Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 04:40, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы – рассмотреть и изучить общественные отношения, возникающие при заключении инвестиционного договора, а также способы квалификации инвестиционного договора в качестве такового.
Задачи, поставленные для достижения цели написания дипломной работы следующие:
- изучить развитие инвестиционного законодательства как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах;
- определить правовую сущность инвестиционного договора, в части выделения понятия и особенностей инвестиционного договора, разграничении инвестиционного договора и инвестиционного соглашения, а также применение Постановления Пленума ВАС РФ к понятию инвестиционного договора;
2. Следующий признак в Законе «О рынке ценных бумаг» определяется так: эмиссионные ценные бумаги размещаются выпусками, при этом выпуск определяется как совокупность ценных бумаг одного эмитента с одним регистрационным номером. Указанный признак представляется достаточно важным, поскольку риски инвестора возрастают по мере увеличения общего числа инвесторов, доверивших свои средства эмитенту
– увеличивается суммарная масса полученных инвестиций и возрастает вероятность того, что инвестиции могут быть использованы для финансирования больших по объемам и, соответственно, более рискованных проектов
– уменьшается степень влияния отдельного инвестора на процесс использования переданных средств и контроля за их использованием, увеличение количества инвесторов уменьшает вероятность их совместных действий.
3. В качестве последнего, третьего признака в Законе «О рынке ценных бумаг» указано, что эмиссионные ценные бумаги предоставляют их владельцам равный объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени их приобретения. Акционеры, владеющие акциями одного выпуска, действительно обладают равными правами, так же как и ряд иных категорий инвесторов. Вместе с тем этот признак существенно сужает сферу применения рассматриваемого Закона, и вот почему. Права инвесторов по объему могут и не совпадать. Так происходит, например, при участии в инвестировании строительства многоквартирного жилого дома, когда права инвесторов возникают на основании так называемых договоров о долевом участии в строительстве дома. Инвесторы претендуют на разные площади, этажи, разные сроки получения квартиры в собственность и т. д., что не позволяет говорить ни о равенстве прав, ни о равенстве сроков.
Таким образом, следует констатировать, что ни один из указанных признаков в отдельности, ни совокупность признаков не позволяют определить предмет регулирования Закона. Основной недостаток в данном случае видится в юридической технике, использованной при его написании. В целом верно указывая на такой важный признак инвестирования, как объединение средств многих инвесторов, законодатель «замаскировал» его термином «выпуск ценных бумаг», тем самым сузив сферу применения закона до правоотношений, в которых права инвестора удостоверены ценными бумагами. При этом очевидно, что цель правовой регламентации, правового воздействия – процесс передачи инвестиций, становления инвестиционных правоотношений в рамках правовой конструкции, но не ценные бумаги или имущественные права как объекты правоотношений.
Определенным шагом в развитии нормативной базы привлечения инвестиций стало принятие Закона о защите прав инвесторов, однако и он не лишен определенных недостатков. Так, указанным нормативным актом введен запрет на публичное размещение, предложение и рекламу для неограниченного круга лиц, а также документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства, но при этом не являющихся ценными бумагами. Закон не говорит, о какого рода документах идет речь. Очевидно, законодатель, вводя такой запрет, имел в виду документы, подтверждающие права инвесторов, аналогичные билетам АО «МММ», договорам «Русского дома Селенга» и т. д., что не нашло закрепления в законе и является существенной его недоработкой. В то же время формально под действие Закона подпадают лотерейные билеты, поскольку они предлагаются и рекламируются в публичной форме, а также туристические путевки, наконец железнодорожные и авиабилеты и т. д.
