Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:49, курсовая работа
Цель исследования - охарактеризовать сущность правосубъектности юридического лица. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие Задачи:
1.Охарактеризовать эволюцию понятия "правосубъектность юридических лиц",
2. Определить понятие "правосубъектность юридического лица",
3. Выделить существенные характеристики правосубъектности юридического лица.
4. Рассмотреть способы возникновения правоспособности и прекращения.
5. Провести анализ законодательной базы в рамках иследования правоспособности юридических лиц.
Введение
Глава 1. Правоспособность юридических лиц
1.1 Понятие юридического лица
1.2Историческая эволюция понятия "правосубъектность юридических лиц"
1.3 Правоспособность юридического лица
1.4 Государственная регистрация юридических лиц
Глава 2. Порядок прекращения деятельности юридических лиц
2.1 Основания прекращения деятельности юридических лиц
2.2 Реорганизация юридического лица
2.3 Ликвидация юридического лица
Заключение
Список использованной литературы
Для внесения
в государственный реестр изменений,
касающихся сведений о юридическом
лице, но не связанных с внесением
изменений в учредительные
Большую роль в развитии международных экономических отношений играют иностранные юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории России.
Понятие «иностранные юридические лица» закрепляется в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13 октября 1995 г4. Согласно ст. 2 Закона – это юридические лица и организации, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены.
Все иностранные
юридические лица могут осуществлять
на территории Российской Федерации
хозяйственную деятельность, заключать
различного рода договоры, открывать
представительства или
Российский
законодатель «стимулирует» иностранные
юридические лица открывать на территории
России представительства и филиалы,
посредством которых
Представительства иностранных юридических лиц открываются на территории России в соответствии с Положением о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 30 ноября 1989 г. Положение закрепляет порядок открытия представительств, который обусловлен характером деятельности иностранного юридического лица. Предусмотрен срок, на который можно открывать представительство: этот срок не превышает трех лет. Что касается филиала, то головная организация представляет в федеральный орган исполнительной власти положение о филиале иностранного юридического лица и другие документы, перечень и требования к содержанию которых утверждаются Правительством Российской Федерации.
В п. 2 ст. 22 Федерального закона от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» указывается, что должно содержаться в положении о филиале иностранного юридического лица: наименование филиала и головной организации, организационно-правовая форма головной организации, место нахождения филиала на территории Российской Федерации и юридический адрес его головной организации, цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала, порядок управления филиалом.
Оценка вложения капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица производится головной организацией на основе внутренних или мировых цен.
Основаниями прекращения деятельности юридического лица являются5:
- решение
учредителей или органа
- решение суда (т. е. в принудительном порядке).
Решение учредителей или органа юридического лица о прекращении его деятельности возможно:
- в связи
с истечением срока, на
- в связи с достижением цели, для которой было создано юридическое лицо;
- в связи
с уменьшением (увеличением)
- в связи
с признанием судом
- в связи с несостоятельностью (банкротством);
- в связи
с уменьшением стоимости
- по иным основаниям.
Решение суда о прекращении деятельности юридического лица возможно:
- в связи с осуществлением деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
- в связи с осуществлением деятельности, запрещенной законом;
- в связи с неоднократными и грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
- в связи
с систематическим
- в связи с несостоятельностью (банкротством);
- в связи
с уменьшением стоимости
- в иных случаях, указанных в законе.
Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его:
а) реорганизации;
б) ликвидации.
Закон предусматривает и возможность временного прекращения, т. е. приостановления деятельности ряда организаций (так, в соответствии со ст. 42 Закона «Об общественных объединениях», деятельность последних может быть приостановлена по решению суда на срок до 6 месяцев как санкция за нарушение Конституции и законодательства РФ).
При реорганизации
все права и обязанности
- слияния
(соединение ряда юридических
лиц. Это означает, что они прекращают
существовать как юридические
лица. На их месте создается
новое юридическое лицо. Все права
и обязанности предыдущих
- присоединения
(одно юридическое лицо
- выделения (из состава юридического лица выделяется другое юридическое лицо. Первое продолжает существовать, но Лишь в меньшем объеме. Возникает новое юридическое лицо. Часть прав и обязанностей первого юридического лица по разделительному балансу переходит к новому юридическому лицу);
- разделения (юридическое лицо прекращает свое существование. На его месте возникает несколько новых юридических лиц. Все права и обязанности, которыми обладало исходное юридическое лицо, по разделительному балансу делятся между вновь созданными юридическими лицами);
- преобразования (юридическое лицо одного вида преобразуется в юридическое лицо другого вида. Преобразование юридического лица возможно лишь с сохранением существующего объема правоспособности (общей или специальной). В противном случае было бы невозможно осуществление универсального правопреемства).
В зависимости от того, в какой форме проводится реорганизация юридического лица, она оформляется либо разделительным балансом (разделение, выделение), либо передаточным актом (слияние, присоединение, преобразование). Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Утвержденный передаточный акт должен быть согласован в десятидневный срок с принимающей организацией. Если разделительный баланс или передаточный акт не дает возможности определить правопреемника реорганизованного общества, то юридические лица, созданные в результате реорганизации, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами.
Моментом
перехода прав и обязанностей в отношении
имущества к вновь возникшему
в результате реорганизации юридическому
лицу считается дата подписания и
утверждения передаточного акта
и разделительного баланса
При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы6:
1. Подписанное
заявителем заявление о
- учредительные
документы, созданных путем
- сведения,
содержащиеся в учредительных
документах и заявлении о
- передаточный
акт или разделительный баланс
содержит положения о
- все
кредиторы реорганизуемого
2. Учредительные
документы каждого вновь
3. Решение о реорганизации юридического лица.
4. Договор
о слиянии или присоединении
в случаях, предусмотренных
5. Передаточный акт или разделительный баланс.
6. Документ
об уплате государственной
Реорганизация юридического лица, осуществленная путем преобразования, слияния, разделения, выделения, считается состоявшейся с момента регистрации вновь возникших юридических лиц7.
При реорганизации общества в форме присоединения к нему другого общества первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества.
Во многих случаях проведение реорганизации способно резко изменить соотношение «сил» товаропроизводителей на рынке и привести к ограничению конкуренции. Для предотвращения этих негативных последствий п. 1 ст. 17 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. №948-1 (в ред. от 9 октября 2002 года), «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» устанавливает, что слияние и присоединение коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по полезному балансу превышает 200 тысяч МРОТ, осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа (п. 1 ст. 17 закона).
Слияние и присоединение коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 100 тыс. МРОТ осуществляется с уведомлением антимонопольного органа в течение 45 дней со дня государственной реорганизации. Эти же требования распространяются на некоммерческие организации, осуществляющие или имеющие намерение осуществлять координацию предпринимательской деятельности своих участников (абз. 4 и абз. 6 п. 5 ст. 17 закона)8.
Уведомляется также антимонопольный орган о слиянии и присоединении некоммерческих организаций.
Представляет интерес вопрос, допускается ли восстановление юридического лица – правопредшественника при признании недействительным акта регистрации правопреемника при реорганизации. В арбитражной практике нет единства по данному вопросу. Высший арбитражный суд принимая прямо противоположные решения, в частности восстанавливал в правах существовавшее до реорганизации юридическое лицо, (Вестник ВАС РФ. 1997. №3). такая позиция противоречит п. 2 ст. 51 ГК (юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации) и п. 8 ст. 63 ГК (ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц).