Правоспособность юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - охарактеризовать сущность правосубъектности юридического лица. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие Задачи:
1.Охарактеризовать эволюцию понятия "правосубъектность юридических лиц",
2. Определить понятие "правосубъектность юридического лица",
3. Выделить существенные характеристики правосубъектности юридического лица.
4. Рассмотреть способы возникновения правоспособности и прекращения.
5. Провести анализ законодательной базы в рамках иследования правоспособности юридических лиц.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Правоспособность юридических лиц
1.1 Понятие юридического лица
1.2Историческая эволюция понятия "правосубъектность юридических лиц"
1.3 Правоспособность юридического лица
1.4 Государственная регистрация юридических лиц
Глава 2. Порядок прекращения деятельности юридических лиц
2.1 Основания прекращения деятельности юридических лиц
2.2 Реорганизация юридического лица
2.3 Ликвидация юридического лица
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 53.81 Кб (Скачать файл)

Вопрос  о реорганизации юридического лица, которая может вызвать экономические, социальные, демографические и другие негативные последствия, затрагивающие  интересы населения, должен согласовываться  с местными органами власти.

В случаях, установленных законом, реорганизация  юридического лица в форме его  разделения или выделения из его  состава одного или нескольких юридических  лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или  по решению суда.

Если  учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или  орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

2.3 Ликвидация юридического  лица

 

Ликвидация юридического лица – это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Порядок ликвидации юридического лица урегулирован статьями 61-64 ГК и состоит из следующих этапов:

1. Учредители (участники) юридического лица  или органы, принявшие решение  о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно  сообщить об этом органу, осуществлявшему  государственную регистрацию данного  юридического лица, который вносит, в единый государственный реестр  юридических лиц сведения о  том, что юридическое лицо находится  в процессе ликвидации.

2. Участники  организации, ее уполномоченный  орган или суд, принявшие решение  о ликвидации, назначают ликвидационную  комиссию (или единоличного ликвидатора), определяют порядок и сроки  ликвидации юридического лица.

3. Ликвидационная  комиссия помещает в органах  печати, в которых публикуются  данные о государственной регистрации  юридического лица, сообщение о  его ликвидации, порядке и сроке  заявления претензий кредиторами  (этот срок не может быть  менее 2 месяцев), выявляет всех  кредиторов и уведомляет их  о ликвидации юридического лица, взыскивает дебиторскую задолженность  юридического лица.

4. Ликвидационная  комиссия оценивает состав кредиторской  задолженности и после окончания  срока для предъявления требований  кредиторами составляет промежуточный  ликвидационный баланс, который  содержит сведения о составе  имущества ликвидируемого юридического  лица, перечне предъявленных кредиторами  требований, а также о результатах  их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или  органом, принявшим решение о  ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную  регистрацию юридических лиц.

5. В соответствии  с промежуточным ликвидационным  балансом удовлетворяются законные  требования кредиторов, причем выплаты  производятся в порядке очередей, установленных ст. 64 ГК, начиная со  дня утверждения ликвидационного  баланса, за исключением кредиторов  пятой очереди, выплаты которым  производятся по истечении месяца  со дня утверждения промежуточного  ликвидационного баланса. Если  денежных средств организации  недостаточно для расчетов с  кредиторами, ликвидационная комиссия  продает имеющееся имущество  организации с публичных торгов.

6. После  погашения кредиторской задолженности  ликвидационная комиссия составляет  окончательный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица  или органом, принявшим решение  о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом,  осуществляющим государственную  регистрацию юридических лиц.

Для государственной  регистрации в связи с ликвидацией  юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие  документы9:

1. Подписанное  заявителем заявление о государственной  регистрации по форме, утверждённой  Правительством РФ. В заявлений  подтверждается, что соблюден установленный  федеральным законом порядок  ликвидации юридического лица, расчеты  с его кредиторами завершены  и вопросы ликвидации юридического  лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.

2. Ликвидационный  баланс.

3. Документ  об уплате государственной пошлины.  Ликвидация юридического лица  происходит:

- с распределением  оставшегося имущества между  учредителями (участниками) юридического  лица (ликвидация хозяйственных  обществ и товариществ, кооперативов);

- с передачей  оставшегося имущества собственнику (унитарные предприятия и финансируемые  собственником учреждения);

- с передачей  оставшегося имущества на цели, определенные в учредительных  документах юридического лица (общественные  и религиозные объединения, фонды).

