Право социального обеспечения как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 14:09, реферат

Описание работы

Право социального обеспечения как отрасль правовой науки представляет собой комплекс знаний об отношениях в обществе, возникающих в связи с выполнением государством функции по обеспечению граждан пенсиями, пособиями и другими видами социального обеспечения с правовым их регулированием. Наука этой отрасли права ставит перед собой задачу кодификации и систематизации правовых норм, регулирующих вопросы социального обеспечения, увязки эффективности этих норм с экономическими условиями жизни народа, обеспечения высокого уровня социальной защиты населения, а также разработки и планирования новых нормативных актов в сфере социального обеспечения.

Файлы: 1 файл

ответы по псо.docx

— 131.98 Кб (Скачать файл)

Так, право  на бесплатное обеспечение лекарственными средствами имеют:

- участники  гражданской и Великой Отечественной  войн;

- участники  боевых операций при защите  СССР и РФ;

- Герои Советского  Союза и России;

- полные кавалеры  ордена Славы;

- инвалиды  ВОВ и лица, к ним приравненные  по льготам;

- родители  и жены военнослужащих, погибших  вследствие контузии или увечья, полученных при защите страны  или при исполнении иных обязанностей  военной службы, либо вследствие  заболевания, связанного с

пребыванием на фронте;

- граждане, работавшие  в период блокады в г. Ленинграде;

- инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы;

- бывшие несовершеннолетние  узники фашистских концлагерей;

- дети первых 3 лет жизни;

- дети из  многодетных семей.

Отдельным категориям граждан предоставляются льготы при обеспечении лекарствами  в соответствии с законодательством. Приобретать лекарства со скидкой  в 50% от свободных цен имеют право  следующие граждане:

- пенсионеры, получающие пенсию в минимальном  размере;

- неработающие  инвалиды II группы и инвалиды III группы, признанные в установленном порядке  безработными;

- лица, являющиеся  «Почетными донорами РФ»;

- лица, принимавшие  участие в работе по ликвидации  последствий чернобыльской катастрофы.

Законодательством устанавливается также перечень заболеваний, при которых лекарственная  помощь оказывается бесплатно: церебральный паралич; ВИЧ-инфицирование; онкологические заболевания; туберкулез; бронхиальная астма; инфаркт миокарда (первые 6 месяцев); диабет; глаукома и некоторые другие.

Порядок льготного  отпуска лекарственных средств  и изделий медицинского назначения утвержден постановлением Правительства  РФ «О порядке и нормах льготного  обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения инвалидов войны и других групп  населения» в соответствии с Федеральным  законом «О ветеранах» от 12 января 1995 г.

В соответствии с этим документом лица, имеющие  право на льготное лекарственное  обеспечение, могут ( по желанию) быть прикреплены к аптечному учреждению по месту жительства. В случае, если при обращении в указанное учреждение в нем отсутствует необходимый препарат, то оно обязано оставить рецепт у себя и

немедленно  принять меры к приобретению лекарственного средства в других аптеках.

На отдельные  виды лекарственных препаратов цена устанавливается государством (см. постановление Правительства РФ «Об утверждении государственного реестра цен на лекарственные средства» от 20 июля 1999 г.1).

Санаторно-курортное лечение

Санаторно-курортное  лечение — это медицинская  помощь, осуществляемая в профилактических, лечебных и реабилитационных целях  на основе использования природных  лечебных факторов в условиях пребывания на курорте, в лечебно-оздоровительной  местности, в санаторно-курортных  организациях.

Санаторно-курортное  дело в России традиционно является составной частью государственной  политики и важным разделом национальной системы здравоохранения, позволяющим  целенаправленно и эффективно осуществлять профилактику заболеваний и восстановительное  лечение больных, проводить их реабилитацию. Организация санаторно-курортной  помощи основана на принципах профилактической и реабилитационной направленности, этапности и преемственности между амбулаторно-поликлиническими, стационарными и санаторно-курортными учреждениями, специализации оказываемой помощи.

Государство рассматривает санаторно-курортное  дело как важнейшее звено в  системе социальных мер по укреплению здоровья нации за счет эффективного использования лечебных факторов, существующих научных разработок и кадрового  потенциала, российских традиций, многолетнего практического опыта. И это вселяет  уверенность, что санаторно-курортная  система будет развиваться и  совершенствоваться.

Главной целью  государственной политики в санаторно-курортной  сфере является создание в Российской Федерации современного высокоэффективного курортного комплекса, обеспечивающего  широкие возможности для удовлетворения потребности граждан в санаторно-курортной  помощи.

План реализации Концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации (2003 г.) предусматривает перечень мероприятий на период до 2010 года. В  частности предусматривается (то что больше всего привлекло моё внимание):

разработка  и реализация научно-практических программ по совершенствованию профилактики заболеваний, новых лечебно-оздоровительных, стационаро-замещающих технологий, в том числе укороченных интенсивных курсов лечения, на основе эффективного применения природных и преформированных лечебных факторов;

использование санаторно-курортных учреждений для  создания на их базе сети центров и  школ здоровья, отделений восстановительного лечения, реабилитации и долечивания  больных, перенесших острый инфаркт  миокарда, инсульт, после некоторых  операций на сердце, сосудах и желудочно-кишечном тракте;

разработка  медико-экономических стандартов санаторно-курортных  услуг и критериев лицензирования медицинской деятельности здравниц.