Одной из причин такого положения является очередная попытка законодателя выделить инвестиционные отношения из ряда иных отношений через документ, ценные бумаги, что предопределяет необходимость дать дефиниции формам удостоверения прав участников таких отношений. Этот подход находит поддержку и в литературе. В целях защиты интересов инвесторов И. В. Редькин предлагает, чтобы «так называемые фактические отношения (под которыми автор понимает отношения по поводу выпуска билетов АО «МММ», договоров «Русского дома Селенга» и т. д.) возникали по поводу строго определенных объектов – ценных бумаг». Вызывают возражения критерии, положенные в основу разграничения инвестиционных и иных отношений, а именно форма удостоверения прав инвесторов, поскольку известно, что «не юридическая форма определяет суть отношений, а содержание этих отношений обусловливает правовую форму, правовой механизм». Форма удостоверения прав инвесторов не должна влиять на квалификацию возникающих правоотношений. Инвестор обязан получить соответствующую защиту на основании того, что он является участником инвестиционных правоотношений вне зависимости от того, каким образом он может доказать свое право.
Современный (после 2000 г.) этап развития инвестиционного законодательства охарактеризовался появлением специализированных нормативных актов в ранге законов, посвященных отдельным моделям инвестирования, таким как: долевое участие в строительстве, инвестирование в деятельность инвестиционных фондов, участие в жилищных накопительных кооперативах, негосударственных пенсионных фондах. Речь идет о законах о долевом участии в строительстве19, об инвестиционных фондах20, о жилищных накопительных кооперативах21. Получили свое развитие и отдельные виды облигационных займов, например, благодаря Федеральному закону от 11 ноября 2003 г. № 152–ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах»22.
Одним из таких законов явился Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136–ФЗ «Об особенностях эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг» (далее – Закон об особенностях эмиссии)23. Первоначальную основу нормативной базы эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг составило Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах, утвержденное постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 78. Однако в дальнейшем законодатель пошел по пути создания специализированного законодательства по государственным и муниципальным бумагам через принятие Закона об особенностях эмиссии. Бюджетное законодательство также имеет большое значение для данной сферы инвестирования, поскольку определяет, во-первых, пределы, лимиты для государственных и муниципальных займов, а во-вторых, порядок использования полученных в результате эмиссии инвестиций. При этом наличие норм бюджетного законодательства, в том числе Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ), не превращает указанные отношения в бюджетные, что находит подтверждение и в судебной практике.
Представляется, что развитие
инвестиционного
Следует при этом отметить, что ни в одном нормативном правовом акте не закреплено понятие инвестиционного договора, регулирующего отношения, например, в сфере долевого строительства. В связи с этим в научных кругах возникают дискуссии относительно определения инвестиционного договора и разграничения его с понятием «инвестиционное соглашение». Об этих проблемных вопросах пойдет речь в следующей главе дипломной работы.
Законодательная неопределенность в правовом регулировании инвестиционных отношений уже более десяти лет создает дискуссии относительно правовой природы инвестиционного договора. Данная проблема приобрела особую актуальность в связи с бурным развитием инвестиционно-финансовой деятельности в нашей стране. Крупные компании предпочитают вкладывать свои средства в представляющие для них интерес проекты и получать от этих вложений немалые дивиденды. Очевидно, что подобные капиталовложения сопровождаются значительными рисками для инвесторов и отсутствием правовой безопасности участников инвестирования.
Четкого законодательного определения договора, регулирующего инвестиционную деятельность, ни в действующем Гражданском кодексе Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ), ни в Законе РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», ни в Федеральном законе от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» не содержится. Следовательно, определить правовую природу данного вида договоров и рассчитать возможные риски инвесторов весьма непросто. Кроме того, признаки инвестиционного договора весьма схожи с признаками других гражданско-правовых договоров, например: простого товарищества, строительного подряда, договором участия в долевом строительстве, договором о совместной деятельности и др. Связано это, прежде всего, с тем, что законодательное закрепление данного вида гражданско-правового договора в ГК РФ отсутствует.
К числу основных понятий, которыми оперируют действующее инвестиционное законодательство и отечественная наука, относятся «инвестиции» и «инвестиционная деятельность», определенные в Законе РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». Согласно пункту 1 статьи 1 указанного закона инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта. Под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций. Что касается инвестирования в создание и воспроизводство основных фондов, то оно осуществляется в форме капитальных вложений. Таким образом, инвестиционная деятельность определяется как «вклад» в целях получения прибыли (дохода). Также в статье 7 данного закона содержится упоминание об инвестиционном договоре, в частности, согласно пункту 1, основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними.