При реорганизации  или ликвидации юридического лица должны быть обеспечены права кредиторов. Это предполагает:

- обязательное  уведомление кредиторов о прекращении  юридического лица;

- право  кредиторов требовать прекращения  или досрочного исполнения обязательств  с возмещением вызванных этим  убытков;

- солидарную  ответственность вновь образованных  юридических лиц по обязательствам  реорганизованного юридического  лица, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника;

- установление  очередности удовлетворения требований  кредиторов;

- пропорциональное  удовлетворение требований кредитов  одной очереди.

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей  очередности10:

- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

- в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

- в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

- в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений.

Требования  каждой очереди удовлетворяются  после полного удовлетворения требований предыдущей очереди, а при недостаточности  имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения  от их рассмотрения, кредитор вправе, до утверждения ликвидационного баланса  юридического лица, обратиться в суд  с иском к ликвидационной комиссии.

Требования  кредитора, заявленные после истечения  срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются  из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в  срок.

Требования  кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также  требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору  отказано.

Особенности ликвидационной процедуры в случае несостоятельности (банкротства) юридического лица установлены Законом РФ от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В соответствии с названным законом могут  быть объявлены банкротом все  юридические лица, кроме (п. 2 ст. 1):

– казенных предприятий;

– учреждений;

– политических партий;

– религиозных  организаций.

 

Заключение

 

В курсовой работе были рассмотрены некоторые  аспекты правоспособности и дееспособности юридических лиц.

Итак, юридические  лица, обладают рядом специфических  особенностей, и одна из них, это  то, что юридические лица образуются и прекращаются в специальном  порядке.

Появление института юридического лица вызвано  усложнением социальной организации  общества, развитием экономических  отношений. В курсовой работе мы рассмотрели  основные моменты образования и  прекращения деятельности юридических  лиц в России.

Было  выяснено, что приобретение и осуществление  прав и обязанностей – прерогатива  органа юридического лица. То есть, создание юридического лица является правовым основанием возникновения дееспособности юридического лица.

При создании юридического лица важным вопросом является разработка учредительных документов (определение наименования юридического лица, место его нахождения, порядок  управления и т.д.).

В соответствии с ГК (ст. 51) юридические лица должны регистрироваться в органах юстиции  в порядке, предусмотренном законом  о регистрации юридических лиц. В настоящий момент регистрация  осуществляется на основании закона РФ «О государственной регистрации  юридических лиц» от 8 августа 2001 г.

Прекращение деятельности юридического лица, так  же может произойти несколькими  способами, мы подробно рассмотрели  их в работе.

В завершении данной работы нельзя поставить  точку, но можно оставить место для  продолжения. При рассмотрении истории  можно заметить, что вопросы обособления  имущества от человека, ограничении  предпринимательского риска последнего, занимали юристов, предпринимателей и других лиц еще до нашей эры. Участие административно-территориальных единиц и товариществ как субъектов права, уже имело место в средние века. В новое время интересным представляется появление теорий о юридическом лице, идеи которых, претерпев косметические изменения, впоследствии проглядывались уже в теориях двадцатого века.

Современное российское законодательство не пользуется термином "правосубъектность", в то время как в юридической науке, преимущественно в области общей теории права и отдельных ее отраслей, уже давно ведутся споры о том, какое место необходимо отвести этому правовому институту.

Наиболее обоснованной представляется позиция тех ученых, которые рассматривают  правосубъектность как единство право - и дееспособности ("праводееспособность") или, другими словами, отождествляют ее с признанием лица в качестве субъекта права.

Как и всякий субъект гражданского права, юридическое лицо обладает правосубъектностью, т.е. право - и дееспособностью. Вопрос о правосубъектности юридического лица разрешен в ст.49 ГК РФ.

Правосубъектность юридического лица - способность юридического лица своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их; правосубъектность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации.

Юридическое лицо приобретает гражданские  права и принимает на себя гражданские  обязанности через свои органы, действующие  согласно законодательству и учредительным  документам.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.Конституция РФ 2012г

2.Гражданский кодекс РФ 2009г.

3.Земельный кодекс РФ 2010г.

4. Закон РФ «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2010 г. №129-ФЗ.

5.Закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2009 г. №128-ФЗ.

6.ФЗ РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 // СЗ РФ. 1998. №7. ст. 785

7.Российская Федерация. Законы. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон от 14 ноября 2010 г.] // 8.Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №46. - Ст.4532.

Информация о работе Правоспособность юридических лиц