Право социального обеспечения как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 14:09, реферат

Описание работы

Право социального обеспечения как отрасль правовой науки представляет собой комплекс знаний об отношениях в обществе, возникающих в связи с выполнением государством функции по обеспечению граждан пенсиями, пособиями и другими видами социального обеспечения с правовым их регулированием. Наука этой отрасли права ставит перед собой задачу кодификации и систематизации правовых норм, регулирующих вопросы социального обеспечения, увязки эффективности этих норм с экономическими условиями жизни народа, обеспечения высокого уровня социальной защиты населения, а также разработки и планирования новых нормативных актов в сфере социального обеспечения.

Файлы: 1 файл

ответы по псо.docx

— 131.98 Кб (Скачать файл)

3. Основания возникновения,  изменения и прекращения материальных  правоотношений по социальному  обеспечению

 К основаниям  возникновения, изменения и прекращения  материальных правоотношений по  социальному обеспечению относятся  юридические факты, обладающие  определенной спецификой. Это, как  правило, события, не зависящие  от воли людей и возникающие  по объективным причинам.

 Применительно  к данному виду правоотношений  это такие события, как рождение  человека или его смерть, наступление  временной нетрудоспособности или  инвалидности, потеря семьей кормильца,  безработица, нуждаемость в постороннем  уходе, достижение определенного  возраста и т. д.

5. Ориентация социального  обеспечения на достойный уровень  жизни

 Конституция  РФ 1993 г. провозглашает Россию  социальным государством, политика  которого направлена на создание  условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие  человека. Достойная жизнь предполагает  наличие средств, необходимых  для удовлетворения не только  минимальных физиологических потребностей, но и социальных и духовных  интересов личности.

 Однако  сегодня не достигают величины  прожиточного минимума не только  минимальные размеры пенсий, но  и средние. Это означает, что  отечественная пенсионная система  находится в кризисе. Пытаясь  его преодолеть, правительство лечит  следствие, а не причину, поскольку  изменяет лишь механизм исчисления  пенсий. Однако любая методика  расчета пенсий имеет как достоинства,  так и недостатки. В мировой  практике встречается несколько  способов исчисления пенсий по  старости. В частности, пенсия  по старости может рассчитываться  в процентном отношении от  прежнего среднего заработка  пенсионера за весь период  трудовой деятельности, либо за  любые 5-10 лет стажа с наиболее  высоким заработком по выбору  пенсионера или непосредственно  перед уходом на пенсию. Такой  способ исчисления пенсий по  старости применяется в Бельгии,  Италии, Португалии, Франции. При  этом заработок, как правило,  ограничивается максимальной суммой. Но обязательной нормой является использование одних и тех же пределов заработка для исчисления пенсий и уплаты пенсионных взносов.

 В некоторых  странах (Великобритания, Греция, Дания,  Ирландия, Нидерланды) пенсия по  старости складывается из двух  частей – базовой и дополнительной (корпоративной или профессиональной). Размер базовой части устанавливается  в фиксированной сумме, а дополнительной  – в процентах от прежнего  заработка.

 Соотношение  между прежним заработком пенсионера  и средней заработной платой  в стране используется при  исчислении пенсий в Германии.

 Пенсии  по инвалидности определяются  в процентах от прежнего заработка  инвалида с учетом степени  утраты трудоспособности и наличия  иждивенцев. Пенсии по случаю  потери кормильца в большинстве  стран пропорциональны размеру  пенсии по старости, право на  которую приобрел бы кормилец  по достижении пенсионного возраста. Их размеры повышаются при  наличии нетрудоспособных иждивенцев.

 Пособия  по безработице, по временной  нетрудоспособности, по беременности  и родам рассчитываются в процентном  отношении от прежнего заработка.

 Размеры  социальных пенсий и пособий  устанавливаются на уровне прожиточного  минимума, величина которого зависит  от многих факторов. Но в любом  случае она позволяет удовлетворять  не только физиологические, но  и социальные, и духовные потребности  человека. Кроме того, при наличии  особых потребностей (например, у  инвалидов) к социальным пенсиям  и пособиям могут выплачиваться  надбавки за счет средств местных  бюджетов.

 Что касается  России, то размеры пенсий и  пособий остаются низкими. Одним  из исключений с 1918 г. являлось  пособие по беременности и  родам, которое достигало 100% утраченного  среднего заработка. Однако с  2003 г. его размер ограничивается  максимальной суммой независимо  от величины заработка.

 Пособие  по безработице рассчитывается  в процентах от прежнего заработка  (75%, 60%, 40%), но не может быть ниже  или выше установленных законом  пределов.

 Возможность  одновременного получения различных  видов социального обеспечения  всегда рассматривалось как достоинство  отечественной системы. Это относится  к ситуации, когда одно и то  же обстоятельство влечет возникновение  права на различные виды пособий,  услуг и льгот. В частности,  установление инвалидности II или  III степени дает право на получение  базовой части трудовой пенсии  по инвалидности в повышенном  размере с учетом иждивенцев, бесплатное протезирование, бесплатное  или льготное приобретение лекарств, льготы по оплате коммунальных  услуг и пр. В связи с рождением  ребенка мать приобретает право  на единовременное пособие, на  пособие по беременности и  родам, на пособие по уходу  за ребенком до 1.5 лет. В совокупности  с пенсиями и пособиями, предоставление  бесплатных или частично-платных  услуг увеличивает реальные доходы  их получателей. Именно низкий  уровень социального обеспечения  привел к созданию в нашей  стране разветвленной системы  льгот, не имеющей аналогов  в мире.