Тем не менее, ст. 421 ГК РФ предусматривает возможность сторон заключить договор, специально не предусмотренный нормами кодекса и других законов, а также договор, содержащий элементы различных видов договоров (смешанный договор). Главное требование – чтобы такой договор не противоречил действующему законодательству.
Инвестиционный договор как раз и представляет собой договор, не предусмотренный нормами ГК РФ, и, кроме того, является смешанным договором. Поэтому при определении понятия «Инвестиционный договор» зачастую возникают сложности.
В самом общем смысле, инвестиционный договор – это договор, который заключается инвестором при осуществлении им инвестиционной деятельности. Но сущность инвестиционного договора от этого не становится более понятной без определения понятий «инвестиции» и «инвестиционная деятельность».
Определение указанных понятий содержится, прежде всего, в Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее – Закон об инвестициях). Инвестиции – это любое имущество (в понимании, заложенном в российском законодательстве – ст.128 ГК РФ), которое возможно оценить в денежном выражении и которое может быть вложено в предпринимательскую или иную деятельность с целью получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. А инвестиционная деятельность – это, соответственно, процесс вложения инвестиций.
Исходя из обозначенных определений, как инвестиции, так и деятельность по их вложению может быть очень многообразной. Также широк диапазон законодательных норм, применимых для регулирования инвестиционных отношений (нормы ГК РФ и других законов о купле-продаже, финансовой аренде (лизинге), строительного подряда, государственных (муниципальных) контрактах, простом товариществе, концессионных соглашениях и т.д.), который определяется в зависимости от вида объекта инвестиционного вложения. Соответственно, применимые законодательные нормы закономерно влекут за собой зависимость участников инвестиционных отношений от различных особенностей указанных норм (в том числе по форме заключения договоров и необходимости их государственной регистрации), тонкостей, нюансов и практики применения таких законодательных норм. Этим объясняется сложность и многогранность этого правового явления. Поэтому для исключения возможных правовых рисков и учета всевозможных особенностей инвестиционного договора целесообразно обратиться к специалистам по этому вопросу.
Если говорить об объектах инвестиционной деятельности, то чаще всего об инвестиционном договоре говорят применительно к участию в долевом строительстве объектов недвижимости. Но инвестирование может осуществляться не только в объекты недвижимости, но и в движимое имущество, ценные бумаги, объекты интеллектуальной собственности, в создание юридического лица и т.д.
Другой особенностью инвестиционного договора является то, что он не заключается на пустом месте. Его заключению всегда предшествует наличие инвестиционного проекта. В соответствии со ст.1 Закона об инвестициях, инвестиционный проект представляет собой, по сути, технико-экономическое обоснование инвестиций, объема и сроков осуществления капитальных вложений и других параметров инвестиционной деятельности, в том числе необходимую проектную документацию и описание практических действий по осуществлению таких инвестиций (бизнес-план).
Еще одной отличительной чертой инвестиционного договора является особый состав участников инвестиционных договоров (субъекты инвестиционной деятельности). Закон об инвестициях (ст.4) относит к ним: инвесторов (физические и юридические лица, публичные образования, осуществляющие инвестиции, в том числе иностранные инвесторы), заказчиков (инвесторы или лица, уполномоченные инвестором на организацию выполнения инвестиционного проекта), подрядчиков (непосредственные исполнители работ), пользователей объектов капитальных вложений. Данный перечень является открытым, так как в других законах могут быть предусмотрены и другие виды участников инвестиционных договоров. Например, действующий в части, не противоречащей Закону об инвестициях, Закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (ст.2) предусматривает дополнительные субъекты инвестиционной деятельности – поставщиков, банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи.
Информация о работе Правовая природа инвестиционного договора