  Понятие и принципы социального обслуживания.

       Социальное обслуживание является  относительно самостоятельным элементом  государственной системы социального  обеспечения. В обобщённом виде  оно представляет собой комплекс  разнообразных услуг и выдач,  предоставляемых престарелым, инвалидам,  нетрудоспособным, семьям с детьми  в «натуральной форме»

Правовое  регулирование отношений по социальному  обслуживанию указанных категорией граждан в соответствии с федеральными законами «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. , «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. , «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10 декабря 1995 г.

Во исполнении этих законов органами исполнительной власти РФ,  субъектов РФ и местного самоуправления было принято множество подзаконных актов.

Социальное  обслуживание неразрывно связано с  общей системой материального обеспечения  пожилых и нетрудоспособных граждан, которое осуществляется в денежной форме. Поэтому его рассматривают  как дополнение к денежным выплатам и как вспомогательное звено  в системе социального обеспечения.

Социальное  обслуживание – это совокупность социальных услуг (уход, организация  питания, содействие в получении  медицинской, правовой, социально-психологической  и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в  организации ритуальных услуг), предоставляемых  гражданам пожилого возраста и инвалидам  на дому или в учреждениях социального  обслуживания независимо от форм собственности.

Социальное  обслуживание и услуги могут осуществляться бесплатно и за плату. Социальной услугой можно признать лишь такую  услугу, которая предоставляется  бесплатно или за неполную её рыночную стоимость, т.е полностью либо хотя бы частично за счёт средств общества. Поэтому она и называется «социальная»  услуга. Следовательно, богатые и состоятельные граждане,  имеющие возможность купить такие услуги, по нашему мнению, не должны рассматриваться в качестве лиц, нуждающихся в бесплатных или частично оплачиваемых социальных услуг.

Основания для  предоставления бесплатных или частично оплачиваемых социальных услуг установлены  в Законе «Об основах социального  обслуживания населения».

Социальное  обслуживание осуществляется на основе принципов, закреплённых в законодательстве. К ним относятся:

адрестность – предполагает социальное обслуживание только тех лиц, которые оказались в трудной жизненной ситуации и в силу этого нуждаются в получении определённого вида социальных услуг;

доступность – означает реальную возможность  беспрепятственно воспользоваться  социальным обслуживанием лицам, в  них нуждающимся;

добровольность  – означает, что социальные услуги гражданам предоставляются только с их согласия. Конечно, в некоторых  случаях допускается принудительное навязывание социального обслуживания отдельным категориям граждан, например недееспособным лицам;

гуманность  – свидетельствует о необходимости  проявления уважительного отношения  к нуждающимся в социальных услугах  гражданам со стороны работников учреждений социального обслуживания;

приоритетность  – проявляется в предоставлении социальных услуг в первую очередь  особо нуждающимся в них гражданам, например прежде всего несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

конфиденциальность  – указывает на необходимость  сохранения тайны сведений о лицах, которым предоставляются те или  иные услуги социальными работниками  учреждений социального обслуживания;

профилактическая  направленность социального обслуживания – заключается в предотвращении возможных отрицательных последствий  трудовой жизненной ситуации, с которыми сталкиваются граждане в реальной жизни.

Все перечисленные  принципы социального обслуживания получают своё непосредственное воплощение также и в подзаконных актах, в том числе издаваемых Правительством РФ и Минтруда РФ.

Следующее, о  чем нужно сказать, это перечень основных надомных услуг, гарантированных  государством, к ним относятся:

1) услуги  по организации питания, быта  и досуга (покупка и доставка  на дом продуктов питания, горячих  обедов; помощь в приготовлении  пищи; доставка воды, топка печей;  содействие в обеспечении топливом; содействие в организации ремонта  и уборки жилых помещений; содействие  в оплате жилья и коммунальных  услуг; содействие в обеспечении  книгами, журналами, газетами; содействие  в посещении театров,  выставок  и других  культурных мероприятий  и т. д.);

2) социально-медицинские  и санитарно-гигиенические услуги (обеспечение ухода с учетом  состояния здоровья; содействие  в проведении  медицинской   помощи; содействие в проведении  медико-социальной экспертизы; содействие  в проведении    реабилитационных    мероприятий (медицинских,  социальных), в том числе для инвалидов  на основании индивидуальных  программ реабилитации; содействие  в обеспечении лекарственными  средствами; оказание психологической  помощи; содействие в   госпитализации; содействие    в   получении    зубопротезной   и  протезно-ортопедической   помощи,   а   также   в  обеспечении  техническими средствами  ухода и реабилитации и др.);

3) содействие  в  получении  образования   и  (или)   профессии инвалидами   в  соответствии  с  их  физическими  возможностями умственными  способностями;

4) содействие  в трудоустройстве;

5) правовые  услуги (помощь в оформлении документов; содействие в     получении      установленных      действующим  законодательством льгот и преимуществ;  оказание помощи  по   вопросам   пенсионного   обеспечения   и предоставления других социальных  выплат; содействие в получении   юридической  помощи  и  иных  правовых услуг);

6) содействие  в организации ритуальных услуг.

 

 


Информация о работе Право социального обеспечения как наука