  «ребенок-инвалид» устанавливается  на 1 или 2 года либо до достижения гражданином  возраста 18 лет.

В случае признания  гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления  в бюро его заявления о проведении МСЭ.

Инвалидность  устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено  проведение очередной МСЭ (переосвидетельствования).

Без указания срока переосвидетельствования  инвалидность устанавливается в  случае выявления в ходе осуществления  реабилитационных мероприятий невозможности  устранения или уменьшения степени  ограничения жизнедеятельности  гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами  и нарушениями функций органов  и систем организма.

Переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена  без указания срока переосвидетельствования, может проводиться по его личному  заявлению (заявлению его законного  представителя), либо по направлению  организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния  здоровья, либо при осуществлении  главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.

Переосвидетельствование может осуществляться заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения  установленного срока инвалидности.

Переосвидетельствование инвалида ранее установленного срока  проводится по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей  лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.

В случае признания  гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются: общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность вследствие ранения (контузии, увечья), связанная  с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная  травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная  с катастрофой на Чернобыльской  АЭС, а также иные причины, установленные  законодательством РФ.

В соответствии с разъяснением «Об определении  федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности», утвержденными постановлением Министерства труда и социального  развития РФ от 15 апреля 2003 г. № 17 [ Российская газета, 2003, 27 мая; 2005, 8 июня ], причина инвалидности с формулировкой «общее заболевание» определяется в тех случаях, когда инвалидность явилась следствием различных заболеваний (в т.ч. психических расстройств – примечание автора – Ю.А.) или увечий, но не стоит в прямой зависимости от профзаболевания, трудового увечья, военной травмы и не связана с иными обстоятельствами.

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) — это определение  потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

На медико-социальную экспертизу необходимо предоставить следующие документы:

письменное  заявление на проведение экспертизы;

направление на экспертизу;

медицинские документы, подтверждающие нарушение  здоровья.

Медико-социальная экспертиза проводится специалистами  бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем:

обследования  гражданина;

изучения  представленных гражданином документов;

анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических  и других данных гражданина.

При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол.

В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать  с правом совещательного голоса представители  государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и  занятости, а также специалисты  соответствующего профиля (далее —  консультанты).

Перед проведением  медико-социальной экспертизы инвалид  должен быть ознакомлен с порядком и условиями ее проведения. Ознакомление должно осуществляться в доступной  для инвалида форме, при этом инвалид  вправе задавать специалисту бюро любые  интересующие вопросы в указанной  сфере.

Социальная защита и  реабилитация инвалидов.

 Способно  ли государство и общество  выполнить свои обязательства  перед инвалидами и перейти  к новому типу взаимоотношений,  определенным новым законодательством?  Длительная и сложная история  формирования парадигмы социальной  защиты инвалидов, а также системный  социально-экономический кризис  последних лет ставят этот  вопрос особенно остро. Для  ответа на него важно проанализировать  следующие проблемы:

 принципы  финансового обеспечения социальной  политики в отношении инвалидов;

 структуру  финансовых потоков и их влияние  на эффективность реализации  политики в отношении инвалидов,  финансирование отдельных направлений  политики в отношении инвалидов;

 различия  в финансировании различных групп  инвалидов;

 существование  возможностей преодоления противоречий  в формировании социальной политики  в отношении инвалидов и в  механизме ее финансового обеспечения.

 Современная  пенсионная система в отношении  инвалидов представляется менее  эффективной не только по сравнению  с зарубежными системами, но  и с прежней отечественной. В России до 1991 г. существовала система, при которой заработная плата инвалида ограничивала (отменяла) его право на получении пенсии. Отказ от этой системы, по сути, означает признание двух фактов:

 резкое  падение жизненного уровня инвалидов,  в том числе работающих;

 неспособность  инвалида достичь в обществе  положения, когда он сможет  обеспечивать себя самостоятельно.

 В РФ  и в РБ выделяются следующие  группы инвалидов и лиц, связанных  с инвалидностью и нуждающихся  в социальной помощи:

 инвалиды, получающие пенсии по старости;

 матери  инвалидов с детства, воспитывающие  их до восьми лет, получающие  пенсии на льготных основаниях;

 пенсионеры  по инвалидности;

 пенсионеры  по инвалидности из числа военнослужащих;

 пенсионеры, получающие социальные пенсии.

 В том  числе:

 инвалиды  с детства;

 инвалиды  вследствие общего заболевания.

 Количество  инвалидов увеличивается.

 Закономерное  увеличение численности инвалидов  (даже вследствие логичного изменения  принципов учета) может привести  к усугублению проблем социальной  политики в отношении инвалидов,  поскольку увеличит, прежде всего,  ее пенсионную составляющую. Действующая  система пенсионного обеспечения  в России будет сдерживающим  фактором на пути признания  со стороны государства инвалидами  граждан, которые по международной  классификации могут и должны  быть отнесены к таковым. Следовательно,  и реабилитационные программы  в отношении «непризнанных инвалидов»  реализовываться не могут. Другими  словами, социальная направленность  политики в отношении инвалидов  сдерживает развитие реабилитационной  направленности.

