Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:49, курсовая работа
Цель исследования - охарактеризовать сущность правосубъектности юридического лица. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие Задачи:
1.Охарактеризовать эволюцию понятия "правосубъектность юридических лиц",
2. Определить понятие "правосубъектность юридического лица",
3. Выделить существенные характеристики правосубъектности юридического лица.
4. Рассмотреть способы возникновения правоспособности и прекращения.
5. Провести анализ законодательной базы в рамках иследования правоспособности юридических лиц.
Введение
Глава 1. Правоспособность юридических лиц
1.1 Понятие юридического лица
1.2Историческая эволюция понятия "правосубъектность юридических лиц"
1.3 Правоспособность юридического лица
1.4 Государственная регистрация юридических лиц
Глава 2. Порядок прекращения деятельности юридических лиц
2.1 Основания прекращения деятельности юридических лиц
2.2 Реорганизация юридического лица
2.3 Ликвидация юридического лица
Заключение
Список использованной литературы
Лицензирование теперь охватывает самый широкий круг видов деятельности, и среди них такие, как банковская, биржевая, страховая, медицинская, строительная, транспортная, общественное питание и др. Из изданных после вступления в силу соответствующей главы ГК законодательных актов, посвященных лицензированию отдельных видов деятельности, можно указать на законы: от 25 января 1995 года "Об информации, информатизации и защите информации" (организации, которые специализируются на формировании федеральных информационных ресурсов и (или) информационных ресурсов совместного ведения на основе договора, обязаны получить лицензию на этот вид деятельности в органах государственной власти); от 20 января 1995 года "О связи" (деятельность физических и юридических лиц, связанная с предоставлением услуг связи, осуществляется на основании должным образом полученной и оформленной для этой цели лицензии; выдача, изменение условий или продление сроков действия лицензий на право деятельности в области связи, а также прекращение действия лицензий производятся Министерством связи Российской Федерации; лицензии или любые предоставляемые ими права могут быть переданы полностью или частично одним юридическим лицом другому юридическому лицу не иначе как после получения последним новой лицензии); от 8 февраля 1995 года "О недрах", измененный и дополненный (права и обязанности пользователя недр возникают с момента получения лицензии на пользование недрами; лицензия предоставляется совместно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением, а в случаях, предусмотренных Законом, – федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением; оформление, регистрация и выдача лицензии на пользование недрами осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением).
Согласно ст. 6 Вводного закона, в отличие от всей части первой ГК, его четвертая глава, посвященная юридическим лицам, вводится в действие со дня официального опубликования Кодекса, то есть с 8 декабря 1994 года. Следовательно, утвержденный постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 года Порядок ведения лицензионной деятельности в той части, которая относится к перечислению подлежащих лицензированию видов деятельности, не действует, поскольку начиная с 8 декабря 1994 года перечень таких видов деятельности в силу комментируемой статьи должен определяться только законом.
Нормы Положения,
не связанные с определением видов
лицензируемой деятельности, обладают
необходимой юридической силой.
Так, в соответствии с Положением
правовое значение лицензии состоит
в том, что она признается официальным
документом, который разрешает
Порядок
ведения лицензионной деятельности
определяет, кто и в каком порядке
выдает лицензии, содержит исчерпывающий
перечень оснований для отказа в
выдаче лицензии, ее срок (он устанавливается
в зависимости от вида деятельности,
но не должен составлять менее трех
лет, кроме случаев, когда сам
заявитель ходатайствует о
Держатель лицензии не вправе передавать ее. В случае ликвидации юридического лица принадлежащая ему лицензия прекращает автоматически свое действие (допускается переход лицензии лишь в установленном порядке и только в случаях реорганизации юридического лица – держателя лицензии).
Установлены
специальные правила
Решения и действия органов, в компетенцию которых входит выдача лицензии, могут быть обжалованы в установленном порядке в суде.
Все юридические
лица независимо от того, распространяется
на них принцип специальной
Помимо указанных персональных ограничений правоспособности имеются ограничения общего характера. Так, в частности, занятие отдельными видами деятельности разрешено лишь определенным юридическим лицам и тем самым должно считаться запрещенным для всех остальных участников гражданского оборота. Примером может служить деятельность, которая составляет государственную монополию. Соответствующий перечень был включен в Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности, который утратил силу с момента вступления в действие ГК. Вместе с тем сохранили свою силу указания на исключительный характер определенных видов деятельности, которые предусмотрены в ряде специальных актов (в частности, имеются в виду законы о страховой, банковской, биржевой и некоторых других видах деятельности).
Основанное на законе ограничение правоспособности может иметь и другую форму: когда в соответствующем акте предусмотрено, какой именно деятельностью юридическое лицо заниматься не может. Так, в Законе о страховании установлено, что предметом непосредственной деятельности страховщика не может быть производственная, торговая, предпринимательская и банковская деятельность. Закон о банках запрещает им совершать операции по производству и торговле материальными ценностями, а также по страхованию всех видов, за исключением страхования валютных и кредиторских рисков. В соответствии с Законом о них биржи не могут заниматься торговой, торгово-посреднической и иной деятельностью, непосредственно не связанной с организацией биржевой торговли. Там же предусмотрено, что биржа не вправе осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции предприятий, учреждений и организаций, если указанные предприятия, учреждения и организации не ставят целью осуществление биржевой деятельности.
ГК определяет моменты начала и конца правоспособности. Правоспособность юридического лица начинается в момент его создания и прекращается в момент завершения ликвидации юридического лица. Точно так же право осуществления лицензируемой деятельности возникает в момент получения лицензии, а прекращается – в момент истечения срока ее действия (если иное не указано в законе или ином правовом акте).
Государственная
регистрация юридических лиц
является завершающим этапом образования
юридического лица, на котором компетентный
орган проверяет соблюдение условий,
необходимых для создания нового
субъекта права, и принимает решение
о признании организации
В государственном реестре содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице2:
1. Полное
и (в случае, если имеется) сокращенное
наименование, в том числе фирменное
наименование для Коммерческих
организаций, на русском языке,
2. Организационно-правовая форма.
3. Адрес
(место нахождения) постоянно действующего
исполнительного органа
4. Способ образования юридического лица (создание или реорганизация).
5. Сведения об учредителях юридического лица.
6. Копии
учредительных документов
7. Сведения
о правопреемстве – для
8. Дата
регистрации изменений,
9. Способ
прекращения деятельности
10. Размер
указанного в учредительных
11. Фамилия,
имя, отчество и должность
12. Сведения
о лицензиях, полученных
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Государственная
регистрация юридического лица осуществляется
по месту нахождения указанного учредителями
в заявлении о государственной
регистрации постоянно
Моментом
государственной регистрации
Регистрирующий
орган, не позднее одного рабочего дня
с момента государственной
При государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
1. Подписанное
заявителем заявление о
- представленные
учредительные документы
- сведения,
содержащиеся в учредительных
документах, иных представленных
для государственной
- при
создании юридического лица
2. Решение
о создании юридического лица
в виде протокола, договора
или иного документа в
3. Учредительные
документы юридического лица (подлинники
или нотариально
4. Выписка
из реестра иностранных
5. Документ
об уплате государственной
Для государственной
регистрации изменений, вносимых в
учредительные документы
1. Подписанное
заявителем заявление о
- изменения,
вносимые в учредительные
- сведения,
содержащиеся в учредительных
документах и в заявлении,
- соблюден
установленный федеральным
2. Решение
о внесении изменений в
3. Изменения,
вносимые в учредительные
4. Документ
об уплате государственной