 В соответствии  с Федеральным законом от 24.10.1997  г. «О прожиточном минимуме  в Российской Федерации» прожиточный  минимум предназначается для  определения устанавливаемых на  федеральном уровне размеров  стипендий, пособий и других  социальных выплат.

 Однако  содержание Федерального закона  от 17.12.2001  г. «О трудовых пенсиях  в Российской Федерации» свидетельствует  о том, что величина прожиточного  минимума учитывается при определении  размера трудовой пенсии лишь  косвенно. В целях поэтапного  приближения к прожиточному минимуму  размеры базовой части трудовой  пенсии могут повышаться федеральными  законами одновременно с утверждением  федерального бюджета на соответствующий  финансовый год. Правительство  РФ поставило задачу увеличения  базовой части трудовой пенсии  до федерального прожиточного  минимума к 2009 г.

 Государство  пытается стимулировать граждан  к повышению собственного благосостояния  за счет личного участия в  создании финансовой базы пенсионного  обеспечения. Эта идея заложена  в пенсионное страхование в  виде накопительной части трудовой  пенсии. Однако нет никаких гарантий, что размер накопленной части  пенсии будет достаточным для  обеспечения достойной жизни.  Сегодня можно лишь весьма приблизительно предсказать темпы инфляции и уровень цен к 01.01.2013 г., когда возникнет право на эту часть пенсии. По данным статистики за 2007г., ни одна управляющая компания, инвестирующая пенсионные накопления, не получила доходности на уровне инфляции. Предыдущие годы были более успешными. Что касается Государственной управляющей компании (Внешэкономбанка), то в его управлении находятся более 360млрд.  руб. пенсионных накоплений. По состоянию на 01.01.2008 г. доходность от их инвестирования составила лишь 5,98 процентов («Российская газета» 26.04.2008. №92(4649). С.3.). Поэтому проблема защиты средств пенсионных накоплений об обесценивания в связи с инфляцией является чрезвычайно актуальной. Аналогичная проблема стоит и перед негосударственными пенсионными фондами. Одним из возможных вариантов решения может быть расширение инвестиционного портфеля, который в настоящее время прорабатывается Правительством РФ.

 Прошел  третье чтение в Государственной  Думе РФ проект федерального  закона о добровольных пенсионных  накоплениях, который предусматривает  государственное софинансирование в пределах 12 тыс. рублей.

 Механизм  соизмерения всех видов краткосрочных  пособий (по безработице, по  временной нетрудоспособности, по  беременности и родам и других) с прежней заработной платой (трудовым  доходом) является вполне приемлемым, поскольку именно она формирует  уровень жизни человека и при  нормально функционирующей экономике  позволяет удовлетворять необходимые  потребности человека.

 Помимо  прежней заработной платы на  уровень жизни лиц, пострадавших  от социального риска, существенное  влияние оказывают индивидуальные  потребности, связанные с состоянием  здоровья, наличием детей и другими  факторами. Указанные обстоятельства  должны находить отражение в  правовом регулировании. На достижение  этой цели направлена система  надбавок к базовой части трудовых  пенсий, а также льготы по оплате  различных видов услу г. Однако действующие надбавки установлены в твердых суммах, не зависящих от реальных потребностей нетрудоспособных иждивенцев.

 Для сохранения  покупательной способности пенсий  в мировой практике не создано  никаких других способов, кроме  их индексации в соответствии  с ростом цен или средней  заработной платы в стране. Эти  механизмы закреплены и в российском  законодательстве. Поэтому задачей  государства является неукоснительное  соблюдение им же установленных  правил, прекращение практики занижения  темпов инфляции и сдерживания  роста заработной платы в стране.

2.1 Правовые основы системы права социального обеспечения

Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно; отношения по поводу денежных выплат; отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения; отношения процедурного и процессуального характера.

Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Первую группу источников права социального обеспечения составляют нормы международных актов.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции  РФ общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора. Следовательно, можно сделать вывод, что нормы  международных договоров должны обладать высшей юридической силой  по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы  Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован  Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится  Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

К первой группе источников также  относятся конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях  и нормах социальной политики» (1962 года), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии  в социальном обеспечении» (1962 года).

Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 года) и др.

Новыми источниками права социального обеспечения являются нормы соглашений, заключаемые странами Содружества Независимых Государств (СНГ), устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое. Первое Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - членов СНГ в области пенсионного обеспечения» было заключено 13 марта 1992 года. В соответствии с этим Соглашением государства - члены СНГ договорились о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении. Кроме того, государства закрепили основные принципы обеспечения лиц, которые приобрели права на пенсию на территории бывших республик Советского Союза и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.

На сегодняшний день государства  СНГ подписали конкретные соглашения, в том числе и в области  социального обеспечения.

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место, как ранее было сказано, занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения. Характеризуя Конституцию РФ как основной источник права социального обеспечения, следует подробно раскрыть содержание ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53. Особо следует подчеркнуть, что Конституция РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Устанавливаются законодателем государственные пенсии и социальные пособия.

Важное место отводится Основам  законодательства РФ «Об охране здоровья граждан», утвержденным 22 июля 1993 года (ред. от 18.10.2007), которые введены в  действие с 1 сентября 1993 года. Этот нормативный  акт закрепляет право граждан  на охрану здоровья различных категорий  субъектов, а именно: семьи, несовершеннолетних, пожилых, инвалидов, беременных женщин, женщин-матерей. Следует подчеркнуть, что Основы закрепляют гарантии обеспечения  этого права, среди которых - право  на бесплатное получение различных  видов медико-социальной помощи.

Информация о работе Право социального обеспечения как наука