 Законодательство  о социальной защите инвалидов  предоставляет им значительное  количество прав, льгот и компенсаций.  Они подразделяются на группы  в зависимости от формы и  периодичности предоставления, причин  инвалидности, категории предоставляемых  льгот и т.п.

 По форме  предоставления:

 имеющие  «моральную» форму (преимущественное  право или первоочередное право  на что-либо);

 имеющие денежную форму (бесплатное обеспечение лекарствами или бесплатное пользование поликлиниками);

 имеющие натуральную форму (бесплатное предоставление автотранспортных средств, мото- и велоколясок, обеспечение топливом).

 По периодичности  предоставления:

 имеющие одноразовый характер или предоставляемые с большой периодичностью (бесплатная установка телефона, капитальный ремонт жилых помещений);

 имеющие  ежемесячный характер (компенсация  части оплаты жилых помещений,  компенсация части стоимости  коммунальных услуг);

 имеющие годовую периодичность (бесплатный проезд раз в год или раз в два года в междугородном транспорте, санаторно-курортное лечение или его компенсация).

 В зависимости  от причины инвалидности:

 предоставляемые  инвалидам войны и приравненным  к ним категориям инвалидов;

 предоставляемые инвалидам по зрению;

 предоставляемые инвалидам в результате Чернобыльской катастрофы и т.д.

 По охвату  определенного числа инвалидов:

 предоставляемые всем категориям инвалидов;

 предоставляемые отдельным категориям инвалидов.

 В целях  социального обслуживания инвалидов  в РБ действуют 25 центров социального  обслуживания инвалидов, 2 дома ночного  пребывания, 250 отделений социальной  помощи на дому, в которых обслуживаются  более 20 тысяч инвалидов. Для  сравнения: в 2000 г. действовало  14 центров социального обслуживания  населения, домов ночного пребывания, и отделений социальной помощи  на дому, созданных в ведении  управлений социальной защиты  населения, осуществляется за  счет средств бюджетов городов  и районов республики.

 В 2001 г.  на содержание нестационарных  муниципальных учреждений социального  обслуживания консолидированным  бюджетом республики предусматривались  средства в размере 144 млн. 998 тыс.  руб., в то время как в 2000 г. на указанные цели было  израсходовано 67 млн. 210 тыс. руб.

 Развитию сети центров социального обслуживания инвалидов, укреплению их материально-технической базы в немаловажной степени способствуют средства, выделяемые отделением Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан, а также средства, выделяемые в рамках реализации федеральной целевой программы «Старшее поколение». В минувшем году в исполнение Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 2000 г. № 2063 «О дополнительных мерах по улучшению условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания населения» Отделением Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан государственным и муниципальным стационарным и полустационарным учреждениям социального обслуживания выделены средства в сумме 70 млн. руб.

 В том  числе за счет реструктуризации  долгов предприятий, учреждений, организаций Отделением Пенсионного  Фонда Российской Федерации по  Республике Башкортостан выделены  средства 8 центрам социального обслуживания  инвалидов на сумму 15,4 млн.  руб. для оказания действенной  помощи по проведению капитального  ремонта, приобретению оборудования  и мягкого инвентаря.

 В рамках  реализации федеральной целевой  программы «Старшее поколение»  в соответствии с пунктом 28 Перечня мероприятий Федеральной  целевой программы «Старшее поколение»  в 2001 г. были выделены 400 тыс.  руб. на проведение капитального  ремонта центру социального обслуживания  инвалидов Кугарчинского района, а также автомобиль марки УАЗ-2206 центру социального обслуживания инвалидов Краснокамского района.

 В 2000 г.  в рамках указанной программы  были выделены и направлены  для 9 центров социального обслуживания  инвалидов средства в размере  1210 тыс. руб.

 Также в целях укрепления материально-технической базы муниципальных учреждений социального обслуживания инвалидов постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 7 июня 2001 г. № 122 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 2000 г. № 2063 «О дополнительных мерах по улучшению условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания населения» предусматривается возможность передачи указанным учреждениям высвобождаемого имущества государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения в результате приобретения нового.

 В республике  проводится целенаправленная работа  по созданию новых и расширению  действующих нестационарных учреждений  социального обслуживания, внедрению  новых форм социального обслуживания.

 Постановлением  Кабинета Министров Республики  Башкортостан от 30 ноября 2000 г. №  332 утверждены мероприятия по  развитию сети нестационарных  учреждений социального обслуживания  населения на 2001-2003 гг., разработанные  на основании предложений администраций  городов и районов.

 В соответствии  с названными мероприятиями в  минувшем году в городах и  районах республики были открыты  11 центров социального обслуживания  инвалидов, дом ночного пребывания, 5 отделений социальной помощи  на дому. Кроме того, в 2001 г.  администрациями городов и районов  республики дополнительно открыты,  не предусмотренные названными  Мероприятиями, 3 муниципальных центра  социального обслуживания инвалидов  и одно отделение социальной  помощи на дому.

Информация о работе Право социального обеспечения как наука